КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строительный комплекс муниципального образования: состояние и основные направления развития
Муниципальный строительный комплекс
Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В понятие "строительство" в данном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом. Строительство - одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования. Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя: - предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень); - производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т.п.; - предприятия механизации и транспорта; - организации, осуществляющие строительные, монтажные и иные работы. Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях. Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому его можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, показанных на рис. 11.
┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌────────────┐ │ Инвесторы │ │ Заказчики │ │ Подрядчики │ └─────┬─────┘ └──────┬────┘ └──────┬─────┘ └────────────────┼───────────────┘ ┌───────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │Проектно-изыскательские├┐ │ ┌┤Пользователи объектов│ │ организации ││┌───────┴──────┐││ строительной │ └───────────────────────┘├┤ Субъекты ├┤│ деятельности │ ┌───────────────────────┐││ строительной ││└─────────────────────┘ │ Инжиниринговые, │││ деятельности ││┌─────────────────────┐ │ консалтинговые ├┤└───────┬──────┘├┤Банки, инвестиционные│ │ риелторские фирмы ││ │ ││ фонды │ └───────────────────────┘│ │ │└─────────────────────┘ ┌───────────────────────┐│ │ │┌─────────────────────┐ │ Органы муниципального ││ │ └┤ Страховые компании │ │ управления ├┘ │ └─────────────────────┘ │ строительством │┌────────┴──────────┐ └───────────────────────┘│ Общественные │ │ объединения │ │(союзы, ассоциации,│ │ консорциумы) │ └───────────────────┘
Рис. 11. Субъекты строительного процесса на территории муниципального образования
Часть из них непосредственно участвует в строительном процессе, другая - формирует обслуживающую инфраструктуру, напрямую или косвенно участвующую в создании строительной продукции. Муниципальное образование является пользователем объектов строительной деятельности, а при осуществлении строительства за счет бюджетных средств выступает также в роли инвестора и заказчика. В роли подрядчиков (исполнителей) отдельных этапов строительной деятельности выступают научно-исследовательские, проектно-изыскательские, строительные, монтажные и иные организации, поставщики оборудования, строительных материалов и конструкций, пусконаладочные и другие организации, участвующие в инвестиционном процессе. Из числа подрядных организаций заказчиком назначается генеральный подрядчик (генподрядчик), ответственный за организацию строительного процесса и сдачу в эксплуатацию законченного объекта. Он привлекает для выполнения отдельных видов строительных, монтажных и иных работ субподрядные организации. Подрядчики могут располагаться как на территории муниципального образования, так и за его пределами, особенно субподрядные организации, специализирующиеся на отдельных видах работ. Технологическое и иное сложное оборудование для строящегося объекта обычно приобретается и поставляется на строительную площадку непосредственно заказчиком строительства, однако он может поручить эту работу генподрядчику. Учитывая особо важную роль проектной стадии в строительном процессе, проектно-изыскательские организации выделены в качестве отдельного участника. Из числа проектных организаций заказчиком назначается генеральный проектировщик, ответственный за разработку проекта в целом. Он привлекает для выполнения отдельных видов работ субподрядные специализированные проектные и изыскательские организации. Для руководства и координации инвестиционного процесса местная администрация или иной (немуниципальный) инвестор могут создать управляющую компанию. Схема взаимодействия между основными участниками инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования представлена на рис. 12.
┌──────────┐ ┌───────────────────┤ Заказчик ├──────────────────────┐ │ └────┬─────┘ │ │ \/ │ │ ┌───────────────┐ │ │ ┌─────────┤ Управляющая ├───────────┐ │ \/ \/ ┌────┤ компания ├─────┐ \/ \/ ┌──────────────┐│ └───────────┬───┘ │ ┌────────────────┐ │ Банки, ││ │ ┌┼──┤ Проектно- │ │инвестиционные││ │ ││ │ изыскательские │ │ фонды ││ \/ ││ │ организации │ └──────────────┘│ ┌──────────────────┐││ └────────────────┘ /\ │ │ Конкурсные торги │││ ┌────────────────┐ │ │ └───────────┬──────┘│└─>│ Инжиниринговая │ │ │ │ │ ┌─┤ компания │ │ \/ \/ │ │ └────────────────┘ ┌────┴──────┐ ┌────────────┐ │ │ │ Страховые │ │ Контракт │ │ │ ┌────────────────┐ │ компании │ └───────┬────┘ │ │ │ Товарный рынок │ └───────────┘ │ │ │ └────────────────┘ /\ /\ \/ \/\/ /\ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ │ └───────┤ Генподрядная организация │ ┌──────┴───────┐ │ └─┬────────────┬───────────┘ │ Поставщики │ ┌──────┴──────┐ │ │ │ материальных │ │Субподрядные │<─────┘ │ │ ресурсов │ │организации │ │ │и технического│ └──────┬───┬──┘ │ │ оборудования │ │ │ │ └───────────┬──┘ │ │ │ /\ │ │ └──────────────────────┼─────────────────┘ │ │ \/ │ │ ┌─────────────────────────────────────┐ │ └─────>│ Строительство объектов и комплексов │<──────┘ └─────────────────────────────────────┘
Рис. 12. Схема взаимодействия основных участников инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования
Подотрасли, этапы и нормативная база строительной деятельности
Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к компетенции муниципальных образований со статусом поселений и городских округов организацию строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. К их компетенции отнесено также строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на их территории. Муниципальные образования со статусом муниципальных районов ответственны за строительство автомобильных дорог между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов на территории муниципального района. В компетенцию муниципальных образований не входят автомобильные дороги и транспортные сооружения федерального и регионального значения (в том числе и проходящие по их территории). Фактически под контролем органов местного самоуправления находятся не только жилищное и дорожное строительство, но и строительство промышленных объектов коммунального хозяйства, потребительского рынка, социальной сферы, инженерных коммуникаций. Подотрасль жилищного строительства на территории муниципального образования в настоящее время представлена, с одной стороны, сохранившими свой производственный потенциал крупными комплексными подрядными организациями, ведущими многоэтажное строительство, с другой стороны, средними и малыми строительными фирмами, специализирующимися на малоэтажном индивидуальном строительстве. Крупные строительные организации, как правило, существуют в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ и были созданы в результате приватизации бывших государственных строительных организаций. Они выполняют на условиях подряда весь комплекс строительно-монтажных и отделочных работ, имеют в своем составе специализированные строительные и транспортные подразделения, подразделения строительной техники и предприятия стройиндустрии. Средние и малые строительные фирмы, как правило, образовались в период экономических реформ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Для обеспечения своей деятельности они используют подрядные отношения с крупными строительными организациями. Важной особенностью современного жилищного строительства является использование новых современных технологий и отделочных материалов. Для предприятий стройиндустрии характерно использование зарубежных технологий и материалов, обеспечивающих требования современного рынка жилья к качеству и ассортименту строительных изделий и полуфабрикатов. В других подотраслях строительства преобладают крупные строительные организации, в том числе с долей государственной и муниципальной собственности. Основные технологические этапы строительной деятельности: - проектный этап: проведение инженерных изысканий, разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации; - собственно капитальное строительство; - приемка законченных объектов в эксплуатацию. В условиях перехода к рыночной экономике началось реформирование системы проектирования и строительства муниципальных объектов и ее нормативной базы. Основные нормативные документы на строительство, утвержденные федеральными органами государственной власти: - порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений; - инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений; - положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждении градостроительной, проектной и предпроектной документации в РФ.
Проектная документация на строительство
Важным условием строительной деятельности является наличие проекта - специальным образом разработанной и описанной модели, характеризующейся определенным жизненным циклом, под которым понимается период времени от замысла проекта до его закрытия (рис. 13).
┌─────────────────┐ │ Строительство │ └┬────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├>│ Предынвестиционный этап (обоснование целесообразности │ │ │ проекта и оценка эффективности инвестиций) │ │ └────────┬────────────────────────────────────────────────────┘ │ \/ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Проектный этап (разработка, согласование и утверждение │ │ │ проектной и изыскательской документации на строительство) │ │ └─────────┬───────────────────────────────────────────────────┘ │ \/ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Строительный этап (выполнение мероприятий проекта в натуре │ │ │ и сдача объектов в эксплуатацию) │ │ └─────────┬───────────────────────────────────────────────────┘ \/ \/ ┌──────────────────┐ │ Эксплуатация │ └┬─────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├>│ Практическое использование результатов реализации проекта │ │ └─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘ │ \/ │┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ ││ Обеспечение окупаемости инвестиций и получение дополнительной │ ││ прибыли, социального, экологического или иного эффекта │ │└──────────┬────────────────────────────────────────────────────┘ \/ \/ ┌─────────────────────┐ │ Заключительная фаза │ └┬────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ └>│ Использование эффекта, полученного на стадии эксплуатации, │ │ для новых инноваций │ └─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘ \/ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Закрытие проекта │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 13. Жизненный цикл проекта
Каждый проект представляет собой совокупность трех взаимосвязанных проектов: бизнес-, строительного и инвестиционного. Бизнес-проект - комплект документации, описывающий процесс строительства и эксплуатации объекта. Он определяет окупаемость инвестиций и получение дополнительной прибыли или иного (социального, бюджетного, экологического) эффекта. Он охватывает все три стадии жизненного цикла проекта и служит его основой. Строительный проект - комплект документации, описывающей процесс строительства объекта. Строительный проект разрабатывается и реализуется в течение двух первых стадий жизненного цикла проекта - предынвестиционной и инвестиционной. Инвестиционный проект - комплект документации, описывающий процесс инвестирования (инвестиционный процесс) в строительство объекта. Он, как и бизнес-проект, реализуется на протяжении всего жизненного цикла. Важным параметром инвестиционного проекта является срок окупаемости, наступающий во второй стадии жизненного цикла. Под сроком окупаемости инвестиционного проекта понимается период с начала его финансирования до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями, с одной стороны, и объемом инвестиционных затрат, с другой стороны, становится положительной. При строительстве и реконструкции сложных объектов предусматривается разработка предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация оформляется в форме документа, именуемого "Обоснования инвестиций в строительство" или "Технико-экономическое обоснование (ТЭО)". При необходимости разработки предпроектной документации предынвестиционная стадия жизненного цикла строительного проекта включает следующие основные этапы: - составление ходатайства (декларации) о намерениях и направление его в орган исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и предварительное согласование места размещения объекта; - составление задания на разработку Обоснований инвестиций в строительство; - разработка Обоснований и получение заключения государственной экспертизы; - утверждение Обоснований в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и получение акта выбора земельного участка. Перечень вопросов, рассматриваемых при разработке Обоснований инвестиций в строительство, приведен на рис. 14.
Рис. 14. Перечень вопросов, рассматриваемых в Обоснованиях инвестиций в строительство
В заключительном разделе Обоснований делаются общие выводы о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в строительство объекта с учетом его экологической и эксплуатационной безопасности. Приводятся основные технико-экономические и финансовые показатели объекта инвестиций, программа проектирования и проведения необходимых исследований и изысканий, план-график осуществления инвестиционного проекта, а также рекомендации по порядку дальнейшего проектирования, строительства и эксплуатации объекта, обеспечивающих инвестору получение максимальной и стабильной во времени прибыли, достижение положительных социальных результатов и других целей. Для муниципальных объектов чаще всего важен именно социальный, а также экологический результат проекта. Проектная документация включает в себя проект и рабочую документацию на строительство. Рабочая разрабатывается для отдельных частей проекта (видов работ) после экспертизы и утверждения заказчиком. Для несложных объектов проектная документация может разрабатываться в одну стадию, в форме единого (технорабочего) проекта. Для объектов производственного назначения проект строительства состоит из следующих разделов: - общая пояснительная записка; - генеральный план и транспорт; - технологические решения; - организация и условия труда работников; - управление производством и предприятием; - архитектурно-строительные решения; - инженерное оборудование, сети и системы; - организация строительства; - охрана окружающей среды; - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; - мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; - сметная документация; - эффективность инвестиций. В несложных проектах, например жилых зданий, объектов социального назначения и городского хозяйства и др., отдельные разделы могут отсутствовать.
Механизмы и органы муниципального управления строительством
Государство принимает меры по восстановлению и развитию строительного производства на новых рыночных принципах. Они ориентированы на институциональные преобразования как самого объекта строительной деятельности - земельного участка и сооружаемого объекта недвижимости, так и на стимулирование основного потребителя строительной продукции - частного инвестора и застройщика. Предполагается адаптация действующих строительных норм и правил к требованиям прогрессивных форм и технологий жилищного строительства, упрощение процедур получения разрешения на строительство и экспертизы проектной документации, завершение перехода к обязательной конкурсной системе отбора поставщиков материалов и подрядчиков для жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств. Осуществление вышеуказанных мероприятий обеспечит развитие процессов проектирования и строительства на территории муниципальных образований на новой правовой, экономической и финансовой основе, что в конечном счете повысит эффективность программ социально-экономического развития муниципальных образований. Для регулирования процессов строительства на всех его этапах при местной администрации обычно создается муниципальный орган управления капитальным строительством - отдел или управление капитального строительства (ОКС, УКС). Он может иметь форму структурного подразделения администрации или муниципального учреждения. В администрациях крупных муниципальных образований существует должность заместителя главы администрации по строительству. Основные функции муниципального органа управления капитальным строительством показаны на рис. 4.7.5.
┌─────────────────────────────┐ │Функции муниципального органа│ │ управления строительством │ └─┬──────────────────────┬────┘ ┌───────────────────┴──────────┐ ┌───────┴─────────────────────┐ │ Для всех объектов │ │ Для объектов, │ │ на территории муниципального │ │ строящихся с привлечением │ │ образования │ │ бюджетных средств │ └┬─────────────────────────────┘ └┬────────────────────────────┘ │┌───────────────────────────────┐ │┌───────────────────────────────┐ ││ Участие в разработке годовых │ ││ Обеспечение строительства │ ├┤ и перспективных планов │ ├┤ проектно-сметной документацией│ ││ капитального строительства │ │└───────────────────────────────┘ ││ на территории │ │┌───────────────────────────────┐ │└───────────────────────────────┘ ││ Создание геодезической основы │ │┌───────────────────────────────┐ ├┤ для строительства │ ││ Участие в выборе площадок для │ │└───────────────────────────────┘ ││ строительства, передача │ │┌───────────────────────────────┐ ├┤ генподрядным строительным │ ││ Оформление договоров с │ ││ организациям документов │ ││ с генподрядчиком, поставщиками│ ││ об отводе земельных участков │ ├┤ оборудования, пусконаладочными│ │└───────────────────────────────┘ ││ организациями │ │┌───────────────────────────────┐ │└───────────────────────────────┘ ││ Контроль и технический надзор │ │┌───────────────────────────────┐ ├┤ за строительством (совместно с│ ││ Обеспечение финансирования │ ││ органами госархстройконтроля) │ ├┤ строительства │ │└───────────────────────────────┘ │└───────────────────────────────┘ │┌───────────────────────────────┐ │┌───────────────────────────────┐ ││ Участие в работе │ ││ Обеспечение строительства │ └┤ государственных приемочных │ ├┤ оборудованием, поставка кото-│ │ комиссий │ ││ рого возложена на заказчика │ └───────────────────────────────┘ │└───────────────────────────────┘ │┌───────────────────────────────┐ ││ Осуществление авторского │ ├┤ надзора за строительством │ │└───────────────────────────────┘ │┌───────────────────────────────┐ ││ Передача эксплуатирующим │ └┤ организациям принятых │ │ в эксплуатацию объектов │ └───────────────────────────────┘
Рис. 15. Функции муниципального органа управления строительством
Если строительство ведется без привлечения бюджетных средств, то на муниципальный орган возлагаются в основном координирующие, согласовывающие и контрольные функции. Если же оно осуществляется с полным или частичным бюджетным финансированием, муниципальный орган управления строительством выполняет роль заказчика и объем его функций существенно расширяется. На нем лежит ответственность за бесперебойное финансирование всех стадий строительного процесса, обеспечение его проектно-сметной документацией, оборудованием, осуществление авторского надзора за строительством и передача объекта, законченного и принятого государственной комиссией в эксплуатацию, той организации, которая будет его эксплуатировать.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |