КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ результативности, эффективности и качества реализации полномочий местного самоуправления
Смотри вопрос № 39 Структура проекта социально-экономического развития муниципального образования Структура программ социально-экономического развития I. Паспорт программы II. Основное содержание 1. Социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования 1.1. Социально-экономическое положение муниципального образования 1.2. Основные проблемы социально-экономического муниципального образования 1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения муниципального образования 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы 3. Система программных мероприятий 4. Механизм реализации программы 5. Ресурсное обеспечение программы 6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы 7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации III. Приложения к программе Приложение 1. Система программных мероприятий Приложение 2. Программные мероприятия Приложение 3. Эффективность программных мероприятий Приложение 4. Объемы и источники финансирования Приложение 5. Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и осуществлению институциональных преобразований Приложение 6. Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета Приложение 7 Объем финансовых средств, поступивших из федерального и регионального бюджетов в бюджет муниципального образования в
Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения. Эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее "вмешательства" в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно под свою ответственность организовать управление с целью достижения поставленных перед муниципальным образованием целей и задач. Органы местного самоуправления призваны решать возникающие на территории муниципального образования проблемы. Проблема - это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому. Эффект (лат. "effectus") - это действие; эффективный (лат. "effectivus") - действенный, дающий желаемый результат. Эффект управления представляет собой способность субъекта управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях. Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее. Цель управленческой деятельности - получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с затратами, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину с другой. Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эффективность рассматривается также как способность приносить эффект. Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние "нового" управления на результаты деятельности органа власти, отнесенной к затратам. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату. Экономическая эффективность - количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях. Социальная эффективность - качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям населения. Под социальным эффектом обычно понимается создание благоприятных условий для населения на территории муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг, а также создание более благоприятных условий труда работников, осуществляющих функции обследования населения. Во многих случаях социальный эффект не поддается количественному измерению, и его определяют теми качественными сдвигами, которые происходят на территории муниципального образования. Он измеряется косвенными результатами, например сокращением времени обслуживания, повышением качества обслуживания, улучшением социально-психологической обстановки. Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется: - спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру; - трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования; - сложностью получения достоверной исходной информации; - трудностями измерения отдельных показателей, носящих комплексный, обобщенный характер. Все эти трудности объективны. Так, состояние обобщенного показателя зависит и от состояния его составляющих, и от их взаимовлияния. Можно определить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления. Внутренняя эффективность - это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения. Внешняя эффективность - это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования. Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления: - обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития муниципального образования; - определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления; - разработка методов расчета отдельных показателей. Для оценки эффективности муниципального управления может быть предложена система показателей, представленная на рис. 8.7.1.
┌─────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ │ Степень соответствия содержания │ │ Глубина учета и выражения │ │ и результатов деятельности │ │ в управленческих решениях │ │ органов и должностных лиц тем │ │ и действиях комплекса │ │ параметрам, которые определены │ │ потребностей и интересов │ │ их функциями и статусом │ │ людей │ └──────────┬──────────────────────┘ └───────────────┬───────────┘ └───────────────┐ ┌──────────────┘ ┌───────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────┐ │ Уровень организации │ ┌┴─────────────┴─┐ │ Соблюдение законности│ │ труда: регламентация, │ │ │ │в решениях и действиях│ │ организация рабочих ├─┤ Показатели ├─┤ органов и должностных│ │ мест, оснащение │ │ │ │ лиц │ │техническими средствами│ └┬──────┬──────┬─┘ └──────────────────────┘ └───────────────────────┘ │ │ │ │ │ │ ┌───────────────┘ │ └──────────────┐ ┌──────────┴──────────┐┌──────────┴─────────┐┌──────────┴───────────┐ │ Характер и объем ││ ││ Целесообразный объем │ │взаимосвязей структур││ ││ и правдивость │ │муниципальной власти ││ Авторитетность ││ управленческой │ │с различными местными││ решений и действий ││ информации, │ │ сообществами, ││ управленческих ││ выдаваемой │ │широким кругом людей,││структур и отдельных││ управленческими │ │ демократизм ││ работников ││ структурами и │ │ муниципальной ││ ││отдельными работниками│ │ деятельности ││ ││ │ └─────────────────────┘└────────────────────┘└──────────────────────┘
Рис. 8.7.1. Система показателей эффективности муниципального управления
Критерии и измерители эффективности муниципального управления
При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций. Действенность - это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Измерение действенности направлено на оценку как отдельного работника, так и более высоких уровней управления. Экономичность - это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными. Качество - это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению - это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность). Удовлетворенность работой - престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями. Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей. Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты (табл. 8.7.1).
Таблица 8.7.1
Эффективность муниципального управления
Определение эффективности организации муниципального управления
Показатели, используемые при оценке эффективности организации муниципального управления, представлены на рис. 8.7.2.
┌──────────────┐ │ Показатели │ └───────┬──────┘ ┌───────────────────┼─────────────────────────┐ ┌────────┴────────┐┌─────────┴───────────┐┌────────────┴──────────────┐ │ Характеризующие ││ Характеризующие ││ Характеризующие │ │ эффективность ││ рациональность ││ эффективность │ │ процесса ││ организационной ││организационно-технического│ │ управления ││структуры управления ││ уровня системы управления │ └─┬───────────────┘└┬────────────────────┘└┬──────────────────────────┘ │┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐ ├┤ Расходы на │ ├┤ Звенность системы │ ├┤ Уровень разделения │ ││ управление │ ││ управления │ ││ труда служащих │ │└──────────────┘ │└───────────────────┘ │└─────────────────────────┘ │┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐ ││Производитель-│ ││ Уровень │ ├┤ Уровень технологичности │ ├┤ность аппарата│ ├┤ централизации │ ││ управления │ ││ управления │ ││функций управления │ │└─────────────────────────┘ │└──────────────┘ │└───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐ │┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ ││ Уровень контроля │ ││ Экономичность│ ││ Принятые нормы │ ├┤ за исполнением │ ├┤ аппарата │ ├┤ управляемости │ ││ управленческих решений │ ││ управления │ │└───────────────────┘ │└─────────────────────────┘ │└──────────────┘ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐ │┌──────────────┐ ││Сбалансированность │ ││ Уровень планирования │ ││ Адаптивность │ └┤ прав и │ ├┤ деятельности служащих │ ├┤ системы │ │ ответственности │ │└─────────────────────────┘ ││ управления │ └───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐ │└──────────────┘ ┌───────────────────┐ ││ Уровень числа служащих, │ │┌──────────────┐ │ Уровень │ ├┤ текущие результаты │ ││ Гибкость │ │ технической ├─┤│ которых постоянно │ ├┤ системы │ │ вооруженности │ ││ оцениваются │ ││ управления │ │ служащих │ │└─────────────────────────┘ │└──────────────┘ └───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐ │┌──────────────┐ ┌───────────────────┐ ││ Уровень стабильности │ ││ Оперативность│ │ Уровень │ ├┤ кадров │ ││ принятия │ │ организации ├─┤└─────────────────────────┘ ├┤управленческих│ │ профессиональной │ │┌─────────────────────────┐ ││ решений │ │подготовки служащих│ ├┤ Уровень дис- │ │└──────────────┘ └───────────────────┘ ││ циплинированности кадров│ │┌──────────────┐ ┌───────────────────┐ │└─────────────────────────┘ ││ Надежность │ │ Уровень работы │ │┌─────────────────────────┐ └┤ аппарата │ │ с обращениями ├─┤│ Уровень организации │ │ управления │ │ граждан │ └┤ рабочих мест служащих │ └──────────────┘ └───────────────────┘ └─────────────────────────┘
Рис. 8.7.2. Показатели эффективности организации муниципального управления
Они могут быть разделены на три группы. Первая характеризует эффективность процесса управления, т.е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда. В качестве затрат на управление могут применяться такие легкоизмеряемые показатели, как текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления. Результирующие показатели процесса управления могут оцениваться как количественно, так и качественно и использоваться в качестве критериев эффективности, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей без изменения (ухудшения) остальных. Производительность аппарата управления может определяться объемом выработанной в процессе управления информации. Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование (например, удельный вес затрат на содержание аппарата управления). Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система. Гибкость системы управления характеризует возможность органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности. Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессов. Надежность аппарата управления в целом характеризуется безотказным функционированием, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки надежности аппарата управления и его подсистем могут использоваться уровень выполнения плановых заданий, соблюдение утвержденных нормативов и отсутствие отклонений при исполнении указаний. Вторая группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры управления, рассмотрена в разделе 8.1. Для оценки рациональности организационной структуры управления большое значение имеет ее соответствие объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления техническими средствами. Третья группа показателей, характеризующих эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления, может быть представлена в виде формулы:
Эоту = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 + К8 + К9 + К10 + К11) / 11,
где Эоту - эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления; К1 - уровень разделения труда служащих;
К1 = С1 / С,
где С1 - число служащих, действующих на основе должностных инструкций; С - общее число служащих; К2 - уровень технологичности управления;
К2 = Ф1 / Ф,
где Ф1 - число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы; Ф - общее число функций органа или структурного подразделения; К3 - уровень контроля исполнения управленческих решений;
К3 = Р1 / Р,
где Р1 - число контролируемых решений за определенный период; Р - общее число решений за тот же период; К4 - уровень планирования деятельности служащих;
К4 = Сп / С,
где Сп - число служащих, работа которых планируется в данном периоде; С - среднесписочный состав служащих; К5 - уровень числа служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются;
К5 = Со / С,
где Со - число служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются; С - общее число служащих; К6 - уровень стабильности кадров;
К6 = 1 - С2 / С,
где С2 - число служащих, уволенных за год; С - общее число служащих; К7 - уровень дисциплинированности кадров;
К7 = 1 - С3 / С,
где С3 - число служащих, получивших за год дисциплинарные взыскания; С - общее число служащих; К8 - уровень организации рабочих мест служащих;
К8 = 1 - С4 / С,
где С4 - число служащих, рабочее место которых соответствует требованиям научной организации труда на площади, оснащенной в соответствии с условиями труда; С - общее число служащих; К9 - уровень технической вооруженности служащих;
К9 = 1 - С5 / С,
где С5 - число служащих, использующих персональные компьютеры; С - общее число служащих; К10 - уровень организации профессиональной подготовки служащих;
К10 = 1 - С6 / С,
где С6 - число служащих, прошедших профессиональную подготовку за год; С - общее число служащих; К11 - уровень работы с обращениями граждан в органы муниципального управления;
К11 = 1 - О1 / О,
где О1 - число обращений граждан за определенный период, по которым приняты решения в установленные сроки; О - общее число обращений граждан за тот же период.
Определение эффективности системы муниципального управления
Для оценки эффективности системы муниципального управления могут использоваться следующие методы. 1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления. Эффективность системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле:
Эц = Кув x Куж x Кунпч
Эц - обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления. Кув - коэффициент уровня выживания населения соответствующего муниципального образования. Характеризует условия выживания, сложившиеся в результате деятельности органов муниципальной власти, действующих на территории муниципального образования. Этот показатель определяется как отношение числа родившихся на территории муниципального образования за оцениваемый период к числу умерших к отношению числа родившихся в предыдущий период к числу умерших граждан в муниципальном образовании за тот же период. Если это отношение больше 1, то на территории муниципального образования деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат. Куж - коэффициент уровня жизни населения на соответствующей территории. Определяется как отношение величины денежной суммы прожиточного минимума за период оценки к аналогичному показателю за предыдущий период. Если это соотношение больше 1, то деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат. Кунпч - коэффициент уровня нарушений прав человека в соответствующем муниципальном образовании за определенный период. Этот показатель определяется отношением количества случаев нарушения прав человека, юридически установленных органами власти, за предыдущий и оцениваемый периоды. Если он больше 1, то деятельность органов муниципальной власти дала положительный результат. 2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности. Нередко считают, что отношение достигнутых результатов к поставленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная и ресурсная эффективность) исчерпывают эффективность управления. Тем не менее недостаточно различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Недостаточно говорить о целесообразности и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности, т.е. эффективности муниципальной деятельности с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым местным сообществом на определенном этапе его развития. Эта эффективность названа потребностной. Комплексному понятию эффективности соответствует выражение:
Эк = П / Ц x Ц / Р x Р / З.
Потребностной эффективности (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам) соответствует формула:
Эп = П / Ц.
Результативная эффективность (отношение достигнутого результата к преследуемым целям) измеряется с помощью выражения:
Эр = Ц / Р.
Наконец, для определения затратной эффективности (отношение затрат к достигнутым результатам) используется формула:
Эз = Р / З.
3. Метод оценки эффективности системы муниципального управления на основе оценки эффективности управления в каждой входящей в нее подсистеме. Задача сводится к решению частных задач оценки эффективности системы управления в отдельных сферах муниципальной деятельности и выведению совокупной оценки на основе рейтинговых значений важности отдельных сфер. Рейтинговые значения в каждом случае могут быть определены экспертно, исходя из степени остроты отдельных проблем в конкретном муниципальном образовании и в определенный период времени. Таким образом, эффективность муниципального управления - многогранное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |