Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные технологии для муниципального хозяйства




Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации.

Проблемы профессиональной этики в функционировании государственной службы.

Формы и организация участия общественности в принятии решений (на уровне субъекта Российской Федерации).

Термин "общественность", который широко используется при обсуждении вопросов участия, большинство жителей России, воспринимает в традиционном смысле "активной части населения, способной выразить и отстаивать свой (общественный) интерес". В связи с тем, что социальная активность населения в протестной сфере падает довольно часто звучит мнение о бесперспективности общественных обсуждений и пр. И администрация, и бизнес заинтересованы в том, чтобы создать себе удобного партнера, который будет «представлять общественность». Таковыми становятся общественные советы (ОС), общественные палаты и пр. Часто они создаются при администрации или ведомстве, причем получают те или иные преференции для выполнения своих функций "представления общественности" и выражения общественного мнения. Типичные проблемы ОС – отсутствие методологической базы для демократической процедуры избрания представителей общественности в ОС; отсутствие реальных механизмов связи между общественно активными группами, населением и ОС; "универсальность" состава ОС при рассмотрении любых проблем, хотя они могут затрагивать совершенно различные группы интересов; и практическая несменяемость членов ОС во времени. Создание таких советов является обойти внедрение механизмов информирования и вовлечения общественности в процесс принятия решений.

Правовая база общественного участия - Участие граждан в принятии решений является важнейшим принципом демократии и обеспечивается правом народа на осуществление своей власти как непосредственно, так и через своих представителей, которое закреплено в Конституции РФ. Кроме того, в ней закреплено участие граждан в управлении государством. Таким образом, данная область относится к конституционному праву, но фактически ее развитие в настоящее время происходит в отдельных неспециальных законах и подзаконных актах самой разной отраслевой принадлежности. Есть также случаи, когда сложившиеся традиции диктуют необходимость участия общественности в принятии решений. Правда далеко не всегда это осознается, и соответствующие нормы часто нуждаются в доработке, чтобы отвечать требованиям участия общественности в полном смысле слова.

Несмотря на хаотичность норм, регулирующих УО, созданное правовое поле является весьма обширным, открывающим большие возможности. Но поскольку демократические традиции в России не развиты и культура участия не сформирована, нормы ОУ, заданные в общем виде, реализуются, как правило, формально. Определения участников процесса. В действующем законодательстве для названия субъектов права на участие часто используются термины, не имеющие определения (население, жители, общественность, затрагиваемая общественность и др.), что дает возможность их произвольной трактовки и манипуляции. Не ясно также, кого считать "не общественностью" (куда относить экспертов, работающих над проектом, подрядчиков и т.п., в каких случаях чиновник является общественностью, а в каких – нет?). Это также затрудняет практическое осуществление права на участие общественности. Регламентация процедур участия. Очень мало четких форм, процедур и технологий участия общественности, а существующие - в большинстве случаев не удовлетворяют всем потребностям, хотя есть позитивные прецеденты разработок на местном уровне. На федеральном уровне есть лишь две достаточно проработанные формы общественного участия: референдум и общественная экологическая экспертиза. Другие формы если и названы, то не имеют четкой регламентации. Эта проблема особенно актуальна у нас в стране, где не сформирована культура и мало традиций общественного участия. Отсутствие законодательно закрепленных механизмов приводит к тому, что право на общественное участие остается на уровне декларации. С точки зрения реального правового обеспечения общественного участия в принятии решений разработка таких форм и процедур является наиболее необходимой и актуальной. К тому же без подобных механизмов общественное участие становится малоэффективным и тем самым дискредитируется сама идея. Проблема ответственности. Существо проблемы ответственности коренится не в праве, а существующей практике оценки возможных последствий тех или иных решений, проектов и т.д. Эта практика досталась в наследство от советских времен, когда считалось, что любой объект должен отвечать требованиям абсолютной безопасности, поэтому никакие расчеты рисков не проводились. В настоящее время ситуация начинает меняться, формируется новый подход к безопасности и появляются нормы, требующие оценки вероятности аварии и степени риска. Но эти нормы еще часто недостаточно разработаны. В частности вопрос ответственности за принятые решения еще не связан с уровнем риска и территорией его распространения. Не определены принципы разделения ответственности между субъектами решения и способы обеспечения такой ответственности. Этот вопрос напрямую затрагивает общественность, когда она участвует в принятии решений. Менеджмент процесса общественного участия. Коммуникации в обществе. Возможность высказать свою точку зрения и услышать мнения других заинтересованных сторон имеет важнейшее значение для практической реализации ОУ. В свою очередь эта возможность определяется социальной доступностью методов и каналов коммуникации. В настоящее время спектр используемых коммуникативных приемов чрезвычайно узок. В типичном случае принятия решения по какому-либо проекту основными способами получения информации являются либо индивидуальные переговоры (например, представителей общественных организаций с администрацией или инициатором деятельности), либо публикации в СМИ. Сравнительно редко (и неэффективно) используются встречи с населением, депутатские и общественные слушания, горячие телефоны, листовки и пр. Однако ни индивидуальные встречи, ни вещание через СМИ не дают возможности отразить позицию заинтересованной общественности в обсуждении и учесть ее в окончательном решении. С другой стороны, общественность не имеет возможности знакомиться с позицией многочисленных ведомств, и других участников обсуждения, и ее изменением.

График реализации. Как правило, график реализации проекта или принятия решения строится без учета общественного обсуждения. Законодательно временные рамки не установлены, часто времени на подачу комментариев от общественности отводится даже меньше, чем для работы нанятых или государственных специалистов. Сжатый или нечеткий график является одним из способов избежать вмешательства общественности.

Документы, которые выносятся на обсуждение. Одним из следствий неопределенности регламента и постоянного ожидания инициатором деятельности какого-то подвоха является то, что на обсуждение не выносятся проекты в ранней стадии, не обсуждаются графики и регламенты. Обычно на обсуждение стремятся вынести готовый документ, чтобы избежать критики и отсечь нелояльную общественность. Следует отметить, что причины этого лежат также в непрофессионализме тех, кто готовит проекты решений – в своей предметной области или в сфере связей с общественностью; в традиционной борьбе конкурентных групп за доступ к уху и руке начальника, подписывающего документы. Здесь мы также сталкиваемся с одним из стереотипов сознания: многие всерьез полагают, что критика есть единственная форма обсуждения, и стремятся максимально защитить себя от нее.

«Узкий круг». Еще один прием, который продиктован информационной «непрозрачностью» общества и другими вышеназванными причинами, это формирование «общественности на все случаи жизни» в виде общественных советов, палат и пр. Хотя эта форма взаимодействия имеет очевидные достоинства – возможность глубокого участия в подготовке решений, ее валидность подрывается отсутствием реальных механизмов отчетности таких структур перед обществом. Важнейшие условия, которые способствуют рациональной организации процесса гражданского участия, заключаются в следующем: ясно понимаемая социальная структура общества с выраженными формально (в виде НКО, ассоциаций и пр.) группами интересов; концентрация достаточных ресурсов в руках муниципалитетов и общественных объединений; наличие доступных форм и методов коммуникации и специалистов, способных организовать процесс взаимодействия.

23. Инфраструктура муниципального хозяйства – понятие и составляющие, проблемы развития.

http://www.youtube.com/watch?v=VSb7WjPTUZ4 -видео на тему инфраструктура муниципального хозяйства (подробно на данный вопрос).

Инфраструктура муниципального хозяйства – комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

В состав современного муниципального хозяйства выделяют:

- социальная инфраструктура

- коммунальная инфраструктура

- производственная инфраструктура

- деловаяинфраструктура

Главные проблемы (кратко):

1) Проблема увеличения единиц жилья и его общая площадь, а также объем общественных благ увеличивается быстрее, чем количество жителей и общее количество мест.

2) Количество жителей и общее количество мест растет быстрее, чем объем количества жилья и объем предоставляемых благ.

3) Прирост населения к миграции приближается к 0 (ситуация стогнации)

Профессиональная этика гос-ых служащих отличается от общегражданской. От гос-ых служащих при исполнении их должностных обязанностей требуется уважение гражданских прав и свобод и более аккуратное следование общечеловеческим ценностям. В мировой практике сложилось два подхода к этике гос-ой службы – нормативный и структурный.

Нормативный ориентирован на внедрение этических ценностей, то есть на воспитание гос-ых служащих.

При структурном подходе основное внимание уделяется нормативным актам и формальным установкам, которыми регулируется деятельность чиновников, т.е. законодательно описываются, какие действия чиновникам запрещены (иногда – разрешены). Этот подход практикуется в большинстве стран. Например, именно формально-юридические методы используются в борьбе против коррупции. Однако при этом, поскольку тотальный контроль невозможен, и описать все возможные нарушения тяжело, для профилактики неэтичного поведения чиновников разрабатываются различные программы административной этики. В понятие профессиональной этики гос-го служащего включены следующие характеристики: лояльность – как верность принятым на себя обязательствам; во Франции законодательством запрещены высказывания, подрывающие авторитет исполнительной власти; соблюдение секретности (профессиональная конфиденциальность); беспристрастность; честность, неподкупность.

Существуют специальные правительственные органы и общественные организации, которые занимаются вопросами этики гос-ой службы.

Основным типом незаконного поведения гос-го служащего является коррупция. – это поведение, которое не соответствует формальным правилам и обязанностям вследствие стремления к частному выигрышу, денежному или статусному. Коррупция может проявляться в следующих формах: · взяточничество· непотизм (кумовство)· незаконное присвоение (перемещение ресурсов из общественного сектора в частный)· превышение служебных полномочий (например, неадекватное наказание).Для современных гос-ых служащих не характерна традиционная профессиональная этика. Чиновники редко говорят о призвании, о служении обществу, их отношение к работе формируется прагматичными материальными соображениями. Как правило, при выборе профессии не предполагается самореализация на службе, потенциал человека раскрывается на досуге и в семье.

Работа приобретает прикладное значение, мотивация изменяется. Основными мотивами найма на государственную службу стали неограниченный срок контракта, стабильная заработная плата, не зависящая от количества и качества труда, нормированный рабочий день. Содержательная сторона профессии оставляет чиновников равнодушными. Рационализация и механизация труда не добавляют интереса. Раздробленность и стандартизация рабочих процессов снижает возможность влияния на принятие решений и делает задачи незначительными в субъективном восприятии. Поэтому нет ответственности и осознания необходимости качественного труда. Система стимулирования и оплаты труда гос-ых служащих не поощряет индивидуальные результаты, а регулирует распределение вознаграждения в зависимости от возраста, трудового стажа, очередности продвижения по службе. Она может обеспечить мотивацию, так как освобождает от чувства неуверенности.

25. Управление рисками в государственном управлении: основные понятия и пути минимизации.

Риск - возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории:1. Природно-естественные риски, т.е. связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.2. Экологические - риски, связанные с загрязнением окружающей среды3. Политические связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К ним относят:-невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т. п.;-введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);-неблагоприятное изменение налогового законодательства;-запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

4. Транспортные - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.5. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся: Имущественные - риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической системы и т. п.

Производственные - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии. Торговые - риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки и т.п. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов. Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риски прямых финансовых потерь. Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т. п.). Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Риски прямых финансовых потерь включают: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства. Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п. Селективные риски (лат. Selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля. Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

В любом инвестировании капитала всегда присутствует риск. Место риска в инвестировании капитала определяется самим существованием и развитием хозяйственного процесса. Риск является обязательным элементом любой экономики. Проявление риска как неотъемлемой части экономического процесса - объективный экономический закон. Существование данного закона обусловлено элементом конечности любого явления, в том числе и хозяйственного процесса. Каждое явление имеет свой конец. Это только в математике существуют бесконечные величины. В объективных же явлениях все ограничено, все элементы имеют свой дефицит. Ограниченность (конечность) материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов вызывает в реальности их дефицит и способствует появлению риска как элемента хозяйственного процесса. Таким образом, инвестирование капитала и риск всегда взаимосвязаны.

Основы и главные направления реформы последовательно и исчерпывающе раскрыты в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации.

В качестве целей реформирования государственной службы определены кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Как приоритетное направление в области нового государственного строительства реформирование государственной службы предполагает решение следующих основных задач:

- приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;

- определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;

- создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Для решения поставленных в Программе задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;

- проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих;

- совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;

- формирование системы управления государственной службой.

Главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:

- создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;

- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;

- выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;

- внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;

- формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.

Муниципальное самоуправление, как форма власти, существует ради обеспечения достойного качества жизни населения и обязано работать лишь на его благо. Основная задача муниципального хозяйства состоит в том чтобы достигнуть наивысшего уровня благоустройства и социального благосостояния местного населения посредством наименьших затрат труда и финансовых ресурсов. Эта задача может быть реализована только на основе принятия не стандартных, новаторских решений. Социально-экономическое развитие МО напрямую зависит от деятельности конкретных предприятий, работающих на их территории. Любые инновации здесь могут эффективно внедряться только при совместных и согласованных действиях органов власти, руководителей и собственников предприятий, представителей науки, активной части трудоспособного населения, молодых специалистов. Существует целый ряд серьезных проблем, которые говорят об отсутствии обратной связи между представителями науки, власти и бизнеса на территории МО. Низкий уровень информированности не позволяет заинтересованным структурам сориентироваться в социально-экономических программах развития территории, что в свою очередь, приводит к снижению уровня доверия к органам власти. В МО не созданы адекватные формы взаимодействия науки и бизнеса, хотя имеется обоюдная заинтересованность сторон. Основная проблема заключается в том, что и на федеральном и региональном уровнях до сих пор нет механизма согласования позиций главных действующих лиц на территории МО. Практически отсутствуют правила объединения сил, возможностей и интересов для их совместного использования при решении задач строительства новой экономики, основанной на знаниях (инновационной экономики). По этой причине органы МСУ продолжают решать, прежде всего, проблемы текущего функционирования муниципального хозяйства: теплоэнергообеспечения, образования, здравоохранения и другие. Вопросы обеспечения

перспективного устойчивого развития остаются, как правило, без внимания. Совершенно «не доходят руки» до формирования стратегий социально-экономического развития МО на основе генерирования и реализации новых знаний, на основе организации взаимодействия науки, власти и бизнеса на территории МО. Т.о., стоит задача в рамках существующего федерального и регионального законодательства создать такой механизм ведения совместной инновационной деятельности на территории МО. Ведь стабильный и управляемый поток инноваций может возникать лишь там, где существуют установившиеся правила игры для всех участников инновационной деятельности (инновационного процесса) и созданы соответствующие условия. Прообраз такого механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в границах МО, уже апробирован и состоит в формировании консорциумов несколько проектов инновационного типа, решающих главные задачи и ликвидирующие сдерживающие факторы развития МО. Это первое условия эффективности его работы. Второе: проекты должны базироваться на основе собственных или привлеченных запатентованных научно-технических разработках, т.е. должны включать в себя интеллектуальную составляющую. Третье: для достижения максимального синергетического эффекта ставится еще одна задача — проекты должны взаимно дополнять друг друга. Четвертое обязательное условие: финансовые затраты на внедрение новых разработок, технологий должны быть минимальными, а полученный совокупный эффект (социальный, экономический, экологический) — в разы больше. Первый опыт формирования и реализации комплекса инновационных проектов был апробирован в 2005 г. на территории МО «Кемеровский район» Кемеровской области, где расположены угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия. Комплекс проектов был реализован в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом Устойчивых Сообществ (ИУС/ISC) и Агентством США по международному развитию (АМР/USAID). Для закрепления полученного опыта в 2009 г. в Кузбассе реализован очередной комплекс проектов в рамках программы Фонда «Устойчивое Развитие» под общим названием «Формирование у жителей МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов». Проекты, включенные в комплекс, отражали специфику и проблемы местного сообщества и были предварительно согласованы с органами местного самоуправления. МО серьезно ограничивают развитие предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере и МО не способны обеспечить финансами даже старт проектов. На прямое финансирование со стороны муниципальных образований рассчитывать не приходится, если даже от проектов ожидаются приличные коммерческие результаты. Анализ российского законодательства и практический опыт реализации проектов показали, что даже в рамках ограниченных возможностей действующих законов можно найти немало интересных механизмов согласования интересов МО и предпринимателей, которые могут быть рекомендованы органам местного самоуправления в качестве инструментов инновационной политики и средств обеспечения устойчивого развития МО. Эти механизмы можно разделить на две группы: совместные проекты создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса; реализация совместных коммерческих проектов. В Налоговом Кодексе РФ (ч. II, глава 25 «Налог на прибыль организаций»)заложен финансовый механизм Фонда технологического развития, который может быть зарегистрирован при органах исполнительной власти. Т.о., предприятия, хозяйствующие на территории МО, имеют возможность до 1,5% налогооблагаемой базы отчислять в местный фонд технологического развития, относя перечисленную сумму на себестоимость продукции (услуг). Другой, более доступный механизм, предполагает создание простого товарищества в соответствии со ст. 1041 ГК РФ. Членов товарищества может объединять договор о совместной деятельности. Форма простого товарищества позволяет его участникам вложить в общее дело деньги, имущество, профессиональные знания (в т.ч. интеллектуальную собственность), навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (п.1 ст.1042 ГК РФ). Участниками товарищества могут стать предприятия любой формы собственности.

Имеется возможность учреждения муниципальными образованиями хозяйственных обществ с участием коммерческой организации - МУП в качестве промежуточного учредителя (ГК РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 № 161 –ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Такие общества создаются по решению уполномоченного органа МСУ. МО как собственник имущества такого муниципального унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Согласно ст. 294, 295 ГК РФ МУП вправе с согласия МО или специально уполномоченного им органа МСУ вносить

принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. МУП может иметь контрольный пакет и даже быть единоличным учредителем хозяйственного общества. МО как собственник имущества МУПа получает с его помощью большие права на участие, получение дохода и контроля за реализацией проектов. Важно отметить, что они оказываются значительно шире, нежели в ситуации с прямым участием МО в учреждении хозяйственного общества. Для коммерческих структур более привлекательными являются схемы с участием фондов в качестве промежуточного учредителя, так как фонд не предполагает членства. Учредители фонда не участвуют напрямую в его управлении и не могут влиять на распределение полученных доходов. В такой ситуации у МО меньше возможности использовать правовые конструкции для оказания давления на своих партнеров по частно-муниципальному партнерству. Несмотря на проблемы, возникающие при реализации совместных проектов в рамках ЧМП, их стоит активно пропагандировать и поддерживать. Проектный подход к реализации инновационной политики позволяет согласовать интересы МО и предпринимателей на местном уровне и может выступить в качестве механизма аккумулирования денежных средств в МО, способом преодоления кризисных явлений и служить надежным ресурсом для устойчивого развития предпринимательского сектора. Также возможен сценарий, когда МО самостоятельно, либо при участии региональных властей, финансовых и бизнес организаций создают некоммерческие организации, которые оказывают имущественную, консультационную, информационную, финансовую и др. поддержку инновационному предпринимательству. В соответствии с действующим в РФ законодательством, МО вправе выступать учредителями некоммерческих организаций в форме некоммерческого партнерства, фонда и автономной некоммерческой организации. ГК РФ (ст. 124 и 125) и Закон о местном самоуправлении (п. 4 ст. 51)

позволяют создавать такие хозяйственные структуры в отдельном МО или с участием нескольких МО в рамках межмуниципального сотрудничества (Закон о местном самоуправлении ст. 68 и 69). Особенности создания и деятельности некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Апробированные механизмы могут успешно тиражироваться как в регионах России, но необходимо дополнительное изучение (или высококвалифицированная юридическая поддержка) состояния и особенностей национального законодательства, разработка серьезных методических материалов для обеспечения возможности активного тиражирования механизмов. «Революционность» предложений заключается в том, что в МО применяются инструменты формирования дополнительных доходов не только за счет увеличения эксплуатации природных ресурсов, но и за счет введения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, на что требуется гораздо меньше вложений капитала, но доходность для муниципального образования может увеличиться многократно.Процедура закрепления прав на интеллектуальную собственность, созданную при выполнении работ по муниципальному контракту в РФ, регулируются Гражданским Кодексом РФ. Согласно ГК РФ (ст. 1373) право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (объекты промышленной собственности), созданные при выполнении работ для муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей муниципальный контракт (исполнителю), если муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит муниципальному образованию, либо совместно исполнителю и муниципальному образованию. Традиционно программы экономического развития МО разрабатываются в виде набора мероприятий в рамках предполагаемых сумм налоговых поступлений. Обычно бюджеты принимаются «дефицитные», в редком случае – сбалансированные. Внешние факторы и вызовы всегда вызывают необходимость оперативного вмешательства в программы, что не всегда удается. Предлагаемый проектный подход (взятый из бизнеса) позволяет формировать новые источники доходов, экономить значительные средства и реинвестировать их в перспективные и доходные проекты социально-экономической направленности. Предлагаемый подход может также применяться для оперативной корректировки стратегических программ развития муниципальных образований на основе управления интеллектуальными ресурсами и добиться значительной экономии бюджетных средств, сформировать дополнительные источники пополнения бюджета, реинвестировать средства в перспективные проекты. Измерение результатов реализации проектов – важнейший фактор оценки их эффективности. Как правило, оцениваются экономический, социальный и экологический эффекты. Экономический эффект проявляется в виде сэкономленных денежных средств и дополнительных доходов в виде налоговых поступлений в бюджет МО, а также в виде доходов от реализации на основе лицензионных соглашений прав на интеллектуальную собственность, приобретенную МО. Экологический эффект подтверждается соответствующими замерами и заключениями контролирующих органов и природоохранных организаций. Социальный эффект проявляется в повышении мотивации населения к улучшению качества жизни, которая базируется на повышении доходов населения, создании дополнительных рабочих мест, на развитии культуры в целом благодаря появляющимся дополнительным финансовым ресурсам. В результате реализации технологии инновационных консорциумов проектов значительно возрастает активность населения в муниципальных образованиях, возрастает доверие к администрации МО, поддерживающей экологические и социально-значимые инновационные проекты, возрастает доверие самой администрации и бизнес-структур к предложениям ученых-разработчиков, возникают новые инициативы от жителей, молодежи, пожилых и опытных людей по формированию нового уровня качества жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.