Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формирования капитала создаваемого предприятия




 

 

Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходи-мых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий по-следующего эффективного использования.

Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особен-ностей, основными из которых являются следующие:

1. К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привле-чены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жиз-

 

 

165


 

ненного цикла отсутствуют. Так, потребность в собственном капитале создаваемого предприятия не может быть удовлетворена за счет его прибыли, а потребность в за-емном капитале – за счет текущих обязательств по расчетам, которые до начала функционирования предприятия еще не сформировались.

2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия состав-ляет собственный капитал его учредителей. Без внесения определенной части собст-венного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал довольно сложно.

3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме. Такими его формами могут выступать денежные средства; различные виды основных средств (здания, помеще-ния, машины, оборудование и т.п.); различные виды материальных оборотных акти-вов (запасы сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов и т.п.); разнообразные нема-териальные активы (патентные права на использование изобретений, права на про-мышленные образцы и модели, права использования торговой марки или товарного знака и т.п.); отдельные виды финансовых активов (различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке).

4. Собственный капитал учредители (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала. Его первоначальный размер декла-рируется уставом создаваемого предприятия.

5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия опреде-ляются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуще-ствляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Так, государст-венные нормативно-правовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общест-ва и общества с ограниченной ответственностью. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредите-лями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период преду-смотренного срока открытой подписки и некоторые другие аспекты первоначального формирования их капитала.

6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены. Современная практика показывает, что финансирование нового бизнеса кредиторами является довольно сложной, а иногда и трудноразрешимой задачей. При этом на первоначальной стадии формирования капи-тала предприятия к его созданию не могут быть привлечены такие заемные источни-ки, как эмиссия облигаций, налоговый кредит и т.п.

7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привле-ченных источников требует, как правило, подготовки специального документа – биз-нес-плана. В бизнес-плане создания нового предприятия отражаются, как правило, следующие основные показатели: общая потребность в стартовом капитале, необхо-димом для начала функционирования предприятия; схема финансирования нового бизнеса, предлагаемая его учредителями; ожидаемые сроки возврата вложенного ка-питала инвесторам (кредиторам) и некоторые другие.

8. Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала. Эти расходы связаны с оплатой труда разработчиков бизнес-плана и финансированием связанных с этим ис-

 

166


 

следований. Предстартовые расходы капитала в сумму уставного капитала создавае-мого предприятия, как правило, не включаются.

9. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капи-тала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем. Это предопределяет соответственно высокий уровень стоимости отдельных элементов за-емного капитала, привлекаемого на стадии создания предприятия.

Начальным этапом управления формированием капитала создаваемого предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Не-достаточный объем формирования капитала на этом этапе существенно удлиняет пе-риод открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ря-де случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему не-эффективному использованию активов предприятия, снижает норму доходности это-го капитала. В связи с изложенным, определение общей потребности в капитале соз-даваемого предприятия носит характер оптимизационных ее расчетов. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой про-цесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.

Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достига-ется различными методами, основными из которых являются:

1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию на-чать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алго-ритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвести-руемого в него капитала.

Методика расчета общей суммы активов создаваемого предприятия в альтерна-тивных ее вариантах рассмотрена ранее. При использовании этого метода следует учесть, что еще до начала формирования активов учредители предприятия несут оп-ределенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформ-лением учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потреб-ности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле (4.1.1):

 

 

Пк = Па + Прк, (4.1.1)

 

 

где Пк – общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Па – общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки его бизнес-плана;

Прк – предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

 

 

2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подби-рается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, ис-пользуемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов. Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим мето-дом осуществляется по следующим основным этапам:

 

167


 

На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.

На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.

На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей по-добранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предпри-ятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректи-рующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.

На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предпри-ятия.

Характеризуя этот метод оптимизации общей потребности в капитале следует отметить определенную сложность его использования в силу недостаточных возмож-ностей адекватного подбора предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим объем необходимого капитала.

3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако по-зволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представле-ние о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и за-емного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.

Использование данного метода расчета общей потребности в капитале для соз-дания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах до раз-работки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции сущест-венно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов. Основ-ными из таких факторов являются: а) размер предприятия; б) стадия жизненного цик-ла предприятия; в) прогрессивность используемой технологии; г) прогрессивность используемого оборудования; д) степень физического износа оборудования; е) уро-вень использования производственной мощности предприятия и ряд других. Поэтому более точную оценку потребности в капитале для создания нового предприятия при использовании этого метода расчета можно получить в том случае, если для вычисле-ния будет применен показатель капиталоемкости продукции на действующих пред-приятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).

Расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на осно-ве показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле (4.1.2):

 

 

Пк = Кп × ОР + ПР, (4.1.2)

 

 

где Пк – общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Кп – показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналого-вый);

ОР – планируемый среднегодовой объем производства продукции;

 

 

168

к


 

ПРк – предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

 

 

Преимуществом этого метода оптимизации общей потребности в капитале соз-даваемого предприятия является то, что он автоматически задает показатели капита-лоотдачи предприятия на стадии его функционирования.

В системе управления формированием капитала создаваемого предприятия важ-ная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансиро-вания.

Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав уча-стников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных па-раметров создаваемого предприятия.

При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматри-ваются обычно две основные схемы его финансирования:

1. Полное самофинансирование предусматривает формирование капитала соз-даваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответст-вующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансиро-вания, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без леве-риджа», характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен.

2. Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала соз-даваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекае-мых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предпри-ятия доля собственного капитала (доля самофинансирования нового бизнеса) обычно существенно превосходит долю заемного капитала (долю кредитного его финансиро-вания).

Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом осо-бенностей использования как собственного, так и заемного капитала.

Собственный капитал характеризуется следующими основными положитель-ными особенностями:

1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собствен-ного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) прини-маются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятель-ности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платеже-способности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкрот-ства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей суще-ственного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.

2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

 

 

169


 

3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собст-венного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без тако-го привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рен-табельности деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование не-обходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнкту-ры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложен-ный капитал.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенно-стями:

1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимо-сти существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обес-печения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налого-облагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффици-ента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки: 1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые рис-

ки в хозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчи-вости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорцио-нально росту удельного веса использования заемного капитала.

2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выпла-чиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; ли-зинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товар-ный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнкту-ры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного про-цента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосроч-ной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствую-щих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более вы-сокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительно-го объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельно-сти, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (воз-растающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме ис-пользуемого капитала).

 

 

170


 

На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования ка-питала создаваемого предприятия оказывает влияние ряд объективных и субъектив-ных факторов. Основными из этих факторов являются:

1. Организационно-правовая форма создаваемого предприятия. Этот фактор определяет в первую очередь формы привлечения собственного капитала путем непо-средственного его вложения инвесторами в уставный фонд создаваемого предприятия или его привлечения путем открытой или закрытой подписки на его акции.

2. Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Ха-рактер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвид-ность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в си-лу высокой доли внеоборотных активов имеют обычно низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться при формировании капитала на собственные источники его привлечения. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различ-ную продолжительность операционного цикла (периода оборота оборотного капитала предприятия в днях). Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован заемный капитал, привлекае-мый из разных источников.

3. Размер предприятия. Чем ниже этот показатель, тем в большей степени по-требность в капитале на стадии создания предприятия может быть удовлетворена за счет собственных его источников и наоборот.

4. Стоимость капитала, привлекаемого из различных источников. В целом стоимость заемного капитала, привлекаемого из различных источников, обычно ни-же, чем стоимость собственного капитала. Однако в разрезе отдельных источников привлечения заемных средств стоимость капитала существенно колеблется в зависи-мости от ожидаемого рейтинга кредитоспособности создаваемого предприятия, фор-мы обеспечения кредита и ряда других условий.

5. Свобода выбора источников финансирования. Не все из источников дос-тупны для отдельных создаваемых предприятий. Так, на средства государственного и местных бюджетов могут рассчитывать лишь отдельные наиболее значимые общего-сударственные и коммунальные предприятия. Это же относится и к возможностям получения предприятиями целевых и льготных государственных кредитов, безвоз-мездного финансирования предприятий со стороны негосударственных финансовых фондов и институтов. Поэтому иногда спектр доступных источников формирования капитала создаваемого предприятия сводится к единственной альтернативе.

6. Конъюнктура рынка капитала. В зависимости от состояния этой конъюнк-туры возрастает или снижается стоимость заемного капитала, привлекаемого из раз-личных источников. При существенном возрастании этой стоимости прогнозируемый дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения (при котором использование заемного капитала приведет к убыточной операционной дея-тельности создаваемого предприятия).

7. Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или намечаемого использования создаваемым предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного формируемого капи-тала снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использо-вании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным явля-ется формирование капитала создаваемого предприятия за счет собственных источ-ников. В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно по-вышается эффективность привлечения капитала из заемных источников.

 

 

171


 

8. Мера принимаемого учредителями риска при формировании капитала. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход учредителей к финансированию создания нового предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить в будущем высокую прибыль на вкладываемый собственный капитал, невзирая на высокий уровень риска наруше-ния финансовой устойчивости создаваемого предприятия, формирует агрессивный подход к финансированию нового бизнеса, при котором заемный капитал использует-ся в процессе создания предприятия в максимально возможном размере.

9. Задаваемый уровень концентрации собственного капитала для обеспече-ния требуемого финансового контроля. Этот фактор определяет обычно пропорции формирования собственного капитала в акционерном обществе. Он характеризует пропорции в объеме подписки на акции, приобретаемые его учредителями и прочими инвесторами (акционерами).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.