Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и роль качества




Качество и управление им

Учебные вопросы:

1. Сущность и роль качества

2. Основные понятия по управлению качеством

3. Качество и заинтересованные стороны

4. Качество продукции

5. Качество и конкуренция

"Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение! И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца."

ИЛЬИН И. А. // "Русский колокол", 1928, N 4

Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая много особенностей и различных аспектов.

В зависимости от цели использования к ее основным аспектам можно отнести:

- философский,

- социальный,

- технический,

- экономический,

- правовой.

 

Ø С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными.

Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта.

Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

Ø Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам, зависящим от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.

Ø Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.

Ø С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе чрезмерно высокое качество может оказываться избыточным. В этой связи между техническим и экономическим пониманием качества имеется определенное противоречие.

Ø Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе можно встретить множество его формулировок.

В соответствии со стандартом ISO 9000:1994:

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В соответствии со стандартом ISO 9000:2000:

Качествоэто степень соответствия требований совокупностью собственных характеристик продукции, системы или процесса.

В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2008:

Качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Существуют и другие определения, которые существенно дополняют приведенное выше определение и способствуют лучшему пониманию существа вопроса.

Ведущий американский специалист по системам качества Джозеф Джуран давал такое определение: Качество – это способность к использованию.

Данное понятие включает в себя четыре элемента:

· восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;

· степень, с которой товар соответствует проекту / спецификациям;

· доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность;

· доступный сервис.

Интересную трактовку качеству дает Арманд Фейгенбаум. Он определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке».

С понятием качества неразрывно связано понятие «продукция». Продукция по МС ИСО версии 2008 г. определяется как результат процесса, который в свою очередь есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». Продукция – это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Т.о. продукция является обобщенным понятием и включает в себя изделия, продукты, технологии, услуги и т.д.

Услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.