Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и конкуренция




Конкуренция – это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товара. В основе конкуренции предприятий одной отрасли лежат существенные различия:

  • по качеству используемых средств производства;
  • по технической оснащенности;
  • по квалификации работников.

Следствием этого является различная стоимость выпускаемых изделий и разная прибыль в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся наивысшей в данный момент нормой прибыли.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

- наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

- постоянному совершенствованию техники и организации труда;

- внедрению научно-технических достижений в производство;

- снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

- расширению ассортимента;

- улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

- повышению качества товара.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по обеспечению и повышению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, много:

§ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

§ возрастание темпов и роли НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества в целом;

§ совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и повышение значимости выполняемых функций;

§ увеличение объемов производства товаров и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

§ неприятие потребителями товаров и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

§ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятия.

Отдельно следует сказать и о конкуренции на мировых рынках. Считается (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро), что лишь каждый десятый образец новой продукции РФ превосходит или соответствует по уровню качества лучшим мировым образцам.

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимания уделяется законодательно запрещенной недобросовестной конкуренции. К ней относятся:

- недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (так называемое пиратство);

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;

- ложная информация и реклама и др.

В связи со всем вышесказанным анализ конкурентоспособности изделия становится необходимым процессом в системе управления качеством товара, анализа конкурентного статуса фирмы, ресурсных рынков.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.

Наиболее детально Правила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. В соответствии с этими статьями запрещаются любые соглашения между предприятиями, имеющими целью воспрепятствовать, ограничить или нарушить конкуренцию внутри Европейского сообщества (ЕС).

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.