Наука
| логическое познавание фактов, как выражающих принципы относящиеся к одной из областей человеческого ведения.
|
Знание
| субъективные разнокачественности, на основе которых протекает процесс мышления человека. Знать - ведать, разуметь, твердо помнить.
|
Метафизика
| учение о невещественном, что выше физики, т.е. земной природы, что не подлежит чувствам человека, а одному умствованию его, т.е. учение о духе. Раз и навсегда данность, отсутствие внутренних и внешних связей. Ошибочная методология познания.
|
Герметизм
| система посвящений в истины для “элиты” (эзотеризм); и система искажения и ущемления истины – профанация для толпы (экзотеризм).
|
Теория
| система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности
|
Теорема
| предложение (утверждение), устанавливаемое при помощи доказательства (в противоположность аксиоме).
|
Аксиома
| отправное, исходное положение, лежащие в основании доказательств других положений (теорем) научной теории, которые в пределах этой научной теории не доказывается.
|
Методология
| — система стереотипов распознавания явлений и формирования их образов
— наиболее общие ОСОЗНАННЫЕ закономерности бытия Вселенной, проявляющиеся в развитии её структур разных уровней организации. Она формирует свойства множества требуемых пространственно-временных состояний системы в процессе жизненного цикла.
Владение методологией – субъективное осмысление этих наиболее общих закономерностей в их частных и конкретных различаемых живущими людьми проявлениях в потоке событий.
Методология имеет дело с процессами и призвана распознавать частные процессы в их взаимной вложенности в объемлющих процессах. Частные факторы принадлежат одновременно нескольким объемлющим процессам. Без учёта этого мы можем сгрузить в одну концепцию факты из разных объективных процессов и получить калейдоскоп т.е. концепцию объективно не существующего процесса. Концепция объединяет факты в возможно объективно существующий процесс, а этапы процесса сменяют друг друга во времени.
Методология познания Объективной реальности позволяет переработать множество разрозненных частных фактов в единство подтверждаемых Жизнью мнений о течении и перспективах любого из процессов во Вселенной, включая и развитие человеческого общества, — единственно полезная философия, ввиду единственности Объективной реальности и многогранности одной и той же Истины, общей для всех обитателей Вселенной.
Методология – это осознанное и зафиксированное в культуре описание наиболее общих закономерностей течения событий, выявленных в Различении.
|
Предмет исследования
| исследуемые, изучаемые стороны объектов, т.е. свойства явления, процесса, объекта, имеющие значение для познания или практической деятельности человека.
|
Объект исследования
| то, на что направлена научно-исследовательская, познавательная, учебная, практическая деятельность человека.
|
Модель
| условный образ какого-либо объекта (процесса) при сохранении его основных свойств для изучения оригинала на основе его функционирования.
|
Адекватность модели
| это определённый уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. Адекватность обеспечивается: 1. Сравнением с другими аналогичными моделями. 2. Подтверждением полученных результатов на практике. 3. Учётом основных закономерностей построения и применения.
|
Проект
| некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решение проблемы) и получаемый в процессе реализации результаты.
|
Структурно-функциональный
синтез
| моделирование процессов управления на основе замыкания "модели объекта" и "модели управления". Это замыкание осуществляется через функциональное соответствие этих моделей.
|
Агрегирование
| научный метод, при котором множество элементов (подсистем) модели (системы) заменяются элементами, называемыми агрегатами, на которых и строится агрегированная модель, имеющая существенно меньшую размерность, чем исходная, но достаточно хорошо отражающая свойства системы в главном.
(от лат. aggregatio – накопление) – процедура группировки объектов в категории высшего уровня: индивидов – в социальные группы, групп – в социальные слои, слоёв – в классы и т.п.
|
Декомпозиция
| научный метод, при котором исследование системы (модели) в целом заменяется исследованием отдельных её подсистем (подмоделей), проводимым с учётом их взаимного влияния друг на друга, и по возможности полным отражением при этом целостных свойств системы.
|
Логика
| наука о способах доказательств и опровержений. Все функционально специализированные разновидности логики по-своему отвечают на вопрос: как от истинных суждений-посылок (исходных данных) прийти к истинным суждениям-следствиям (решениям, ответам на вопросы). Т.е. логика, как и математика, — одна из отраслей науки о мhре.
Соответственно, умение логически мыслить предполагает и самоконтроль, цель которого — выявление ошибок: в исходных данных, в самих применяемых логических процедурах, в применении логических процедур, в полученных результатах и т.п., — на основе сопоставления всего этого с Жизнью, что в ряде случаев выходит за пределы возможностей всякой логики.
|
Дедукция
| (лат. deductio — выведение) — форма рассуждения (умозаключения) от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании:
- знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы; и
- общего правила, действующего в пределах данного класса предметов.
Под дедукцией в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. (…) Современное понятие о дедукции является далеко идущим обобщением аристотелевского истолкования дедукции как вывода от общего к частному и показывает его односторонность.
В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям), причём в некотором смысле следствия всегда можно характеризовать как "частные случаи" ("примеры") общих посылок.
Термин «дедукция» употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т. е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и - чаще – как родовое наименование общей теории построений правильных выводов (умозаключений). В соответствии с этим последним словоупотреблением, науки, предложения которых получаются (хотя бы преимущественно) как следствия некоторых общих «базисных законов» (принципов, постулатов, аксиом и т.п.), принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным.
|
Индукция
| (от лат. inductio — введение) — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);
метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса;
вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта.
|
Стохастический
(вероятностный)
процесс
| процесс, относительно которого имеется недостаточная информация и поэтому нельзя сделать точного детального прогноза.
|
Детерминированный
процесс
| процесс управления (самоуправления), последующие состояния которого можно точным образом предсказать, если известно предыдущее состояние.
|
Синонимы
| разные слова, передающие если не один и тот же, то достаточно близкий (по крайней мере в границах определённой жизненной ситуации) смысл.
|