КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Общее управление организацией
4.1 Понятие менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, функция, вид профессиональной деятельности. Термин «менеджмент» происходит от лат. слова «manus», что в переводе означает «рука», и первоначально термин относится к сфере управления животными, а именно, управление лошадьми. Но только к началу 20 в. Этот термин стал относиться к управлению людьми и организациями. Оксфорд. словарь англ. языка дает след. определение понятия менеджмент: 1это способ обращения с людьми; 2искусство управления; 3спец. способы и навыки администрирования; 4организация управления и администрирования. Менеджмент – вид профессиональной деятельности, связанный с управлением людьми. - достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей. - процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации. - совокупность управленческого персонала фирмы. Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме. Как проф деятельность Менеджмент – управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, кот. принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист. профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации. Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, кот. принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист. профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации. Цель менеджмента – обеспечение эффективного функционирования предприятия путем рациональной организации производственного процесса. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных, финансовых и людских ресурсов. Выполнение задач менеджмента по регулирогванию, организации, координации и контролю за производственными процессами оценивается на рынке через прибыль или убытки. Функции управленческой деятельности: 1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения: целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности. 2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п. 3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач. 4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. 5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. . 4.2Формы и модели менеджмента. Различают общий и функциональный менеджмент. I. Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями. Сюда входят: функции управления (планирования, организация, регулирование, учет, контроль и анализ); методы управления (экономические, административные, морального воздействия); механизм разработки и принятия решений; стиль управления; групповая динамика. По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный. - Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на поток согласия с внешней и внутренней средой фирмы. - Стратегический менеджмент - решает вопросы: какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.); посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка; с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса. - Оперативный менеджмент - осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов. II. Функциональный менеджмент охватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную среду на предприятии. Включает: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент по персоналу, информационный менеджмент. Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления. 1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма. 2. Гласность и ценности корпорации. Японская система управления старается создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. 3. Управление, основанное на информации. Сбору данных придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения. 4. Управление, ориентированное на качество. главная забота - получение точных данных о качестве. 5. Постоянное присутствие руководства на производстве. 6. Поддержание чистоты и порядка. Зарубежные модели менеджмента:
Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные образования, сохранять при этом свою самобытность).
4.3Субъект и объект управления. В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие хар-ся след. моментами: - субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления; - объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Субъектом управления явл-ся управленческий персонал, в котором можно выделить 3 уровня: 1. top – генеральный директор и первые заместители; 2. middle (60%) – начальники функциональных служб и подразделений; 3. lower – начальники лабораторий, творческих групп. Объектом управления выступают сферы управления производством, маркетингом, качеством, персоналом, сбытом и т.д.
4.4 Эволюция менеджмента. Зарождение научного подхода к управлению. Вклад Фредерика Тейлора. Необходимость управления возникла в тот период, когда люди стали жить группами, а именно, в оборонител., эконом. и политич. сферах деят-ти. Предпосылками и источниками формирования менеджмента как науки явл. индустриальный способ производства и развитие рыночных отношений, осн. элементами которых явл-ся спрос, предложение и цена. Менеджмент стал развиваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпорации и фирм как особого рода искусства и рода занятий. Возникновение соврем. науки менеджмент относ-ся к концу 19в.- нач. 20в. Важн. заслугой науч. менеджмента явилось положение о том, что управлять можно научно. Основоположник – Ф. Тейлор (1856-1915) применил методы организации труда на фабрике. «Принципы научного управления»(1911г.). В то время, когда Тейлор начал заниматься вопросами управления, им по существу не уделялось должного значения, и зачастую под управлением понимался сам производственный процесс. Цель Тейлора – создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе организации и процессов физического труда. Главное внимание Тейлор уделял вопросам повышения производительности труда. Он внедрил стимулирующую систему оплаты труда (повышенные расценки для выполнения и перевыполнения норм, пониженные – при невыполнении плана). Осн. положения научной школы: 1. замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы 2. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движения 3. специализация функций как в производстве, так и в управлении 4. разработка точных инструкций каждому работнику, в которых дается описание оптимальных методов выполнения работы 5. оплата труда по результату. Среди последователей Тейлора можно выделить: Генри Гант (предложил график, который явился предшественником сетевого графика) и Френк и Лилиан Гилбрет (изучение физических движений в процессе производства).
4.5Развитие школ классического научного менеджмента. Идеологом классического менеджмента является Макс Вебер. В «Теории социально-экономической организации» он выделил 3 типа организаций: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический). В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как машина. По мнению Вебера организация представляет собой жесткую открытую систему. Он раскрыл природу организации. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели; это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность эффективно достигать конечную цель. Родоначальником к лассич. (административной) школы менеджмента (1920-1950гг.) явл. франц. горный инженер Анри Файоль. Он рассматривает управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из 5 функций управления: 1. предвидение (планирование) выражается в разработке программы действий предприятия по различным операциям на перспективу и на текущий период. Оно составляет наиболее существенную часть управления. 2. организация – обеспечение предприятий всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная – обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, а социальная – обеспечение предприятия людьми. 3. распорядительство – целью явл. извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю в интересах предприятия в целом. 4. координирование – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей. 5. контроль – проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие (единство распорядительства); единство направления (единство дирекции); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала (цена оказываемых услуг); централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух. Он считал, что предложенная система принципов не может быть окончательно сформулирована, она должна оставаться открытой для изменений и дополнений.
4.6Неоклассический гуманитарный менеджмент как предпосылка нового управленческого мышления. Школа человеческих отношений (ШЧО) Роберту Оуэну принадлежат первые эксперименты по моральному стимулированию работников (опыты с лентами). Мери Паркер Фоллет изучала вопросы человеческого фактора, определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц, внесла идею «конструктивного конфликта». Родоначальником школы человеческих отношений (1930-1950гг.) является Элтон Мэйо. Название школы связано с экспериментами, которые проводились в городе Хоторн. Благодаря изучению факторов, влияющих на производительность труда (освещенность, температура воздуха, режим работы, питание, система оплаты труда) было открыто явление, которое получило название человеческие отношения. Основные открытия, сделанные в рамках ШЧО: 1. все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений с учетом социального и психологического фактора. 2. важность взаимоотношений между рабочими и руководителями. 3. возникновение понятия «хоторнский эффект»: повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствует получению желаемого результата. Основные положения доктрины человеческих отношений: 1. система взаимных связей и информации 2. беседы «психологических советников» с рабочими (сис-ма исповеди) 3. организация мероприятий, именуемых участие рабочих в принятии решений 4. наличие в любой организации неформальных групп. Недостатком ШЧО явл-ся отсутствие системного подхода к проблемам управления, в частности, неспособность построения научной теории о месте человека в организации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |