Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышения результативности менеджмента




Управление динамикой групп как фактор

Существование социальных взаимоотношений заставляет людей менять свое поведение таким образом, что случайное скопление людей становится группой. Каждый человек может входить одновременно во много групп: семейных, дружеских, учебных, производственных, по интересам и т.д. По определению Марвина Шоу, «группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц». Руководство организации создает формальные группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). Функциями формальныхгрупп по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.

Рабочая (целевая) группа обычно состоит из лиц, работающих совместно над одним и тем же заданием.

Третий тип формальной группы - комитет (комиссия).

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации заключается в координировании деятельности структурных подразделений, направленном на обеспечение деятельности друг друга и организации в целом, а также целенаправленное влияет на поведение отдельной личности.

От этого напрямую зависит производительность труда отдельных сотрудников, структурных подразделений и организации в целом.

Неформальные группы имеют ряд особенностей:

- создаются не по воле руководства, а спонтанно, сами собой;

- могут оказывать мощное конструктивное или деструктивное воздействие на организацию в зависимости от определенных условий;

- имеют свойство взаимопроникновения друг в друга и в формальные группы.

Для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда, в которой люди проводят больше времени в обществе своих коллег, общаются и взаимодействуют, чем в своей собственной семье. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных групп много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными:

- определенная степень организованности;

- проявление иерархии;

- организаторская деятельность лидеров;

- решение групповых задач;

- групповые нормы (неписаные правила).

Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану, ее с труктура и тип строятся руководством сознательно с помощью проектирования.

Структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия, являющегося спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

На рис. 5.15 показаны механизмы образования формальных и неформальных организаций.

 

 

Рисунок 5.15 – Механизм формирования неформальных групп

К основным характеристикам неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации, относятся:

1. Социальный контроль, заключающийсяв установлении и укреплении групповых норм приемлемого и неприемлемого поведения вплоть до бойкота нарушителям норм.

2. Сопротивление переменам, объясняющееся тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации по причинам реорганизации, внедрения новой технологии, расширения производства, следовательно, появления большой группы новых сотрудников и т. п.

3. Неформальные лидеры, приобретающие свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

Управление неформальной организацией должно строиться на понимании того,что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. В модели Хоманса (см. рис. 5.16) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств - положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достичь поставленных ею целей.

 

Рисунок 5.16 – Модель Хоманса

Неформальные организации присутствуют в каждой организации. Подобно многим другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на «несправедливое» отношение руководства к этой группе.

Вместе с тем, от неформальных организаций имеются многочисленные потенциальные выгоды: сплоченность и стабильность группы; совпадение цели группы с целями формальной организации; высокие нормы эффективности неформальной группы. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

В любом случае независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.

Более ранние авторы считали, что знают, как справиться с неформальной организацией, – надо просто уничтожить ее. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей. Скотт и Дэвис предлагают решить этот вопрос следующим образом:

1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.

2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. 3. Перед тем как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.

5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

Люди вступают в формальные и неформальные организации по следующим причинам:

1. Хотят осуществлять цели организации

2. Нуждаются в вознаграждении в виде дохода.

3. Руководствуясь соображения престижа, связанного с принадлежностью к этой организации.

4. Мотивируясь бессознательным желанием приобретения психологических выгод, которые дают чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Чувство принадлежности, - одно из самых сильных эмоциональных потребностей людей. Эта потребность удовлетворяется посредством приобретения возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты в формальных или неформальных организациях.

Помощь. В различных производственных и личных затруднительных ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию.

Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. В современных условиях осознанная потребность в защите от враждебных проявлений продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Сотрудники предприятия могут, например, объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы.

Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации - слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.

Тесное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.