Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая точка зрения 4 страница




Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:

♦ непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

♦ пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

♦ базы данных на дискетах и компакт-дисках;

♦ консультации, оказываемые специалистами в области информа ционных ресурсов;

♦ обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

 

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:

♦ специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

♦ специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;

♦ работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

♦ работники государственных учреждений;

♦ работники общественных организаций;

♦ индивидуальные пользователи.

 

Этапы развития мирового рынка информационных услуг

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС).

Следующим шагом, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.). Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов. Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:

центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и под держании их в актуальном состоянии;

центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;

информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

 

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

Профессиональные базы данных

Одной из форм предоставления информационных услуг потребителю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации.

По своей форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на числовые (фактографическая информация) и текстовые. Объемы текстовых баз данных значительно превышают объемы числовых баз, и этот разрыв все более увеличивается с течением времени.

Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research, Inc.

Первый том содержит список всех онлайновых баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии:

♦ рост количества баз данных;

♦ рост количества генераторов и поставщиков;

♦ рост объемов баз данных;

♦ количество обращений к базам данных;

♦ соотношение числовых и текстовых баз данных.

 

Во втором томе приводится информация о базах данных, распространяемых на CD-ROM.

Указанная информация дает пользователю возможность:

♦ обоснованно и оперативно принять решение о целесообразности и условиях взаимоотношений с партнерами;

♦ избежать выдачи денежных ссуд и кредитов под контракты с не надежными партнерами;

♦ оценить степень финансового риска участия в совместных про ектах;

♦ правильно строить взаимоотношения с уже имеющимися парт нерами.

Информационные ресурсы сети Интернет

Обычно под словом «Интернет» понимается глобальная компьютерная сеть, или «Сеть сетей». С точки зрения пользователя Интернет можно рассматривать как мощное глобальное средство обмена информацией. Одним из распространенных и перспективных сервисов Интернет является сервис прямого доступа Word Wide Web — WWW, представляющий собой систему документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интернет и связанных между собой гиперссылками.

Классификация источников информации в Интернете может проводиться по разным основаниям. По способам представления информации могут быть выделены следующие виды:

♦ web-страницы — наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Этот ресурс представляет собой страницы гипертекста. Страницы наряду с текстовой могут со держать графическую, звуковую, видеоинформацию;

♦ файловые серверы представляют собой реализацию в Интернете традиционного способа представления информации;

♦ телеконференции могут являться важным источником информации. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике. Участвующие в телеконференциях могут написать свое сообщение или послать комментарии на чужое сообщение;

♦ базы данных могут быть доступны через сеть Интернет. В них часто содержатся, кроме текстовой, также и другие виды информации.

 

Информационные ресурсы также могут быть разделены по языковому признаку. В сети Интернет представлены практически все основные языки, однако главным языком в силу исторически сложившихся традиций является английский. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.

В сети имеет место классификация и по территориальному признаку. Ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из любой точки сети.

Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов сети Интернет является содержание информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы.

1. Сведения о фирмах, организациях. Эта группа сведений существенно различается по своему наполнению для различных организаций. Различия определяются степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг. Различают три типа серверов данной группы (категории):

• серверы присутствия в Интернете. Эти серверы могут быть разделены на рекламные и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;

• информационные серверы. Целью этих серверов является предоставление различного рода информации потребителям. Серверы данной группы ведут информационно-аналитические агентства и другие структуры, в том числе государственные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;

• интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:

 

—предоставление клиенту необходимой информации о товаре или услуге;

—оформление заказа;

—оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);

—отправка полученного товара, если товаром является информация.

2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов сети Интернет. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.

3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:

• из профессиональных баз крупнейших мировых информационных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;

• в самих консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты также представлены в Интернете;

• в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков. Одни издания, например многопрофильный журнал «Эксперт», представляют на сайтах оглавления номеров журналов. Другие, как, например, журнал «Профиль», размещают в открытом доступе публикуемые материалы.

 

4. Деловые новости. Подавляющее большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. Из зарубежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LEXIS-NEXIS, Dialog, Reuters. Среди отечественных агентств следует выделить:

• «Интегрум-Техно», предоставляющий доступ к материалам 250 центральных и крупнейших региональных газет, а также к зарубежным новостям;

• РИА «Новости» — государственное информационно-аналитическое агентство РФ;

• «ИТАР-ТАСС» — государственное информационное телеграфное агентство РФ;

• агентство «Интерфакс», входящее в состав международной информационной группы Interfax Information Services.

 

Интернет предоставляет бесплатный доступ к ежедневной электронной интернет-газете «Gazeta.ru». Ряд крупнейших газет имеют в Интернете электронные версии. Доступ к некоторым из них платный, например к электронным версиям печатных изданий Издательского дома «Коммерсантъ». К другим, например к электронной версии газеты «Аргументы и факты», — бесплатный.

5. Справочная информация представлена в сети Интернет весьма широко. Это и списки web-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности, и телефонные справочники городов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Также в Интернете имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов, о погоде и многое другое.

Вопросы эффективности поиска информации в Интернете и профессиональных базах

Одними из наиболее важных показателей эффективности информационных систем, содержащих текстовую информацию, являются семантические показатели. Семантические показатели основаны на оценке релевантности между документами и запросами.

Релевантность — объективно существующее смысловое соответствие между содержанием документа и запроса. Объективность оценок релевантности обеспечивается тем, что они устанавливаются экспертным путем, а не автором запроса.

Семантическими показателями являются полнота выдачи (потери информации) и точность выдачи (информационный шум).

Введем следующие обозначения:

а — множество релевантных и выданных системой документов;

б — множество нерелевантных, но выданных системой документов;

в — множество релевантных, но не выданных системой документов.

Полнота выдачи (ПВ) = ---- х 100%.

а + в

Точность выдачи (ТВ) = --- х 100%.

а + б

Потери информации (ПИ) = --- х 100%.

а + в

Информационный шум (ИШ) = -- х 100 %.

а + б

Другой группой показателей оценки эффективности документальных информационных систем являются прагматические показатели. Эти показатели можно определить только в процессе эксплуатации информационной системы.

Прагматические показатели определяют абоненты системы на базе оценок пертинентности выданных документов.

Пертинентностъ — это субъективно оцениваемое соответствие содержания документов или текстов информационным интересам потребителя. Пертинентность может оценить только автор запроса, работающий с информационной системой. Оценки пертинентности, как правило, отличаются от результатов, полученных на основе оценок релевантности.

Рассмотрим вопросы оценки эффективности поиска в профессиональных базах и информационных ресурсах Интернета.

Анализ содержимого профессиональных баз за последние 15 лет показывает неуклонный рост доли текстовой информации в общем объеме информации в профессиональных базах. Если в 1985 г. доля текстовой информации составляла 47 %, то в 2000 г. эта доля составляла уже 84 %. Представляется, что основная информация в Интернете также является текстовой. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что подходы к оценке эффективности поиска в документальных системах в полной мере распространяются и на профессиональные базы, и на информационные ресурсы Интернета.

Информационные ресурсы Интернета и имеющиеся в среде Интернет поисковые средства обладают определенной спецификой, которая оказывает существенное влияние на эффективность поиска в этой среде.

Основными поисковыми средствами в Интернете являются поисковые системы и каталоги. Поисковые системы состоят из трех частей:

♦ робот — программа, которая посещает web-серверы, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на сервере. Просмотры серверов осуществляются периодически, например раз в месяц, раз в две недели;

♦ индексные массивы и копии текстов просмотренных страниц, хранящиеся в поисковой системе;

♦ программа, которая, просматривая в соответствии с запросом пользователя индексные массивы, отбирает и выдает потребите лю найденные документы.

 

В каталогах имеются иерархические тематические рубрики. Отнесение серверов к тем или иным рубрикам каталога осуществляется

человеком. Пользователь ищет информацию в каталоге вручную, используя рубрики.

В связи с тем что в средствах поиска в Интернете не используются информационно-поисковые языки, на которых могли бы быть описаны исходные документы и запросы, полнота поиска в Интернете с учетом указанных выше поисковых средств будет значительно ниже, чем в документальных системах, построенных на базе информационно-поисковых языков.

В 2000 г. специалисты компаний AltaVista, IBM и Compag исследовали ресурсы и гиперсвязи существующего информационного пространства WWW. Просмотрев с помощью поисковых средств AltaVista свыше 600 млн web-страниц и 1,5 млрд ссылок, размещенных на этих страницах, они пришли к выводу, что исследуемое пространство состоит из следующих компонентов:

♦ центральное ядро — тесно связанные между собой web-страни цы, с каждой из которых можно попасть на любую другую (27 %);

♦ отправные страницы. В них могут быть ссылки, ведущие к ядру, но из ядра к отправным страницам попасть нельзя (22 %);

♦ оконечные web-страницы, к которым можно прийти по ссылкам из ядра, но к ядру от них попасть нельзя (22 %);

♦ полностью изолированные от центрального ядра страницы (22 %);

♦ web-страницы, не пересекающиеся с остальными ресурсами Ин тернета (7 %).

 

Исследования показали, что при увеличении общего объема информационных ресурсов Интернета установленные отношения компонентов остаются прежними. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное пространство Интернета является достаточно сложным и неоднородным. К отдельным ресурсам Интернета поисковые машины не имеют доступа.

У каждой поисковой машины свой процент индексирования документов и своя стратегия выбора — какие из ресурсов индексировать. Анализ доли документов, заиндексированных крупнейшими зарубежными поисковыми системами, от общего числа документов в Интер-нете, проведенный в 1999 г., показал, что доля заиндексированных документов у лидеров в этой области не превышает 30 %. Следует отметить, что количество документов в Интернете значительно увеличивается с каждым годом, при этом доля просмотренных и заиндексированных документов уменьшается.

Информационные ресурсы Интернета делятся на «видимую» и «невидимая часть сайтов — это та часть, которая обрабатывается поисковыми системами и индексируется. «Невидимая» — часть сайтов, которая не предназначена для обработки поисковыми системами. Американская фирма BrightPlanet разработала программное обеспечение по исследованию «невидимой» части сайтов. Полученные результаты показывают, что число документов «невидимой» части превышает более чем в 500 раз число документов, относящихся к «видимой» части. Перечисленные особенности информационных ресурсов Интернета и поисковых средств позволяют сделать вывод о том, что эффективность поиска информации в Интернете существенно уступает эффективности поиска в документальных информационно-поисковых системах, использующих специальные информационно-поисковые языки, и эффективности поиска в профессиональных базах. Указанные обстоятельства определяют высокие требования к профессиональной подготовке пользователя, которая необходима для получения нужной информации из информационных ресурсов Интернета.

Организация информации в профессиональных базах отличается от организации информации в Интернете в первую очередь тем, что информация накапливается и постоянно обновляется в базах данных, которых в настоящее время свыше 13 тыс. В каждой базе собрана специфичная информация. Отбор достоверных источников и накопление информации ведут информационные агентства-генераторы. Они же поддерживают эти базы в актуальном состоянии, то есть обновляют. Получение информации из баз потребителями обеспечивают агентства-поставщики. Потребителю предоставляется язык запроса и документация, характеризующая базы данных, которая включает следующие сведения по каждой базе: название, отражающее вид информации, хранимой в базе, с какого времени ведется база, объем накопленной информации, период обновления, источники информации.

Указанные особенности обеспечивают высокие показатели по достоверности, полноте и точности предоставляемой информации.

 

Технология поиска информации в Интернете и профессиональных базах

Наилучшим вариантом работы с информационными ресурсами Интернета является вариант, когда пользователь знает адрес сайта и получает возможность ознакомиться с его содержимым. Адрес сайта может быть получен из различных справочников, например желтых страниц Интернета, рекламных материалов и других источников. На сайт можно прийти по гиперссылкам, просматривая другие сайты.

Если пользователь исследует новую проблему в бизнесе, ищет информацию среди ресурсов, которые он еще не освоил, одним из основных методов является использование поисковых машин и каталогов.

В этом случае может быть предложена следующая технология подготовки и проведения поиска.

1. Определение общей направленности запроса, его содержания.

2. Определение географических регионов поиска. В первую очередь для практических задач ценность информационного ресурса может зависеть от его географического расположения.

3. Отбор поисковых машин. Осуществляется отбор и устанавливается последовательность использования поисковых машин в соответствии с убыванием ожидаемой эффективности поиска в каждой из машин. Качество выполнения этого этапа будет зависеть от опыта работы пользователя с поисковыми машинами.

4. Составление запросов к поисковым машинам. Это наиболее сложный этап. Для эффективного использования поисковых машин запрос составляется так, чтобы область поиска была сужена в максимальной степени. Предпочтение должно отдаваться не одному расширенному, а нескольким узким запросам. Необходимо смоделировать, представить себе, как может выглядеть искомая ин формация. По ключевым словам следует составить тезаурус. Для этого необходимо хорошее знание языка, на котором работает пользователь, и специфических терминов предметной области.

 

5. Выполнение запроса и его уточнение. Составленный запрос передается на обработку. Анализ полученных результатов позволяет корректировать запрос, чаще всего с целью сужения области поиска.

Поиск деловой информации в Интернете — это творческий процесс, требующий глубоких знаний в области информатики, лингвистики, принципов построения информационных и поисковых ресурсов Интернета.

Подводя итоги рассмотрению этапов развития мирового рынка информационных услуг и состояния этого рынка в настоящее время, необходимо отметить следующие характерные черты рынка деловой информации, обслуживающего мировой и российский бизнес:

1. Мировой рынок деловой информации представлен более чем 7 тыс. крупных информационных агентств, в полном объеме обеспечивающих разнообразные потребности в деловой информации различных видов бизнеса. Эти агентства предоставляют услуги доступа к 13,5 тыс. информационных баз, содержащих биржевую и финансовую информацию, сведения о фирмах, товарах, услугах, рынках сбыта, статистическую, научно-техническую, правовую информацию и деловые новости. К большинству баз имеется режим непосредственного доступа из любой точки мира.

2. Наряду с собранной из различных источников информацией об интересующей пользователя фирме ряд информационных агентств предоставляет потребителям собственную оценку финансового состояния этой фирмы, что крайне важно при установлении партнерских отношений или рассмотрении вопроса о выдаче кредита.

3. Основная информация из профессиональных баз (свыше 85 %) предоставляется на коммерческой основе. Несмотря на относительно высокие цены, спрос на деловую информацию постоянно растет. За пять лет, с 1992 по 1997 г., доходы от продаж ин-формации через Интернет возросли в 28 раз и, по мнению экспертов, в ближайшее время должны приблизиться к 20 млрд

долл. США.

4. Информационные ресурсы стали одним из важнейших ресурсов государств. США — лидер мировой экономики — формирует более 70 % мировых ресурсов деловой информации.

5. Бизнесмены в развитых странах стараются предоставить информацию о своей фирме в максимально возможном объеме. Отсутствие или недостаток информации о фирме будет, как правило, преградой на пути делового сотрудничества с такой фирмой.

 


РАЗДЕЛ 16

ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Понятие подхода Открытых Систем

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Что понимается под открытыми системами?

Для рассмотрения этого вопроса воспользуемся определениями открытых систем, которые приведены в руководстве, изданном Французской ассоциацией пользователей UNIX (АFUU) в 1992 году.

"Открытая система - это система, которая состоит из компонентов, взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы". Это определение, данное одним из авторов упомянутого руководства Жаном-Мишелем Корну, подчеркивает системный аспект (структуру открытой системы).

"Исчерпывающий и согласованный набор международных стандартов информационных технологий и профилей функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала". Это определение, данное специалистами IЕЕЕ, подчеркивает аспект среды, которую предоставляет открытая система для ее использования (внешнее описание открытой системы).

Вероятно, одно достаточно полное и общепринятое определение открытых систем еще не сформировалось. Однако сказанного выше уже достаточно, чтобы можно было рассмотреть общие свойства открытых систем и выяснить существо связанных с ними проблем.

Общие свойства открытых систем обычно формируются следующим образом:

· расширяемость/масштабируемость -extensibility/scalability,

· мобильность (переносимость) - portalility,

· интероперабельность (способность к взаимодействию с другими системами) - interoperability,

· дружественность к пользователю, в т.ч. - легкая управляемость - driveability.

Эти свойства, взятые по отдельности, были свойственны и предыдущим поколениям информационных систем и средств вычислительной техники. Новый взгляд на открытые системы определяется тем, что эти черты рассматриваются в совокупности, как взаимосвязанные, и реализуются в комплексе.

 

Архитектура Открытых Систем

Понятие "система" носит двоякий характер. С одной стороны, по общему определению, система - это совокупность взаимодействующих элементов (компонентов), аппаратных и/или программных. С другой стороны, система может выступать в качестве компонента другой, более сложной системы, которая в свою очередь может быть компонентом системы следующего уровня.

В связи с этим нужно уточнить представление об архитектуре систем и средств, как внешнем их описании (reference model) с точки зрения того, кто ими пользуется. Архитектура открытой системы, таким образом, оказывается иерархическим описанием ее внешнего облика и каждого компонента с точки зрения:

· пользователя (пользовательский интерфейс),

· проектировщика системы (среда проектирования),

· прикладного программиста (системы и инструментальные средства /среды программирования),

· системного программиста (архитектура ЭВМ),

· разработчика аппаратуры (интерфейсы оборудования).

Предлагаемый взгляд на архитектуру открытых систем вытекает из указанной выше необходимости комплексной реализации общих свойств открытости и является расширением принятого понятия об архитектуре ЭВМ по Г.Майерсу.

Для примера рассмотрим архитектурное представление системы обработки данных, состоящей из компонентов четырех областей: пользовательского интерфейса (соответственно точкам зрения всех указанных выше групп), средств обработки данных, средств представления и хранения данных, средств коммуникаций. Для этого представления требуется использовать три уровня описаний: среды, которая представляется системой, операционной среды (системы), на которую опираются прикладные компоненты, и оборудования. Каждый из этих уровней разделен для удобства на два подуровня (см.табл.1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.