КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 29 страница. диционно разбивали и захватывали все, кому не лень: ми-
диционно разбивали и захватывали все, кому не лень: ми- дийцы, персы, македонцы, монголо-татары, узбеки и анг- личане... Просто в Афганистане, дикой горной стране, до начала торговли наркотиков западными государствами в огромных объемах не было практически ничего, ради чего эту страну стоило не только покорить, но и удерживать под своим контролем. Единственное, что там сегодня оказалось ценного, — удобные плантации наркосодержащих растений, ради контроля над которыми США и организовали сегодня оккупацию Афганистана. Сама «афганская учебка» показана до идиотизма нере- ально. Никто не позволил бы «курсантам» (именно так на- зывались солдаты срочной службы, проходившие вначале двух-, а позднее пятимесячную подготовку в учебных во- инских подразделениях) заниматься сексом с кем бы то ни было. Собственно говоря, в учебной части курсанты нахо- дятся в таком измотанном от постоянной боевой учебы со- стоянии, что на все остальное просто не остается сил. Точ- но так же используется ложь в демонстрации употребления наркотиков на территории СССР. Такие действия привели бы «употребителей» прямиком в особый отдел части, а отту- да — либо в дисциплинарный батальон, либо в тюрьму. Ввоз наркотиков в воинские части, расположенные в Союзе, же- стко пресекался, а сравнительно легкие наркотики (анаша, или, как ее называли на афганский манер, «чаре») употреб- лялись как раз в Афганистане. Для чего автор фильма использует эту и другую ложь в своем фильме? Первая и важная задача — попытаться в очередной раз убедить зрителя, что «при коммунистах все было плохо». Сейчас, по прошествии 15 лет разрушения нашей страны (это называется «реформы» — лукавый термин, 15.1), люди начинают понимать, в какой самоубийственный кошмар их
тащили этими самыми «реформами». Поэтому «реформато- рам» крайне необходимо всячески показывать людям, что «и тогда было очень плохо» (приведенный вывод, 9: раз и тогда было плохо, то и сейчас вроде как ничего страшного, мож- но «потерпеть»). Одно из направлений «информационной атаки» — Советская армия и война в Афганистане. С одной стороны, все мы видим, во что превращена сегодня некогда сильная и боеспособная армия. С другой — перед глазами людей страшная война в Чечне, конца которой не видно. Эта мясорубка происходит уже на территории нашей страны, а не другой, как раньше — как тут не вспомнить слова Ю. Во- ронцова, замминистра иностранных дел СССР: «Лучше бо- роться с исламским фундаментализмом под Джелалабадом, чем под Ашхабадом». Можно добавить: и уж всяко лучше, чем под Москвой и Владикавказом. В этой мясорубке до сих пор гибнут наши люди, и если это есть очевидное «достиже- ние демократии» — не логично ли задуматься о необходи- мости такой демократии? Вот для того, чтобы по возмож- ности пресечь такие тенденции, и создан этот фильм. В нем очень наглядно показано, «как плохо было в Советской Ар- мии». На фоне снятого Бондарчуком-младшим киношного кошмара реальный кошмар Российских вооруженных сил не кажется таким уж страшным. Более «локальной» целью создания этого фильма, было отвлечение внимания общественности от вопиющих фак- тов предательства современным российским командовани- ем собственных военных в Чечне. У всех в памяти свежа трагедия 131-й Майкопской бригады, брошенной россий- ской властью и военным командованием в Грозном в сметр- ную новогоднюю ночь 1995 года. Или расстрел российской колонны под Ярыш-Марды 16 августа 1996 года, когда под прицельным огнем по колонне, отправленной командовани- ем без прикрытия, попросту на убой, погибло 73 наших во- еннослужащих. Ну и, разумеется, героический бой знамени- той 6-й роты псковских десантников, когда из всей роты ос- талось в живых лишь несколько человек, а 84 бойца (плюс прорвавшийся к ним на помощь по своей инициативе раз- ведвзвод) геройски погибли... Подобные «успехи» совре-
менной власти показывают, какой страшной ценой платят народ и армия за «свободу», «демократию» и «рыночные реформы». Акцентирование авторами фильма внимания на «гибели всей 9-й роты в Афганистане» призвано отвлечь внимание от реальной катастрофы, в которой оказалась Рос- сийская армия за последние годы «реформ».:. Таким образом, используя массированную историче- скую ложь, режиссер Бондарчук-младший стремиься соз- дать у аудитории ложное понимание происходившего тогда и отвлечь от происходящего сегодня. Причем сам он объ- ясняет это «творческим видением» (лукавый термин, 15.1): дескать, я не лгу — просто я так вижу, я же художник!...
Раздел 19 «ЖЕРТВЕННАЯ КОРОВА»
Подробное описание Иногда манипулятору необходимо отвлечь внимание реципиента от процесса обсуждения какими-либо запоми- нающимися обстоятельствами, чтобы скрыть факт (призна- ки) манипуляции. Это чаще всего происходит в тех случаях, когда а) манипуляция может стать заметной из-за присталь- ного внимания реципиента к обсуждаемому вопросу (если, к примеру, вопрос для реципиента очень важен и он боит- ся быть обманутым), б) у манипулятора уже есть неодно- значный имидж и доверие реципиента к его информацион- ным установкам понижено, в) предмет манипуляции обла- дает свойством «шила в мешке» (которое сложно утаить) и г) когда тема достаточно неприятна для реципиента (напри- мер, повышение цен или уменьшение социальных льгот). Кроме того, у реципиента может, по указанным причи- нам, возникать неосознанное раздражение, отрицательные эмоции, вызванные ожидаемым подвохом или неприятно- стью темы. Для манипулятора возникает вероятность, что та- кие эмоции будут экстраполированы на него лично, доверие к нему снизится и манипуляция окажется неэффективной. Чтобы отвлечь внимание реципиента и «отвести» от себя отрицательные эмоции, манипулятор выделяет специ- альную фигуру (группу лиц), «жертвенную корову». На про- тяжении обсуждения эта фигура подвергается разного рода остракизму, высмеивается, представляется перед реципиен- том в неприглядном виде. Манипулятор демонстрирует: вот,
смотрите, кто во всем виноват! Вот кто истинный виновник всех бед! Ату его!... Все отрицательные эмоции должны, по замыслу мани- пулятора, экстраполироваться на «жертвенную корову». Наблюдая публичное «избиение» такой фигуры, реципиент, стоит только ему принять информационную установку ма- нипулятора, немедленно приобщается к «гонениям» на зло- дея, якобы во всем виноватого. Эмоции реципиента устрем- ляются по предлагаемому манипулятором руслу, благо весь спектакль, как правило, заранее тщательно подготовлен. За искренним возмущением неприглядными действиями «жерт- венной коровы», «открывшимися вдруг», реципиент, как пра- вило, не замечает проводимой манипулятором информаци- онной установки и становится жертвой манипуляции... Известный телеведущий А. Караулов прекрасно исполь- зует прием «жертвенная корова». В одной из своих передач он, рассказывая о СРП (соглашения о разделе продукции, связанные с эксплуатацией нефтегазовых месторождений Сахалин-1 и Сахалин-2), приводит вопиющие факты кор- рупции и прямого предательства Черномырдиным интере- сов нашей страны. Бывший премьер-министр фактически совершил государственную измену, согласившись на выгод- ные для США и грабительские для России условия освоения тихоокеанского шельфа нашей страны. Черномырдин, дей- ствительно на редкость бессовестный человек, выставляется в передаче воплощением зла и исчадием ада, Иудой. Вместе с ним организаторами этого соглашения названы Явлинский и Н. И. Рыжков. На них переводится вся злость и возмуще- ние людей за развал и предательство в нашей стране. Самое главное — они выставлены в роли «организаторов» этой чу- довищной махинации, Черномырдин представлен «как бы» продолжателем их дел. В данном случае, выставляя нескольких конкретных ви- новников предательства государственных интересов России (Черномырдин, Рыжков, Явлинский), журналист уводит зри- теля от осознания того факта, что в сегодняшней России сама политическая система является основой грабежа, ма- родерства и измен. Дело не в отдельных представителях, а
в политико-экономической и моральной структуре совре- менной российской власти, которая захватила нашу страну после разрушения СССР, предварительно подготовив ката- строфу. Но как раз осознание этого и прячет ведущий, вы- ставляя «жертвенными коровами» нескольких отдельных чиновников. Кроме того, упоминая Рыжкова в этой «компании», ве- дущий наносит удар по «левым», через ассоциативную це- почку (6), косвенно обвиняя в измене и их (Н. И. Рыжков яв- ляется представителем левых сил в политике). Еще один, наверняка многим известный пример «жерт- венной коровы» — позиционирование взаимосвязи лично- сти Н. Хрущева, «хрущевской оттепели» как политического явления, возможных последствий этих явлений — если бы они были доведены до своего логического конца «тогда». И, главное — мотивационной связи процессов, легших в осно- ву «оттепели» и разрушительной «перестройки-демократи- зации» конца XX века. В основу рассматриваемого политического явления, на- званного позже «хрущевской оттепелью», легло стремление наихудшей части советской партноменклатуры [здесь и да- лее — речь идет именно о худшей части] во главе с кланом, неформальным лидером которого был Хрущев, вырваться из жестко ограниченных рамок служения государству, опре- деленных Сталиным. Собственно, именно из-за нежелания разжиревшей номенклатуры «класть жизнь и здоровье ради страны и народа», и было совершено убийство Сталина, а за- тем — разрушение идеологической устойчивости советско- го общества (доклад Хрущева на XX съезде). На тот момент «импульс развития», приданный Сталиным всей стране и но- менклатуре, был столь силен, что последняя не смогла пойти до конца в процессе «конвертации» своих привилегий в лич- ные состояния. Что и произошло спустя тридцать лет. Разрушение СССР разложившимися партийными груп- пировками в 80—90-е годы, стало логическим развитием та- ких тенденций. И сама партноменклатура, и «втемную» ис- пользованная ею генерация т. наз. «демократов-диссиден- тов» (никто из них так и не был допущен в итоге к реальным
рычагам власти), в начальном этапе «перестройки» пред- ставили в виде некоего «идеального проекта, к сожалению незаконченного», на который следовало равняться в своих действиях, «социализм с человеческим лицом, к которому стремился Хрущев». Этого гибрид ужа с ежом был объяв- лен тем ориентиром, к которому следовало бы стремиться. Однако личность Хрущева, во-первых, по уши замаран- ного кровью жертв репрессий, а, во-вторых, самостоятель- но свернувшего «перестройку 60-х» (у него все же хватило ума понять, к каким последствиям приведет его политика, да и «верные соратники» не дремали), не вписывалась в этот «идеальный образ». Поэтому был придуман миф: Хрущев «оттепель» начал — и это его заслуга. Но он же ее и свер- нул — это его несмываемый грех. Именно он «убил» «столь необходимую народу демократизацию», а без него все полу- чилось бы просто отлично! Для создания положительного образа «социализма с че- ловеческим лицом» был использован и стал усиленно «рас- кручиваться» крайне бестолковый проект «оттепели». А в жертву этой «раскрутке» — у нас любят все «угнетаемое», даже проекты — был принесен Хрущев. Дескать, это он, зло- дей, проклятый коммунист, погубил стремление миллионов людей «припасть к благодати демократии»... Еще пример использования «жертвенной коровы». В пе- редаче «Времена» с Владимиром Познером» (эфир 5 октяб- ря 2003 года) перед ведущим поставлено сразу несколько важных целей. Первая — предвыборная раскрутка только что созданного блока «Родина», на тот момент еще не раз- валившегося, с Рогозиным и Глазьевым (прием «реклама», 20). Оба этих политика приглашены на передачу, посвящен- ную десятилетней годовщине вооруженного антиконститу- ционного переворота, совершенного Ельциным и его соуча- стниками в 1993 году. Вторая цель — позиционирование нового ложного об- щественно-политического противостояния, дихотомии «на- ционалисты-патриоты против либералов-общечеловеков» («ложная альтернатива», 5.2). Данная дихотомия была «при- ведена» кремлевскими политтехнологами вместо отжившей
дихотомии «коммунисты против демократов», успешно ис- пользовавшейся в России свыше 10 лет. Для достижения этих двух целей (кроме них, на переда- че Познер пытался проводить в сознание аудитории и дру- гие манипулятивные установки, но в данный момент речь не о них; интересующихся отсылаем к книге «Времена лжи с Владимиром Познером») ведущий передачи использует при- ем «жертвенная корова». Кроме упомянутых уже Рагозина и Глазьева, на передачу приглашены демократические фигуры «первой волны» — пещерные антисоветчики Гайдар и Чер- ниченко. Они олицетворяют старых, бестолковых, продаж- ных, жестоких и неумных «демократов». Против них выступает «новое поколение прогрессив- ных патриотичных политиков»: руководители блока «Ро- дина». Познер стремится в выгодном свете выставить «ро- динцев», показать их так, чтобы они смотрелись максималь- но выигрышно (на носу парламентские выборы 2003 года). Цель определяет средство. Наиболее хорошо можно пока- зать кого- или что-либо, если сравнить его с чем-то намно- го худшим. Поэтому на фоне «потасканных», вызывающих у нормальных людей отвращение Гайдара и Черниченко от- носительно молодые, остроумные и динамичные Рогозин с Глазьевым смотрятся исключительно выигрышно. Ход, следует признать, был удачным: по сравнению с этими «демократическими пещерными медведями» «моло- дые патриоты» действительно смотрелись очень хорошо. Познер специально выстраивал передачу, постоянно «под- ставляя» тандем демократов, задавая им «неудобные» во- просы, обрывая удачные ответы («лишение оппонента воз- можности высказаться», 14.5), а зачастую и высмеивая их («осмеяние как разрушение», 3.1). Данная передача сыграла немалую роль в «электоральном промоушне» блока «Роди- на» и его лидеров перед выборами, повысив их рейтинг. Вообще, Познер данный прием манипуляции сознани- ем использует неоднократно и умело. Некоторой его разно- видностью было обсуждение недобросовестной практики «некоторых недобросовестных журналистов». В своих пе- редачах сезона 2003/2004 годов, он нередко упоминал «от-
дельных продажных журналистов», которые «кое-где еще встречаются». Они, по его словам, позорят звание журнали- стов, подсовывая аудитории «недостоверную, заказную ин- формацию». Именно они являются воплощением зла и не- достойного поведения в средствах массовой информации. От них, И ТОЛЬКО ОТ НИХ вся грязь и мерзость в сего- дняшних СМИ. Иногда ведущий даже конкретизировал этих «некото- рых» журналистов. Так, в одной из своих передач он упомя- нул С. Доренко, позиционируя его как того самого «отдель- ного недобросовестного журналиста». Показывая аудитории С. Доренко, Познер, таким образом, отводит подозрения и обвинения в продажности и ангажированности от себя са- мого. Дескать, это они такие нехорошие. А я белый и пуши- стый (присвоение новости, 16.1). Кстати, рассказывая об «отдельном продажном журна- листе Доренко», Познер подчеркивает, что тот является чле- ном выборного списка КПРФ. В данном случае мы видим не- гативизация как разрушение, (4.1), ведь, по логике Позне- ра — КПРФ и все левое движение России ответственны за то, что в их рядах оказалась такая «паршивая овца». В широком виде использование приема «жертвенная ко- рова» прослеживается при раскрутке глобальных «ложных альтернатив» на политическом поле (5.2). Если вспомнить «оранжевое» противостояние на Украине, можно без тру- да вычленить один из основных замыслов разработчиков «оранжевой комедии», принесший победу аморфному бло- ку Тимошенко — Ющенко. Организаторы «оранжевых» (речь идет о настоящих создателях и режиссерах этого спектакля, а не о несамостоя- тельных клоунах, вроде «лидеров помаранчовой револю- ции») верно сделали ставку на жаждущего «цивилизованной халявы» среднестатистического современного обывателя. Такому «электорату» был предложен проект Евроинтегра- ции и, шире, интеграции в «международное сообщество», га- рантировавший «светлый путь в число сытых цивилизован- ных стран» (апеллирование к скрытым желаниям аудитории, 7.4), обставленный маловразумительными (мало кто мог по-
нять — что же такого умного предлагают все эти оранжевые клоуны, что заставляет стонать и бесноваться огромное ко- личество людей?) лозунгами и богатейшим набором элемен- тов шоу (23.1). Вместо «бело-синей программы», предлагаю- щей людям «поработать самим», режиссеры «оранжевых» обещали: будет Ющенко (с Тимошенкой, разумеется) — мы пойдем в Европу. Там сытно кормят! ЕС и США придут и ре- шат все проблемы Украины в обмен на лояльность. При этом «оранжевым» идеологам, действующим в рам- ках западной «общечеловеческой» парадигмы (окружить Россию агрессивными странами-сателлитами без каких-либо претензий на самостоятельность) удалось достичь своих це- лей через «аттрактивную привязку» мерзости и воровства начального периода «построения демократии» и хищниче- ского первоначального накопления 90-х годов, к «уходящей коррумпированной элите». Всех собак повесили на «злых Кучму и Януковича», новая «оранжевая» элита была выстав- лена как сонм без малого святых лидеров. Ведущих, к тому же, Украину в светлую и сытую «АмерикоЕвропу». Все отсталое и мрачное было приписано восточному соседу — России. А все позитивное было сфокусировано на Европе (Западе) и ее ценностях. Таким образом, конст- рукторами «оранжевого» шоу были выставлены сразу две «жертвенные коровы»: пророссийская, или хотя бы не-ан- тироссийская, элита (Кучма, Янукович) и собственно Россия, хотя последнее никто вслух открыто не озвучивал. На «при- несении их в жертву» были «раскручены» «оранжевая» вла- стная элита и западные ценности, принципиально разруши- тельные для традиционных («моральных») социумов, к ка- ковым относится и Украина. В реальности задачей «оранжевой революции» являлось не создание управляемого национального правительства, которое в любой момент можно заменить, а дестабилиза- ция в государствах вокруг России. Вот что по этому поводу говорит М. Колеров, начальник Управления Администра- ции Президента России по связям с зарубежными страна- ми: «Почему [«цветные»] революции захлебываются? По- тому что они искусственны. Они ставили перед собой ко-
роткую технологическую задачу — создать манипулируемую ситуацию. И когда плоды «оранжевой» революции столк- нулись с необходимостью решать реальные проблемы сво- их обществ — они провалились, потому что не могли пред- ложить своим народам никакой перспективы. Потому что специфика [«оранжевых»] революций состоит в том, что они подпитывают узкий круг грантополучателей, которые не имеют ни программ, ни инвестиционных идей в отноше- нии экономик. Им нужны территории, а не проблемы». На эту же тему метко высказался его «оппонент», один из руководителей современной УНА-УНСО, движения «Братст- во» Дмитрий Корчинский: «Смотрите: сидим мы, например, с вами в Киеве, вдруг нам приходит фантазия мутнуть что- нибудь в Житомире, и мы посылаем туда людей. Сам Жи- томир нас не интересует, и что с ним будет потом — тоже. Нас интересует Одесса. А в Житомире мы все это затева- ем для того, чтоб кого-то пугнуть в Одессе: вот видите, как мы в Житомире сделали? Мы и у вас так же можем... После «оранжевых» событий мы ожидали, что будет осуществлять- ся управление из американского посольства — такого рода вещи практиковались в Азии и Африке, — но сразу после ре- волюции интерес американцев к нам катастрофически упал. У нас сложилось впечатление, что сам всплеск их интересо- вал больше, чем последствия. Украина всегда была в лучшем случае 52-й проблемой для США, и интерес к ней возникает только тогда, когда начинается торг с Россией...»
Раздел 20 РЕКЛАМА
Подробное описание Реклама политического движения, фигуры или даже ин- формационной установки ставит своей целью повышение популярности рекламируемого объекта у населения (ауди- тории, реципиентов). «Накачка рейтинга», или «пиар», яв- ляются прямыми целями манипуляции сознанием. Конеч- ным результатом может быть принятие реципиентом (или реципиентами) как положительных для себя, рекламируе- мых манипулятором объектов, которые на самом деле яв- ляются для реципиентов нежелательными. Подобная реклама может производиться различными способами. Чаще всего это: а) демонстрация выгодных, сильных сторон реклами- руемого предмета (остроумие, возможные «выгоды» для ре- ципиентов, энергичность, популярность и пр.); б) выгодное отличие от окружающих. Для этого исполь- зуется контраст с явно проигрывающим объекту рекламы иным объектом (политической фигурой, движением, инфор- мационной установкой и пр.); в) частое и назойливое упоминание объекта рекламы перед реципиентами («чтоб не забывали») и пр. Определять данный вид манипуляции достаточно труд- но, так как он, чаще всего, хорошо «замаскирован» мани- пулятором. Можно порекомендовать тщательный анализ происходящего — ведь СМИ станут рекламировать ТОЛЬ- КО того, кто им выгоден и не является в основе своей для них настоящим противником.
Реклама как метод манипуляции сознанием обычно ис- пользуется для имиджевого продвижения («раскрутки») ка- кой-либо конкретной политической фигуры. Раскрутка по- литической структуры (партии, движения и пр.) произво- дится, как правило, на иных принципах. Хотя и в этом случае реклама изредка используется. Сегодня любой «публичный» политик является не само- стоятельной фигурой, а брендом, товарным знаком. На него ориентируются избиратели, он олицетворяет «сильное нача- ло» в политике. Поэтому его реклама основывается на соз- дании для имиджа «сверхчеловека», «спасителя Отечества (строя, народа, общества, армии, науки)» от чего-то страш- ного, что на данный момент времени является «воплощени- ем вселенского зла». Начало этому, как уЖе отмечалось выше, было положе- но еще Горбачевым, который, играя роль молодого и дина- мичного антипода «кремлевских старцев» Брежнева, Андро- пова и Черненко, выходил из правительственного лимузи- на «к простому народу», дружески-наставительно общался с людьми, говорил без бумажки, улыбался. Подобные сцены максимально подробно транслировалось по телевидению; газеты детально описывали, как «дорогой Михаил Сергее- вич» запросто общается «с тружениками нашей страны»... На основную массу людей это оказывало прямо-таки маги- ческое влияние; начальный «кредит доверия» у Горбачева и его политики был колоссальный. Все это быстро закончилось, когда обществу стало оче- видно: Горбачев — трусливый болтун, ведущий страну к про- пасти. Антисоветской номенклатуре потребовалось «рас- крутить» лидера следующего этапа развала — Ельцина. Для этого демонстрировалось: вот он едет на работу в про- стом троллейбусе, вот выходит на остановке на Старой пло- щади, вот в потоке простых советских людей идет «на ра- боту». Ему старательно создавали образ «своего в доску», «борца против привилегий», «страдальца за правду». Когда имидж его требовал новых доз рекламного допинга — пус- кались в ход истории, вроде «покушения» — рассказывали,
как его, «выброшенного чекистскими агентами с моста» (на самом деле он пьяный свалился в канаву), спасли верные охранники. Общество снова выдало «кредит доверия», на этот раз уже Ельцину. Каким разгулом коррупции, хрониче- ским пьянством «первого президента» все это закончилось, вряд ли стоит напоминать. В этой манипулятивной конст- рукции, позволявшей манипуляторам управлять поведени- ем огромных масс людей, были совмещены выстраивание ложных альтернатив и реклама (разумеется, вместе с дру- гими приемами манипуляции). Также в качестве рекламы в разное время использова- лись образ «старого рубаки-генерала» для А. Лебедя, и не- пьющего (в отличие от допившегося до смерти Ельцина) дзю- доиста, не боящегося летать на реактивном истребителе, «преемника» Путина. Всем было понятно, что для высшего должностного чиновника лететь в командировку в Чечню на Су-27 не имеет смысла. Но, на фоне отупевшего и неповорот- ливого Ельцина, спортивная фигура «преемника», в эффект- ном летном комбинезоне с нашивками и шлангами, вылезаю- щего из тщательно подкрашенного истребителя, смотрелась настолько выигрышно, а его заявление «сегодня мы пить не будем, вот уничтожим бандитов — тогда мы выпьем!» на- столько контрастировало с не просыхающим «президентом всея Руси», что общество опять задохнулось от восторга: вот он, новый мессия, который всех нас спасет и накормит! Для укрепления позиций нового президента во многом и была организована Вторая чеченская война, позволившая Пути- ну предстать перед обществом победителем кровавых бан- дитов, «замочившего» их «в сортире» (для резкого контра- ста с Ельциным, санкционировавшим подписание предатель- ских Хасавюртовских соглашений с боевиками). Аналогично проводилась реклама Ющенко в период, предшествовавший «оранжевому» безумию на Украине в конце 2004 года. Ющенко, разворовывавший до того государ- ственные средства и даже не считавший необходимым это опровергать (на теледебатах с Януковичем в ответ на обвине- ние в разворовывании бюджетных средств он ничего не смог
возразить), был представлен как «пламенный революцио- нер», который непременно справится со всеми коррупцио- нерами. И, разумеется, сделает Украину процветающим, обя- зательно европейским государством с европейским же уров- нем жизни. За счет чего это будет сделано, кто даст на это деньги, с какой стати Запад позволит появиться еще одной развитой высокотехнологичной державе — все эти вопросы просто не обсуждались (уход от обсуждения, 14.2). Массе ук- раинцев, жадно глядящей на «цивилизованные страны» и же- лающей «жить, как там», было обещано: вот тот, кто нас туда приведет! Вот он, новый, непреклонный мессия, пострадав- ший от отравления агентами Москвы... Требуемый имидж был создан. Одурманенные революционным наркозом, оглу- шенные светомузыкальными шоу (создание атмосферы шоу, применение специальных эффектов, 23.1, 23.2) украинцы, ос- лепленные жаждой «европейской халявы», с упоением лома- ли государственную систему, приводя во власть авантюри- стов, несущих разрушение экономике Украины. Следует понимать: любая реклама, а политическая осо- бенно, действует на аудиторию исключительно благодаря ее,
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |