Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг




§ 1. Перестройка государственного аппарата

После провала ГКЧП и краха перестройки закончился период социалистического

реформаторства в СССР. После распада старой государственности руководство России

встало на путь радикальных реформ. Главным звеном явилась реформа ценообразования,

разработанная Гайдаром. Правительство планировало с 1 января 1992 г. отпустить цены107

на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и

предложения.

Другим направлением реформ стали приватизация и разгосударствление

собственности. Российская Федерация признала себя правопреемницей СССР и

установила контроль над всей союзной собственностью на совей территории. Были

упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб.

По рекомендации Международного валютного Фонда главным методом

экономической политики России в начале 90-х годов был избран монетаризм – жесткая

кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение

финансирования убыточных предприятий.

В результате проведения реформ цены на потребительские товары выросли в 100-

150 раз, в то время как заработная плата только в 10-15 раз. Начался стремительный отток

кадров из бюджетных отраслей. Особенно повлиял на это президентский указ о свободе

торговли. В условиях паралича платежей ужасающие размеры приобрел спад

производства – только за 1992 г. составил 35 %. Резко возросла инфляция – до 2600 % за

1992 г. Не удалось справиться и с дефицитом бюджета. Не оправдались расчеты

правительства на финансовую поддержку Запада. В декабре 1992 г. Верховный Совет РФ

признал работу правительства неудовлетворительной. Оно было отправлено в отставку.

Новым главой правительства стал Черномырдин, но его реформы также нельзя

считать удавшимися. Неудачно прошла чековая приватизация. В результате нее

собственность из рук государства перешла в руки мощных финансово-промышленных

групп. Монополизм приобрел характер олигархии.

Значительная часть капиталов стала вращаться исключительно в спекулятивном

обороте, не инвестируясь в производство и другие отрасли материальной сферы.

Появилось значительное количество фирм-пирамид (типа "МММ"), аккумулирующих

средства населения и использующих их в спекулятивных операциях.

Произошли изменения и в политической системе Российской Федерации. После

запрещения КПСС в РФ начался процесс формирования различных партий. Самой

крупной из них стала реформированная партия российских коммунистов (во главе

Зюганов). В это же время оформляется ЛДПР во главе с Жириновским, а также

либеральные и центристские партии.

Серьезной проблемой для российского руководства стали межнациональные

отношения. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, определяющий

отношения между субъектами РФ. Особо оговаривались отношения с Татарстаном и

Чечней, тогдашний лидер которой Дудаев взял курс на полную независимость Чечни от

России.

Процесс разработки новой конституции РФ также принял болезненный характер.

Президентский и парламентский проекты Конституции серьезно расходились друг с

другом по целому ряду вопросов, главным из которых были полномочия исполнительной

власти. В сентябре-октябре 1993 г. противостояние законодательной и исполнительной

властей достигло апогея. 21 сентября 1993 г. президент РФ Ельцин подписал указ о

поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных

депутатов и Верховного Совета, а также о проведении в декабре 1993 г. референдума по

проекту Конституции и выборов в новые законодательные органы. Против этого выступил

Верховный Совет РФ во главе с его председателем Р. Хазбулатовым и вице-президентом

А. Руцким. Противостояние приняло ожесточенный характер. 4 октября 1993 г. "Белый

дом", который был в то время резиденцией Верховного Совета России, был обстрелян из

танков, здание занято войсками, руководители сопротивления арестованы. Повсеместно

были запрещены Советы народных депутатов.

12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание, и по итогам

референдума была принята новая Конституция Российской Федерации. 108

§ 2. Конституция России 1993 г. как основной документ

государственного управления

Рассмотрим, что представляет собой Конституция РФ, принятая всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г.

Данная конституция состоит из 2-х разделов и 9 глав. Конституция рассматривает

основы государственного строя в России, права и свободы человека в РФ, федеративное

устройство РФ, деятельность президента РФ, деятельность Федерального Собрания.

6 глава Конституции РФ 1993 г. посвящена деятельности Правительства РФ. Глава

7 анализирует судебную власть, глава 8 посвящена местному самоуправлению в России.

Особое место отводится Конституционным поправкам и условиям, при которых возможен

пересмотр Конституции.

По Конституции Россия является демократическим федеративным правовым

государством с республиканской формой правления. Никто не может присваивать власть

в Российской Федерации. Высшим непосредственным выражением власти народа

являются референдумы и свободные выборы. Захват власти или присвоение властных

полномочий преследуются по федеральному закону.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности, единстве системы государственной власти, равноправия и самоопределения

народов в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации по ст. 10 Конституции РФ

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную,

органы которых полностью самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации по ст. 11 Конституции

осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, в которое входят Совет Федерации

и Государственная Дума, Правительство РФ и суды Российской Федерации.

Кроме того, по ст. 12 Конституции в РФ признается и гарантируется местное

самоуправление. Но местное самоуправление самостоятельно и не входит в систему

органов власти.

Новым в Конституции 1993 г. является статья 13, по которой в РФ признается

политическая многообразие и многопартийность. Этой статьей запрещается создание и

деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности

Российского государства, а также создание вооруженных формирований, разжигание

социальной, расовой, национальной и религиозной розни. По статье 14 религиозные

объединения в РФ отделены от государства, равны перед законом и никакая религия не

может устанавливаться в качестве обязательной.

Представляет интерес статья 15, которая говорит о том, что только

опубликованные официальные законы применяются на территории России.

Говоря о правах и свободах граждан в РФ, статья 32 указывает, что граждане РФ

имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы

местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Рассмотрим Федеральное устройство Российской Федерации.

Статья 67 Конституции гласит, что территория РФ включает в себя территории ее

субъектов, под которыми мы понимаем края, области, автономные округа, а также

внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ним.

РФ обладает суверенными правами в своей исключительной экономической зоне и

в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права.

Статья 17 Конституции определяет ведение РФ, в котором находятся:

1. Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов России и

контроль за их соблюдением; 109

2. Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной

и судебной власти, формирование федеральных органов государственной

власти;

3. Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

4. Внешняя политика и международные отношения РФ, вопросы войны и мира;

5. Внешнеэкономические отношения РФ, оборона и безопасность, судоустройство

и т. д.

Исполнительную власть в РФ образует система органов государственной власти

республик, краев, областей и городов федерального значения.

Главой Российского государства по ст. 80 Конституции РФ является президент,

который должен являться гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

гражданина. В соответствие с Конституцией РФ он должен принимать меры по охране

суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ, согласно статье 83 Конституции РФ, назначает с согласия

Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке

Правительства РФ. Он также формирует Администрацию Президента РФ, назначает и

освобождает полномочных представителей Президента РФ, формирует и возглавляет

Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным собранием.

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы, он

вправе распустить ее, назначить референдум, внести в Государственную Думу свои

законопроекты, обнародовать федеральные законы.

Президент РФ по ст. 87 Конституции также является Верховным

Главнокомандующим Вооруженными силами России, имеет право вводить на территории

РФ или в ее отдельных местностях военное положение.

Исполнение полномочий президента прекращается досрочно в случае его отставки,

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему

полномочия или отрешения от должности.

По ст. 93 Конституции РФ, Президент РФ может быть отрешен от должности

Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой

обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,

подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента

РФ признаков преступления, и заключении Конституционного суда РФ о соблюдении

установленного порядка выдвижения обвинения.

Данное обвинение должно приниматься 2/3 голосов от общего числа в каждой из

палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии

заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности по ст. 93

должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения

Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета

Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию. Федеральное

Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и

законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2-х палат: Совета

Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по 2 представителя от

каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов

государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 4 года.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года

и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на

профессиональной постоянной основе и, согласно статье 97, не могут, находясь на110

государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме

преподавательской научной и другой творческой деятельности.

Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Совет

Федерации и Государственная Дума заседают отдельно, их заседания являются

открытыми.

К ведению Совета Федерации относятся:

1. Утверждение изменений границ между субъектами РФ;

2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

3. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

4. Решение вопроса а возможности использования Вооруженных Сил РФ за

пределами территории РФ;

5. Назначение выборов Президента РФ;

6. Отрешение Президента РФ от должности;

7. Назначение судей Конституционного суда РФ;

8. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального

прокурора РФ.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего

числа членов Совета Федерации.

По ст. 103 к ведению Государственной Думы относятся:

1. Решение вопроса о доверии правительству РФ;

2. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центробанка и Председателя Счетной палаты;

3. Объявление амнистии;

4. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее

ведению Конституцией Российской Федерации.

Право законодательной инициативы по ст. 104 Конституции РФ принадлежит

Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам

Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным)

органам субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду

РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы также принимаются Государственной Думой и в течение 5

дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые

Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1. Федерального бюджета;

2. Федеральных налогов и сборов;

3. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной

эмиссии;

4. Ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5. Статуса и защиты государственной границы РФ;

6. Вопросы войны и мира.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен

большинством не ниже трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации

и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума по Конституции РФ 1993 г. может быть распущена

Президентом в случае троекратного отклонения представленных президентом кандидатур111

Председателем Правительства РФ (ст. 111), а также в случае выражения Государственной

Думой недоверия Правительству РФ, Президент РФ вправе объявить об отставке

Правительства РФ, либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае,

если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие

правительству РФ, Президент РФ либо объявляет об отставке Правительства, либо

распускает Государственную Думу.

Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в период действия

на территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Глава 6 Конституции РФ посвящена деятельности Правительства РФ.

По Конституции Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей

Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председателя Правительства

РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации осуществляет следующую деятельность в

государстве:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

исполнении федерального бюджета;

2) Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной

политики;

3) Осуществляет управление федеральной собственностью;

4) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области

культуры, науки, образования, здравоохранения;

5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной

безопасности;

6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан и т.д.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным

конституционным законом.

В свою очередь по статье 117 Правительство РФ может подать в отставку, которая

принимается или отклоняется Президентом РФ.

Седьмая глава Конституции посвящена Судебной власти в РФ.

По статье 118 правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть в

РФ осуществляется посредством конституционального, гражданского, административного

и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается.

По статье 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только

Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы, неприкосновенны.

Разбирательство дел во всех судах РФ открытое, слушание дела в закрытом

заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство по статье. 123 осуществляется на основе состязательности и

равноправия сторон.

Кроме того, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 125 Конституции РФ посвящена структуре Конституционного суда Р,Ф,

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными

органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными

органами субъектов РФ.

Конституционный суд РФ по запросам судов и по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона,

примененного в конкретном деле. 112

Кроме того, Конституционный Суд РФ в РФ должен обеспечивать самостоятельное

решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и

распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление (в нашем случае - краевая, городская Дума) осуществляет

в городских, сельских поселениях, причем структура органов местного самоуправления

определяется населением самостоятельно.

Согласно ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют

муниципальной собственностью, формируют, утверждают и используют местный

бюджет, осуществляют местные налоги и сборы.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, а также

на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых

органами государственной власти и т.д.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., положила начало новому этапу в

развитии российской государственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.