Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития антимонопольного законодательства в РФ




Российское антимонопольное законодательство, в частности закон «О защите конкуренции» тяготеет к западноевропейскому типу. В России постоянное отслеживание степени монополизации рынков органами статистики осуществляется с 1993 года. Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные органы ведут постоянный мониторинг состояния конкурентной среды на наиболее значимых товарных рынках. Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, статья 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Основными целями Закона «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Несмотря на некоторое ужесточение по сравнению с действовавшим до последнего времени законами, российское антимонопольное законодательство остается достаточно либеральным.

Необходимо отметить такую особенность российского антимонопольного законодательства, как направленность на создание товарных рынков. Нельзя утверждать, что в России до 1991г. вообще не было товарных рынков. Однако их неразвитость, замкнутость, монополизированность не вызывала сомнений, что и повлекло установления в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», позже замененный законом «О защите конкуренции», такой цели (нехарактерной для антимонопольного законодательства большинства других стран).

Антимонопольное законодательство РФ включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию. Во многих странах существуют отдельные нормативные акты, регулирующие недобросовестную конкуренцию. Представляется, что российский законодатель пошел по верному пути, так как в сложившейся ситуации, когда даже самые совершенные с точки зрения юридической техники законы не исполняются, более эффективно создать единый нормативно-правовой акт, но при этом обеспечить его дополнение. Не исключено, однако, что в дальнейшем будут созданы специализированные нормативные акты как проявление общей тенденции к дифференциации законодательства, а также в целях более полного правового обеспечения экономических преобразований.

Особенностью российского антимонопольного законодательства можно назвать включение в его состав норм, уже закрепленных в иных нормативных актах. Так, например, нормы о недобросовестной конкуренции содержатся не только в Законе «О защите конкуренции», но и в Законах «О рекламе» и «Товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров». Соответственно, по сути, такие нормы являются отсылочными к другим законам.

К вышеизложенному следует добавить то, что, наряду с законами, большое значение имеет и правоприменительная практика. Хотя российскими законами предусмотрен антимонопольный контроль за созданием, реорганизацией, слиянием, присоединением предпринимательских фирм, а также за совершением сделок по приобретению акций и долей в уставном капитале фирм и концентрацией капиталов на рынке финансовых услуг, соответствующие действия благополучно совершаются.

Стремление субъектов предпринимательского бизнеса к постоянному улучшению конкурентных позиций ограничивается и другими отраслями права - уголовным, гражданским, трудовым, налоговым, финансовым, торговым и другими отраслями современного законодательства. Каждая из отраслей права в той или иной форме регламентирует конкурентные действия разных субъектов бизнеса. Законом запрещено применять к конкурентам такие действия, как разбой, вымогательство, убийство, заключать с ними ничтожные сделки, вытеснять их из бизнеса с помощью неправомерного использования отдельных организационно-правовых форм предпринимательства. Конкуренты должны быть равны перед законом как исправные налогоплательщики, добросовестно соблюдающие права потребителей и имеющие иные обязательства перед обществом, предусмотренные законом.

Заключение

Таким образом, антимонопольное законодательство в разных странах мира имеет свои особенности. Страной антимонопольного антитрестовского законодательства является США. Здесь в 1890 году был принят первый антимонопольный закон в мире - Закон Шермана. Принципиальной особенностью антитрестовского законодательства США является существование двух путей его реализации - судебно-законодательный и административный. Законодательное регулирование предусматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитрестовского законодательства.

Сегодня в США монопольное регулирование осуществляется по двум направлениям в инфраструктурных областях - это прямое регулирование тарифов, цен и т.д. в других секторах оно дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, воздействовать на рост корпораций и т.д. Антитрестовское законодательство выступает как механизм защиты свободного предпринимательства и фактически ограничивает деятельность корпораций. Эта двойственность предопределяет противоречивость антитрестовской политики.

На общеевропейском уровне наблюдения за выполнением антимонопольного законодательства ЕС возложено на Комиссию ЕС, Европейский Совет Министров (Совет ЕС), Суд ЕС. В разных странах мира рассмотрение дел осуществляется в административном или судебном порядке. Антимонопольное европейское право базируется на двух принципах - запрет монополий и регулирование их деятельности. При использовании первого принципа монополия запрещается, если стремится занять монопольное положение на рынке. В соответствии со вторым принципом создание монополии не запрещено, если их деятельность не противоречит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное законодательство РФ включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию. Во многих странах существуют отдельные нормативные акты, регулирующие недобросовестную конкуренцию. Следует добавить то, что, наряду с законами, большое значение имеет и правоприменительная практика. Хотя российскими законами предусмотрен антимонопольный контроль за созданием, реорганизацией, слиянием, присоединением предпринимательских фирм, а также за совершением сделок по приобретению акций и долей в уставном капитале фирм и концентрацией капиталов на рынке финансовых услуг, соответствующие действия благополучно совершаются.

Практическое воздействие на конкурентов со стороны государство подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынков кем-либо из них. Оно включает в себя методы административного (законодательного) регулирования, с одной стороны, а также методы нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования, с другой стороны. Законодательное противодействие монополизации рынков состоит в применении правовых норм и директивных документов, содержащих запреты субъектам бизнеса на приобретение монопольных или доминирующих позиций, а также в практике административного и судебного пресечения такого положения в случае его возникновения. Корректирующее противодействие монополизации рынков состоит в применении различных инструментов косвенного регулирования отношений между субъектами бизнеса, многие из которых мечтают стать монополистами, а другие озабочены тем, как все-таки им помешать сделать это.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.