Конкурентоспособность – показатель, интересующий не только науку, но и всех субъектов рыночных взаимоотношений. В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом".
Существует высказывание М. Эрлиха и Дж. Хайна о том, что конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары.
Андрианов В. предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Фасхиев Х.А. в статье «Определение конкурентоспособности предприятия» приводит группировку определений конкурентоспособности.
конкурентоспособность – это многоликая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (рисунок 4.2):
· I уровень – конкурентоспособность продукции;
· II уровень – конкурентоспособность предприятия;
· III уровень – конкурентоспособность региона (отрасли);
· IV уровень – конкурентоспособность страны.
1 уровень
Конкурентоспособность продукции
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя
2 уровень
Конкурентоспособность предприятия
Совокупности характеристик, включающих в себя захваченную предприятием долю рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели
3 уровень
Конкурентоспособность региона (отрасли)
Способность регионов (отраслей) обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции, то есть продуктивность использования его ресурсов
4 уровень
Конкурентоспособность страны
Положение страны на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику, обусловленную экономическими, социальными, политическими факторами
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление