КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подход к оценке деятельности органов управления
Этот подход зачастую страдает двумя крайностями: 1) анализируется уровень учреждения — его материально-техническое, кадровое обеспечение, заслуги, отмеченные правительством, — а итоги управленческой деятельности как бы остаются в тени; 2) все внимание направлено на результаты деятельности учреждения, практически без учета затрат (в соотношении: «затраты — выпуск»). Между тем измерение должно сопровождать все четыре этапа процесса деятельности исходя из системного подхода: ввод — поступление ресурсов, в том числе денежных средств, оборудования, людей; внутренний процесс — превращение ресурсов в результаты деятельности: выход — результаты деятельности (услуги, программы, сделки, которые должна обеспечивать организация); конечный результат деятельности, отражающийся в оценке степени соответствия результатов ее важнейшим целям. ( Чтобы осуществить замеры и оценку деятельности государственных учреждений, нужно иметь критерии (греч. кriterio — отличительные признаки, мерило, «пробный камень») и показатели для соотношения, замера. Наиболее распространенными показателями оценки работы предприятий и менеджмента считаются следующие: показатели себестоимости, показатели производительности труда, часто и степень использования производственных мощностей, материальных ресурсов, контрольное время на выполнение конкретного задания, объем, общее количество выполненной работы, показатели соотношения между спросом и предоставлением услуг. Посмотрим, как это адаптируется к административно-управленческой сфере. 19.2.1. Экономия в управлении
Девизом при определении затрат на управление должно стать: государство может оказывать людям услуги по приемлемым для них ценам. Затраты на управляющие структуры — немаловажный критерий при определении экономичности управления. Затраты имеют определенную структуру и различное значение по степени влияния на конечный объект управления. Сюда входят расходы на оплату труда управленческих работников, социальное обеспечение работников аппарата, командировочные расходы, расходы на оргтехнику и ЭВМ и т. д., которые надо соотносить с реальным влиянием соответствующих управляющих воздействий на общественное развитие. К сожалению, этого пока нет, а значит, нет и материальной заинтересованности персонала государственного органа в результатах своего труда. Зависимость нужна в прямо пропорциональном измерении, идет речь об экономичности каждой структуры, каждого участника управления, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Есть влияние и положительный результат конкретного управленческого воздействия — должна в прямой пропорции возрасти заработанная оплата (доплата, премия, вознаграждение и прочего вида). | Сюда же входят затраты (средства) на подготовку и переподготовку служащих, повышение их квалификации, развитие профессионального, интеллектуального, творческого и других видов личностного потенциала персонала управления. При некоторой опосредованное™ влияние этого фактора на конечную эффективность, его значение при определении качественных параметров результативности достаточно велико. В целом показатель экономичности (затратности) выявляет, во сколько обходится служба или подразделение. Конечно, оценивать место и роль в обществе, эффективность государственного органа (службы, подразделения) только путем измерения уровня затрат на него — в высшей степени примитивный метод, по определению не учитывающий продуктивности (как совокупности экономии и результативности), эффективности управления. Главный акцент переносится на учет интересов граждан, потребителей и налогоплательщиков.
19.2.2. Продуктивность в управлении
Продуктивность в управлении — это критерий оценки самого процесса управления, производительность труда управленцев, определяется соотношением между результатами, фактически полученными 1) оценивается управление по достигнутым результатам; 2) и в соответствии с ценой, которую за них прищлось платить, издержками в управленческом производстве. Оцениваетсд продуктивность с помощью таких понятий, как «усилия», «работа» и «результаты». Усилия относятся к тому, что считается трудозатратами, измеряемыми, например, в человеко-часах (например, сколько стоит обработать заявку на жилищное пособие?). Работа — результат приложения усилий, она относится к деятельности, выполняемой в течение определенного количества человеко-часов. Это показатели объема проделанной работы, без определения качества или того, насколько она сЬответствует желаемым целям. Например, сколько заявок на пособие обрабатывает за час один работник? Результат — измеряет и усилия и работу, но при этом указывает на эффект этого усилия или работы при выполнении стоящей задачи. Таким образом, системная цепочка определения продуктивности выглядит следующим образом: затраты -» усилия -» работа -» результаты.
Результатами деятельности государственной организации является как прямой внешний «выпуск» (услуги — например, выписанные чеки или количество дней нахождения пациента в государственной больнице), так и внешние косвенные результаты (повышение качества жизни клиентов или их возможность обеспечить собственную занятость). Кроме того, к результатам деятельности этих организаций относится «внутренний продукт» (обычно это услуги типа повышения квалификации и переподготовки кадров, эксплуатации и ремонта зданий и оборудования), что является необходимым условием обеспечения внешних выходов и косвенных результатов. Оценка деятельности должна охватывать все три стадии: оказание внешних услуг, внутренние услуги и достижение косвенных результатов с использованием концепции «пакетного анализа данных». Оценка деятельности любого коллектива будет субъективной и произвольной без надежной системы измерения результатов работы. И все же надежной системы измерения в государственных учреждениях пока нет. А если и существует, то в виде простого учета производственных показателей — количества удовлетворенных запросов, количества принятых решений, количества закрытых дел и т. п. Редко учитываются несколько критериев продуктивности. В результате управленцы не могут сравнивать свою деятельность с работой в других учреждениях, деятельность своего департамента с работой других подразделений организации и даже собственную деятельность в разные периоды времени. Оценивая выпуск управленческой продукции, необходимо четко разграничить и сопоставить фактически предоставленные услуги и характеристики услуг, имеющие первостепенное значение для граждан- потребителей. Можно выделить пять векторов: вектор затрат; вектор фактического выпуска товаров и услуг; вектор последствий прямых результатов выпуска (речь идет о степени безопасности, о бесперебойности работы транспортных магистралей и т. п.); вектор внешних условий, характеризующих условия жизни местного населения. Эффективная характеристика продуктивности трудоемких управленческих работ обычно представляется на двух уровнях: • конкретной деятельности, когда рассматривается распределение рабочего времени при выполнении специальных, четко определенных типов работ или решаемых задач; • трудовых процессов, когда, например, подсчитывают все время, потраченное на означенную работу, телефонные разговоры, проведенное на собраниях и т. п. Чтобы отыскать возможности повышения производительности профессиональной деятельности, полезно ввести еще два уровня: — функциональный, на котором решаемые задачи распределяются по широким функциям с учетом общих целей деятельности. Функциональное распределение времени позволяет выявить, насколько рационально с точки зрения целей и задач организации персонал распределяет и использует рабочее время. Чтобы получить точку отсчета, надо разработать схему «идеального» или «желаемого» распределения рабочего времени, которой будут руководствоваться менеджмент или сами работники; \ — квалификационный, который показывает, какой процент времени тратится на высокопрофессиональные задачи, требующие независимого суждения и знаний, и какой на работу более низкого уровня. Здесь опять необходима стратегическая классификация задач по профессиональным функциям и уровням квалификации. Квалификационный анализ позволит выявить потенциальные возможности информатизации, исключающие низкоквалифицированные работы, передачи соответствующих функций (операций) низкооплачиваемому низкоквалифицированному персоналу. Верную картину может дать тщательный внешний хронометраж на протяжении 3—4 недель, но это требует затрат и мешает работе. Другой способ — предложить работникам «раскладывать» затраченное время по определенной, заранее заготовленной схеме — это требует меньше затрат и не так отвлекает от дел. Но... даже хорошо сконструированный опрос мнения специалистов о том, как они используют собственное рабочее время, может не дать реальной картины, если опрашиваемые не заинтересованы в результатах. Поэтому главное условие сбора информации — честная, надежная помощь опрашиваемых специалистов, их интерес, проверка полученных данных. Выбор способа зависит от цели исследования. Если анализ должен показать, сколько сотрудников нужны учреждению, необходимы точные данные и стоит пойти на существенные расходы. Если задача состоит! в поиске возможностей совершенствования трудовой деятельности, не» касающихся квалификационного уровня сотрудников, норм и стандартов, опрос вполне обеспечит необходимой информацией без лиш-1 них затрат. Сравнительная оценка продуктивности работы различных структур и подразделений — дело непростое, ибо функциональные области существенно различны. Кроме того, использования единственного показателя недостаточно, чтобы выявить определенный критерий, характеризующий работу. Важнейшим специальным критерием продуктивности (и одновременно качества, эффективности) управления являются затраты време--ни на решение управленческих вопросов и осуществление управлен-4 ческих операций. К сожалению, часто бывает так, что принимается очень важное для людей управленческое решение, указывается срок исполнения, но, увы, он нарушается и задача переходит на следующие сроки. «Долгострой» в принятии и реализации управленческих актов — это показатель неэффективности власти. Люди устают ждать и появляется недоверие к власти. Таким образом, появляются издержки социально-экономического и морального, политического характера. В сфере социальных услуг от неоперативности обычно страдают люди, вынужденные, например, дожидаться места в больнице, очереди на прием к специалисту или расследования сообщений о жестоком обращении (с детьми, или в домах престарелых, или в Матросской Тишине). В некоторых случаях необходим «абсолютный» стандарт оперативности. Скажем, следует учитывать, что расследование случаев жестокого обращения с несовершеннолетними или престарелыми должно, начинаться в течение 24 ч после получения информации. Тогда при, оценке эффективности можно учитывать процент расследований, начатых в положенный срок. При оценке продуктивности управленческой деятельности важна оценить стиль и методы работы. Стиль функционирования субъектов управления, который характеризуется соотношением между нормоустановительной, нормоприменительной и непосредственно организаторской деятельностью, содержанием и количеством принимаемых решений, смыслом и числом со-; вещаний, заседаний, проверок и других организационных действий, сосредоточением управленческих.усилий на деятельности & органа» или управляемых объектах и иными элементами. Стиль зависит не; только от личности руководителя и функционирования соответствующей системы и подсистемы управления, но и от того, насколько 444 Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы в них четко «описаны» цели, как распределены функции, как обеспечены они организационными ресурсами и т. д. Сокращение числа и продолжительности различного рода заседаний, совещаний, представительских и пиаровских акций, излишней отчетности положительным образом отражается на производительности труда руководителей и служащих. В ряду специальных показателей работы государственных учреждений Методы решения задач, управленческие подходы. Например, отказ от административно-императивных методов, привлечение общественности к решению общественно значимых задач, в том числе раскрытию преступлений милицией, наведению порядка на улицах и дворах, озеленению города и т. п., тоже показатели сущностного предназначения и продуктивности работы государственных учреждений. Впрочем, измерение продуктивности следует вести на основе полученных результатов, а не используемых методов. Результаты, а не методы поддаются измерению. Например, деятельность органов здравоохранения, «милиции, пожарной охраны можно оценивать по результатам профилактической работы, на которую рассчитывают граждане, в то же время по экономии, обеспеченной за счет выполнения данных функций. На взгляды менеджмента в государственных учреждениях повлиял рожденный опять-таки частным сектором качественный подход.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |