КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Администрация и группы давления
Требования и ожидания общества, отдельных ее слоев, групп выражают различные институты гражданского общества. Выступающие посредниками между властью и населением, они могут быть охарактеризованы как институты политического опосредования. Институты политического опосредования — это пограничный и наиболее подвижный уровень отношений гражданского общества и власти. Среди институтов политического опосредования ведущая роль в системе взаимодействия общества и власти принадлежит политическим партиям, группам интересов, группам давления. Не вторгаясь глубоко в сферу политологии, отметим некоторые методологически важные для нас положения. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[93]. Группы интересов — это устойчивые организации (ассоциации) разнообразной направленности: профсоюзные, крестьянские, предпринимательские, молодежные, женские, ветеранские, семейные. Они объединяют людей на основе общих интересов, потребностей в сфере труда, быта, культурной, духовной жизни, имеют определенные ресурсы влияния: количественный состав, организационную сплоченность, информационное обеспечение, профессиональные кадры, финансы и* др. Их отличие от партий в том, что все они не претендуют на политическую и административную власть, а пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических интересов. В последние годы в России общественные науки используют термин «группы давления» для обозначения различных заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие рабочие и т. д.), в других случаях устойчивого интереса, но официально не оформленных, не признанных — в любом случае групп, не стремящихся к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не прямые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздействие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персональных связей. Именно через институты политического опосредования происходит воздействие гражданского общества на аппарат, госуправления, это — каналы влияния общественной среды на управляющую систему. При этом можно выделить два вида коммуникаций, взаимодействия, влияния общественной среды на систему госуправления. Основной вид воздействия общества на государственное управление — через легитимно функционирующую политическую систему, участников политического процесса, имеющих правовое признание в государстве и использующих правовые средства воздействия. Официальные отношения появляются тогда, когда администрация особо признает представительный характер тех или иных групп и привлекает их к своей работе. Она обращается к представителям этих групп, как к индивидуальным, так и к коллективным, либо с целью проконсультироваться с ними по какому-то вопросу, либо с тем, чтобы привлечь к выработке решений. О такой администрации можно было бы сказать «открытая администрация», а о ее взаимодействии с общественными группами — «согласованное администрирование». Подобная форма управления зародилась и развивалась не сегодня, а связана с историей профессиональных движений, экономикой, институтов политического опосредования, т. е. партий, групп интересов. Несомненно, целью подобной практики является информация администрации без какого-либо ущерба для ее полномочий по принятию решений. Но в то же время это позволяет группам давления оказывать каждодневное воздействие на администрацию. Во-первых, потому, что речь идет о постоянных контактах; во-вторых, из-за того, что информация, поставляемая группами давления, неизбежно носит односторонний характер и направлена на достижение искомого решения. В связи с этим должностные лица, призванные принимать решения, находятся в недоумении: действуют ли они по-настоящему, исходя из общих интересов, или же служат заинтересованным группам, к чьим требованиям и информации они прислушиваются? (Два последних понятия иногда умышленно смешиваются.) На региональном и местном уровне давление заинтересованных групп в последние годы стало очень существенным. Все же следует отметить, что сильнее всего давление ощущается на федеральном уровне, ибо оно неизбежно предваряет любое решение. Официальное признание таких контактов принимает сегодня договорное оформление. Иными словами, за давлением и дебатами следует заключение соглашений между администрацией и представителями заинтересованных групп — соглашений, имеющих вполне определенное юридическое значение: долгосрочные профессиональные соглашения, соглашения о стабильности, договоры, заключаемые публичными организациями, договоры-программы, государственные контракты. Наконец, речь идет о совокупности технических приемов «участия», при помощи которых управляемые, представленные различными группировками, вовлекаются в процесс подготовки и исполнения управленческих решений. Участие таким образом возводится в систему и выступает как одно из средств «преодоления изоляции» администрации. Завуалированные отношения. Другой вид воздействия общества на госуправление — через неформальные организации, специально созданные группы для давления на власть, лоббирования и достижения своих интересов. Эти группы оказывают воздействие как на парламент, фракции, депутатов в процессе принятия политических решений, так и на госаппарат, служащих. Отсутствие в России специального законодательства, регулирующего эту сферу, создает возможность применять широкий спектр средств — от легальных до криминальных. Очевидно, эти отношения гораздо труднее определить, а исследования в этой области не отличаются полнотой. Уголовная статистика (регистрация, например, таких преступлений, как взяточничество среди государственных служащих) позволяет использовать точный инструмент документальных исследований, подтверждает печальный факт учащения случаев коррупции и свидетельствует о пагубном состоянии нравов. Какими методами и при наличии каких факторов влияния группы давления имеют возможность прямо воздействовать на администрацию, не прибегая к посредничеству политической власти? К методам оказания влияния относятся: • направление письменных замечаний по конкретному решению; • участие в открытых обсуждениях; • участие в консультативных комитетах ведомств; • создание коалиций с другими фирмами и организациями; • организация членов группы или служащих для непосредственного участия в нормотворчестве; • неофициальные контакты с должностными лицами до официального выхода проекта решения в свет; • подача ходатайств с просьбой начать нормотворчество; • неофициальные контакты с должностными лицами после обнародования проекта решения. К факторам влияния, воздействия групп давления на административный аппарат государственных (муниципальных) органов относятся следующие. Одним из решающих факторов, определяющих степень участия групп интересов в государственных решениях, являются финансы этих групп, их достаточность, ибо попытка оказать влияние на процесс принятия решений госорганами связана с наймом рабочего аппарата, специалистов, с расходами на лоббирование. Другой фактор — умение групп интересов объединяться в коалицию, так как это позволяет значительно расширить поле действия, добиться поддержки своих идей. Организационную структуру групп интересов также следует рассматривать как переменную величину и фактор, от которого зависит способность группы концентрировать усилия на нужном направлении и оказывать большее по сравнению с другими влияние на законодательную или исполнительную власть. Немаловажным фактором является авторитет группы интересов у государственных органов, который подкрепляется не только финансовой состоятельностью, но и связями, стажем деятельности в обществе, общественным доверием, выражаемым СМИ, «выходами» на парламент и в орган исполнительной власти. Здесь же массовость, численность группы, впрочем, это величина относительная, ибо членство бывает индивидуальным и коллективным, а последнее не позволяет определить реальный масштаб социальной поддержки группы. Изложенные суждения можно переложить на формулу, пользоваться которой могут должностные лица государственной администрации, выбирая среди групп давления наиболее влиятельные для устойчивого взаимодействия. Степень влияния групп давления определяется совокупностью факторов. Влияние = В1 + Вг + В3 + В4 + В5 + В6 + В7 + В8 + В9 + n, где В1 — финансы; В2 — способность к коалиции; В3 — организаци-онность (структуры и акций); В4 — авторитет; В5 — возраст группы; В6 —доступ, выходы на власть; В7 — должностные лица, которые доступны группе; В8 — массовость группы; В9 — поддержка политического курса; n — термин, показывающий, что условия функционирования и характеристики состояния моделируемого объекта представлены случайными величинами и связаны стохастическими (нерегулярными, случайными) зависимостями. Тем самым подчеркивается вероятностное подобие и то, что при задании на входе модели некоторой совокупности значений на ее выходе могут получаться различающиеся между собой результаты в зависимости от действия случайного фактора. В какой степени эффективны те или иные методы влияния групп и взаимодействия с ними? Каков должен быть порядок, процедуры взаимодействия с группами давления государственных (муниципальных) служащих? Ответы на эти вопросы можно делать на основе углубленного исследования лаборатории взаимодействия — явления в России развивающегося и малоизученного. Большие надежды на развитие системы взаимодействия администрации с гражданским обществом возлагаются на отделы (рабочие места) по связям с общественностью в рамках управленческих структур государственных учреждений. Их задача — не только информирование общественности (пресс-служба), не только сбор информации и анализ окружающей среды в процессе подготовки управленческих решений и контроля результатов (информационно-аналитическая служба), но и налаживание постоянного партнерства, сотрудничества органов госуправления с обществом, его организованными группами интересов в процессе подготовки решений, разработки социально-экономических программ, привлечения общественных сил и спонсоров к выполнению общезначимых решений и программ. В системе взаимодействия очень важна позиция администрации государственных органов, ее податливость воздействию групп давления или ее способность противостоять внешнему давлению корыстных сил. Следует признать, что, взаимодействуя с группами давления, администрация может играть самостоятельную роль, преследовать частные или корпоративные интересы. Они существуют благодаря общности социального происхождения и образования, полученного высшими служащими и руководящими кадрами частных фирм. Это проявляется со все большей очевидностью сегодня, когда распространение получает практика «смены кресел» (оставление высокопоставленными чиновниками государственной службы ради занятия ответственных должностей в частном секторе или в публичных учреждениях). Подобная практика поощряется частными предприятиями или предприятиями национализированного сектора, а также профессиональными объединениями путем предоставления более высокой зарплаты и больших привилегий по сравнению с теми, которые предлагает государственная служба. Извлекаемая из этого выгода связана не только с технической компетентностью и опытом, но и со «связями» таких кадров. Тем самым развивается взаимопроникаемость, которая в некотором роде удваивается благодаря практике «смены кресел». В России начала XXI в. это явление естественное, ибо лица, занимающие руководящие посты в государственной администрации, окончили те же учебные заведения и примерно в тех же пропорциях, что и владельцы частных фирм. В свою очередь, эта общность порождает одинаковость поведения благодаря схожести образования и должностных функций. В большинстве случаев возникающая профессиональная солидарность носит осознанный характер. В ее основе лежит и психологическая мотивация. Проявляется же она двояко: в своего рода обструкции не согласованных с ней правительственных инициатив, а также в динамизме, позволяющем инспирировать правительственные решения и даже действовать вместо определенных политических инстанций: Итак, администрация сама может действовать как группа давления. Можно сказать, в конечном итоге, что таким образом под сомнение ставится сам авторитет правительственных инстанций. Правда, новейшая история даст примеры того, как политической власти удается перебороть административное «лобби». Представляется, однако, что это лишь исключения из правила, так как неизбежная склонность верхушки административного аппарата к технократии все больше приобретает форму устойчивой тенденции. При слабом правительстве (при частой смене министров) она черпает свою силу в собственной стабильности, а при сильном правительстве укрепляется еще больше благодаря тому, что оно защищает администрацию от внешнего контроля и привлекает ее к осуществлению власти на постоянной основе. В заключение еще раз хотелось бы привлечь внимание исследователей и специалистов к изучению всех элементов формирующейся системы взаимодействия общественных групп с государственной администрацией.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |