Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трафарет описания предприятий




Метод SWOT (определение характеристик среды отрасли).

Взаимодействие состояния Возможности   Угрозы
Сила №1 №3
Слабость №2 №4

 

В квадрате №1 описываются достижения отрасли, подчеркивающие ее позиций внутри города, так и за ее пределами. В квадрате №2 исследуются существующие и наиболее вероятные угрозы, возникающие в связи с проявлением сильных позиций отрасли.

В квадрате №3 определяются наиболее уязвимые позиции отрасли, влияющие на ее развития. Сюда заносят как раз те проблемы, отсутствие решения которых не дает отрасли успешно развиваться.

В квадрате №4 обуславливается наиболее слабые позиции отрасли, наличие которых напрямую угрожает самому ее существованию.

Одной из наиболее значимых задач на этапе планирования является выявление проблем. Существует схема выявления проблем:

1. описание проблемы;

2. выявление основных целей и задач по преодолению проблемы, где необходимо выделить приоритеты в развитии отрасли, определения направления в развитии отрасли, расположенные в порядке убывания;

3. разработка конкретных мероприятий усиливающих конкурентоспособность отрасли.

При разработке мероприятий необходимо провести перечень постановлений ГОСТов, технических зданий, утвержденных программ, проектов и других нормативных документов, способствующих реализации мероприятия.

Мероприятия По реализации стратегии Методы Осуществления мероприятий Достигаемые цели (задачи) Показатели эффективности характеризующие результат  
       

Составление прогнозов и перспектив развития отрасли является завершающим этапом процесса планирования.

В качестве методологического инструмента прогнозного раздела работы тематической комиссии целесообразно применить один из широко распространенных методов прогноза: метод простой экстраполяции; трендовой экстраполяции; морфологический метод; сценарный прогноз и нормативный метод прогноза.

 

 

Тема 11. Проектирование организационных структур.

Вопросы лекции

1. Линейно-функциональные и программно-целевой типы управления.

2. Организационная структура местной администрации: принципы, методы построения и власти, направления совершенствования

Организация как функция местного менеджмента предполагает, закрепляет за той или иной должностной единицей заложенной в план цели (задачи). В качестве инструментов такого закрепления могут быть использованы: распределение сфер ответственности между субъектами, координация взаимодействий между различными функциональными звеньями и уровнями определения порядка финансирования и обеспечения ресурсами плановых целей и пр. Организация в системе муниципального менеджмента включает в себя ряд задач.

1. Определение уровней в системе местного управления распределение и закрепление полномочий между ними.

2. Организация эффективного распределения финансовых потоков между уровнями и звеньями управления, закрепление устойчивых источников формирования бюджета.

3. Определение оптимальной структуры управления администрацией органа власти.

4. Организация взаимодействия функциональных и территориальных подразделений.

5. Выбор оптимальной модели самоуправления.

6. Организация кадровой работы в учреждениях местной власти.

Характер управления работой административного аппарата задается заложенным в ее основу типом организационной структуры (управления).

К основным типом организационных структур следует отнести линейно – функциональный и программно – целевой. Линейно – функциональный – это такой тип организационной структуры территориального поселения, при котором распределением власти, осуществляется путем сочетания линейных и функциональных связей, обеспечивающих целостность и взаимодействие функциональных и территориальных составляющих местного образования.

Важнейшим направлением в развитии организационный структуры городских администраций в крупных городах Р.К. стало формирования программно – целевого типа управления, существенно отличающегося линейно – функционального типа, организации, восходящего к советскому периоду.

Программно – целевые структуры, - пишет Б.З.Мильнер, - представляют собой организационные формы комплексного управления (с помощью специально создаваемых временного органов) всей производительной системой как единым объектом, ориентированный на отдельную цель…

Сутью программно – целевого метода управления является управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности местного образования, увязанными по ресурсам, срокам, в соответствии с принятыми приоритетами, а также взятыми и к исполнению на основе договоров.

К преимуществам программно – целевого типа управления следует отнести следующие.

· Более глубокую проработку решений по функциональным направлениям;

· Высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнения функций;

· Высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями;

· Оперативность подразделений с широкими полномочиями;

· Многоуровневую организационную структуру;

· Делегирования полномочий;

· Выделения функций стратегического управления и центральных функциональных служб;

· Выделения функций стратегического управления и центральных

функциональных служб;

К недостаткам в использовании программно – целевого метода организации следует отнести такие моменты, как:

· Явное различия мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого.

· Различие, а иногда и взаимоисключаемость целей различных подразделений, что может приводить к конфликтам между подразделениями;

· Независимость отдельных подразделений, наличие которой препятствует интеграции различных направлений деятельности;

· Неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления.

Одним из элементов программно – целевого типа организации в сфере государственного и местного управления является конкурсное размещение государственных и местных заказов, обеспечивающее экономию бюджетных средств на основе созданий условий равной конкуренции между подрядчиками.

Типы организационных структур следует отличать от моделей управления.

При анализе модели управления устанавливаются характеристики объекта управления, в отношении которого вырабатывается перечень функций управления.

1. непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.

2. Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуется в компетенции представительного органа.

3. Все, непосредственно делегируемы населением полномочия реализуется в компетенции высшего должностного лица.

 

 

Тема 12. Контроль в сфере государственного местного управления.

Вопросы лекции

1. Виды и алгоритм реализации контроля. Объекты контроля. Методы контроля.

2. Институциональные основы деятельности контроля: функции омбудсмена.

Контроль как в государственной так в местной сфере, подразделяется, в соответствии с принципом разделения властей, на три вида: исполнительной, законодательной и судебной.

Исполнительный контроль связан с возможностью административного влияния на работу исполнительных органов власти различных уровней, ведомств и отраслей с ориентацией на реализацию основных направлений стратегического развитие. Законодательный контроль предполагает правоспособность отдельных специализированных органов власти на территории оценивать соответствие деятельности субъектов различных уровней действующему законодательству. Судебный контроль опирается на отложенную в судебной системе практику согласования решений между различными институтами судебной власти, установленный порядок принятия к производству и рассмотрения дел.

Стратегический контроль предусматривает отслеживание соответствия деятельности хозяйствующих субъектов намеченных в стратегическом плане целей. К числу принципов организации государственного и местного контроля, определяющих условия реализации функций публичной власти, следует отнести следующие принципы: законности; плановости; полноты и достоверности информации о контрольных объектах: целевого использования финансовых средств; эффективности контрольной деятельности и гласности.

Принцип эффективности контрольной деятельности предполагает закладку в ее режим действия механизма позволяющего отслеживать и замерять процесс, результаты этой деятельности, оптимизировать режим совершенствования контролируемого объекта.

Необходимо различать также внутрифирменный (организационный) и текущий (производственный) контроль. Внутрифирменный контроль опирается на тщательно разработанную систему должностных инструкций и аттестации, лежащие в основе деятельности административного аппарата. Текущий контроль предполагает выработку оптимальную схему функционирования объекта управления и адаптацию к ней организационной структуры. Появляется необходимость создания условий

реализации данного механизма.

Особенностью контроля в сфере кадрового регулирования является жесткая регламентация функциональных обязанностей служащих нормативными актами.

В целом на муниципальном уровне контроль выполняет три функции: стимулирующую, фискальную и санкционную.

Стимулирующая функция контроля направлена на предоставления благоприятных условий и льгот тем предприятиям, деятельность которых является полезной для региона, муниципалитета и находится в русле приоритетных задач развития.

Фискальная функция контроля нацелена на поддержание бюджетной и налоговой дисциплины физическими и юридическими лицами, чья производственная деятельность происходит на территории муниципалитета.

Санкционная функция контроля направлена на разработку средств административного влияния запретительных мер в отношении субъектов, чья деятельность наносит ущерб муниципальному образованию.

Объектом местного контроля являются договора: обязательства предприятий, бюджета, целевые программы, собственность и фонды общественных организаций и местных органов власти.

Служебный контроль означает деятельность по отслеживанию и регулированию текущих оперативных задач, опирающихся на сложившуюся структуру функциональных обязанностей среди членов организации. Целью служебного контроля является обеспечение бесперебойной работы производственной системы в рамках сложившегося режима работы. Инструментами служебного контроля вступает регламент и должностные инструкции.

Санитарный контроль призван отслеживать и регулировать деятельность хозяйствующих субъектов в сфере соблюдения норм санитарной

безопасности производственного процесса. К перечню инструментов санитарного контроля относятся нормативы выбросов и расходов материалов, а также сведения заболеваемости населения на территории.

Средовой контроль – это деятельность уполномоченных органов по отслеживанию и регулированию взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и населением в области использования природных ресурсов и поддержки качества среды, формирующегося в ходе природопреобразующей деятельности предприятия. Инструментом средового контроля является лицензирования и аудит хозяйствующих субъектов.

Юридический контроль является средством правового обеспечения производственного процесса, а также обоснования принимаемых на территории решений с учетом действующего законодательство.

Объектом финансового контроля является, главным образом, бюджет в части расходов на строго определенные цели. Особенностью контроля в местной сфере является проверка режима реализации функций предприятиями и учреждениями, работающими в пределах конкретной территории. При этом контроль может выполняться на одном из уровней: административном, отраслевом и окружном.

Целью административного контроля является подчинения деятельности исполнительного звена принятым в сообществе образцам и схемам организационного поведения. Административный контроль осуществляется по основным позициям внутрифирменного регулирования; контрольным заданиям, должностным инструкциям, регламентам.

Отраслевой контроль базируется на количественных показателях территориального образования. Предполагает обеспечения проектируемых схем деятельности исполнительного звена ресурсами, распределенными соразмерно принятыми на уровне отраслей планам.

Окружной контроль охватывает территориальный аспект в механизме местного регулирования. Осуществления функций контроля предполагает последовательное прохождение следующих функций:

1. формулирования стандартов (нормативов);

2. определения допустимых отклонений;

3. корректировка контролирующей деятельности.

Стандарты (нормативы) задают ориентиры социально адаптируемых целей местного образования, обеспеченных ресурсами.

К первым относятся показатели минимальной заработной платы, минимальной пенсии, минимальной обеспеченности жильем человека и т.д. Ко вторым – привязанные к району минимальная потребительская корзина, районные (поясные) коэффициенты и т.д.

Процесс контроля – это процесс диахронный, т.е. по времени он охватывает как начальную стадию управлению, так и ее заключительную часть. Различают две формы контроля: входной и выходной контроль.

Входной контроль призван осуществлять функции наблюдения и регулирования поступающих в аппарат управления информационных потоков. На входе контролирующие органы должны следить за тем, чтобы все задания, вытекающие из схемы стратегического планирования, были правильно распределены, чтобы каждый из членов организации четко представлял себе, что он должен делать, какова его ответственность за допущенные нарушения.

Объектом входного контроля является поступающие в организационную систему потоки, служащие исходным условиям функционированиям организации. К перечню этих потоков следует отнести:

· материальные (оборудование, сырье, ресурсы);

· технологические (ноу-хау, патенты и пр.);

· кадровые (персонала);

· организационные (нормативно – правовые документов, распоряжения вышестоящих органов, власти);

· информационные (письма и обращения граждан);

· финансовые (платежные документы и пр.);

Теория местного управления определила ряд методологических инструментов организации контроля, применения которых на практике повышает его действенность. Среди наиболее простых и эффективных способов организации входного контроля выделяются матричный метод организации контроля. Он позволяет соотнести два уровня информации, что дает возможность анализировать различные параметры деятельности в разрезе запланированного результата.

Выходной контроль – деятельность по управлению отношениями в организации, основная на необходимости отслеживания результатов производственных заданий, их текущего анализа и последующей корректировки. Специфической чертой выходного контроля является его непланируемость, остаточность.

К перечню объектов выходного контроля следует отнести:

· контроль качества результатов труда;

· контроль дисциплины труда;

· контроль соответствия продукции существующим законам, распоряжениям и внутреннему регламенту.

Наиболее популярным видом выходного контроля является контроль за качеством результатов управленческого труда.

При организации выходного контроля необходимо соблюдение ряда правил.

1. Функции контролера на входе и выходе должны быть разделены между различными людьми.

2. Контролирующее лицо должны быть подробно инструктировано о нормах и стандартах, критериях качества, подведомственных подразделениях.

3. Основное назначения выходного контроля направленно на внушение исполнителю мысли о том, что от его работы зависит судьба, как всего предприятия, так и его собственная.

Мотивация как функция местного менеджмента имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что стимулирования труда местного служащего в меньшей степени, чем других категорий работников, определяется размерами заработной платы.

 

Тема 13. Принятие решений.

Вопросы лекции

1.Решения в процессе местного управления. Регламент и его виды.

2.Формы участия населения в формировании органов местного самоуправления.

 

Принятия решений в системе государственной и местной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости.

Решения, принимаемые органами власти, предопределяет реализацию различных направлений государственной и местной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д.

В зависимости от уровня целей разработанного плана выделяют стратегические и оперативные решения. Организационные особенности обуславливают проявления сложных (комплексных) и простых, одно- и многокритериальных, гибких и жестких, штатных и внештатных, решений. А функция прогнозирования становится основной для выделения пробных и упреждающих, ситуационных и целевых, кратко-, средне- и долгосрочных решений.

1. описание проблемной ситуации;

2. формулировка проблемы, требующей разрешения;

3. предварительной анализ, выдвижения гипотез;

4. установление целей и задач;

5. определение критериев;

6. поиск, анализ и сопоставления альтернатив, вариантов решения;

7. оценка риска;

8. выбор оптимального варианта решения;

9. разработка плана реализации принятого решения.

Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент. Регламент включает в себя перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры административного органа в границах выделенных в нем полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами.

Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономики рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых общие положения, планирования работы, организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие.

· Порядок подготовки вопросов;

· Порядок проведения организационных мероприятий;

· Определения полномочий участвующих в организации субъектов;

· Порядок проверки реализации полномочий;

· Время, отводимое на доклады и выступления;

· Ведения протоколов;

· Публикация регламента;

· Порядок изменения регламента.

Регламент документооборота заключается в порядке регистрации и передачи проходящих через управленческие звенья распорядительных документов. Соответствующий регламента предполагает наличие трех звеньев в прохождении документов.

1. выходная стадия, на которой документ принимается к рассмотрению органами власти в соответствии с принятыми на себя полномочиями.

2. стадия рассмотрения документа, которой предписывается делегирования полномочий на анализ документа соответствующей службе, должностному лицу, чьи функции наиболее близки к профилю зафиксированный в документе проблематики.

3. Выходная стадия в прохождении документа, призвана зафиксировать реакцию на содержание входящего документа на базе действующих в административном органе нормативов.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы.

· Структуры административных органов;

· Полномочия должностных лиц;

· Порядок выбор должностных лиц;

· Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);

· Распределение финансовых потоков.

В условиях вхождения региональной власти в систему государственного управления и созданной в связи с этим сложной иерархической структуры политической власти, возникает проблема разграничения законодательных и контрольных полномочий между ее уровнями. В решении этой проблемы используется сочетания законов как средств долговременного правового регулирования и подзаконных актов, обладающих строго ограниченной сферой применения.

Важнейшим политическим институтом, признанным утвердить публично- властные решения на основе активного участия жителей, а также при определение основных направлений в развитии территорий методом общего голосования, является референдум. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории местного образования, обладающие избирательным правом. Решения, принятое на местном референдуме. Не нуждается в утверждении каким-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Важно отметить, что на референдуме местных территориальных образований не могут быть вынесены вопросы досрочного прекращения приостановления или продления сроков полномочий органов власти формирования и изменения внутренних финансовых обязательства, местного бюджета, местных налогов и сборов, принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья населения и пр.

Значительная роль в разработке и принятий решений отводится информатизации процесса управления.

Область применения информационных технологий в практике местного управления включает в себя различных сферы жизни общества, на особенно актуальным представляется их использование в таких сферах, как оценка и регистрация земельных участков, состояния и ведения реестра собственников объектов недвижимости, оперативный учет потребителей коммунальных услуг, ведения учета состояния зданий, коммуникаций и лицевых счетов граждан юридических лиц и пр.

Информационная поддержка принятия решения предусматривает создание баз данных, используемых для оперативного управления протекающим на территории социально-экономическими процессами. Наиболее характерными базами данных для управления на местном уровне являются социально-демографические (паспортный стол, данные отдельных категорий граждан, общественных организаций, учреждений; списки избирателей), жилищно-коммунальные (финансово-лицевые счета, потребление ресурсов, технические параметры жилого фонда инфраструктуры); финансово-экономические (характеристики хозяйствующих субъектов, бизнес-проекты, результаты маркетинговых исследований, натуральные и финансовые плановые показатели, фактические и плановые расходы и доходы по синтетическим и аналитическим счетам); делопроизводственные (нормативно-распорядительные документы, служебная корреспонденция, кадры); и географические (ГИС) (земельный кадастр, строительство, транспорт, экологические состояния, криминальная обстановка, размещение служб, текущее местонахождения объектов).

При отображении пространственной информации на электронных картах необходим учета ряда правил:

· Векторы территории должны быть максимально удалены друг от друга и обладать мощностью, достаточной, для того чтобы исключать целесообразность в формировании промежуточного вектора;

· Полностью растра должна быть соразмерной с длиной мощностью с вектора;

· Направления вектора определяет зону смещения элементов инфраструктуры объектов территории, находящейся в поле действия вектора.

К перечню основных требований, предъявляемых к информации, закладываемой в основы практики принятий решений на местном уровне, и следует отнести также полноту информации об объекте; простоту ее представления; структурированность информации; минимизацию расходов на сбор и обработку информации и др.

 

 

Тема 14. Прогнозирование в системе государственной и местной службы.

Вопросы лекции

1.Основные типы научного прогнозирования. Функции и технологии прогноза.

2.Основные принципы прогнозирования развития местных образований. Прогнозирование и планирование.

 

Объектом прогнозирования на государственном уровне являются состояние и перспективы социально-экономического развития страны, оценка которых базируется на прогнозных результатах, достигнутых различными административными и хозяйственными субъектами на обозримый период. Оценка базируется на перечне необходимой статистической информации на базе принятого классификатора в разрезе уровней государственного и муниципального управления.

Содержание функции прогнозирования в государственной и муниципальной сферах имеет исключительно социальный характер. Социальное прогнозирование имеет специфические особенности, заключённые в коммуникативном характере объекта прогноза. Своеобразие объекта социального прогнозирования состоит в том, что прогностической оценке подвержен объект, имеющий некий внутренний источник спонтанных всплесков, характер и частота которых определяются не столько параметрами внешней среды, сколько сущностной предрасположенностью самого объекта, выявляемой в ходе межсубъектных контактов. Целью социального прогноза является предсказание результатов сложившихся тенденций в развитии социальных групп, принятия политических решений, функционирования экономических институтов и агентов рынка.

Объективной основой научного прогноза являются координаты объекта, представляющие собой устойчивое соотношение между количественными и качественными показателями, возможное изменение значения которых не влечёт трансформации сложившегося соотношения и может быть предсказано при наличии соответствующих условий.

Основными задачами прогнозирования являются:

-предсказание тенденций развития территории на перспективу, в т.ч. вероятных темпов и уровней её развития, структурных сдвигов для определения того, что нужно делать в настоящее время, чтобы обеспечить надёжное будущее;

-постановка научно-технических, социально-экономических и других проблем, которые должны решаться в настоящее время в интересах будущего и по которым необходимо разработать программу для их решения;

-предсказание последствий проводимых в настоящее время экономических и социально-экономических мероприятий с целью предупреждения диспропорций.

При проведении прогноза необходимо учитывать масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта прогноза и его функцию.

Прогнозы могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. И в зависимости от вида прогноза устанавливается технология его проведения, а также степень обоснованности и точности его результата.

В целом можно выделить три функции прогнозирования;

1. предвидение возможных тенденций, способных изменить ближайшие условия деятельности субъекта управления (поисковая функция);

2. выявление альтернативных вариантов воздействия на естественную траекторию развития объекта с целью выбора оптимального решения (оптимизационная функция);

3. оценка хода и последствий исполнения принятого решения со слежением и коррекцией соответствующей деятельности (контрольная функция).

Объектом прогнозирования в муниципальных системах является динамика социально - экономических процессов на территории, находящейся под контролем местной власти (региона, муниципалитета). Содержание этой динамики составляют доходы населения, объёмы инвестиций на территории, объёмы бюджетных поступлений и расходов. Результатом прогнозирования является разработка упреждающих (в случае использования нормативного прогноза) и целеполагающих (в случае поискового) мер, направленных на реализацию объекта прогнозной оценки.

Прогнозирование-способ предсказания будущего, основанный на перечне научно выверенных методов количественной и качественной обработки текущей информации. Однако предсказательная их (в случае использования нормативного прогноза) и ющих (в случае использования нормативного прогноза) и целеполагаасходов. ф сторона прогноза отнюдь не исчерпывает всего его содержания, поскольку получение информации о будущем может и не являться самоцелью, а служить основой для принятия полновесных и взвешанных решений. И эта вторая сторона прогноза называется предуказательной.

К основным требованиям разработки и проведения прогноза относятся полнота содержательных представлений о траектории динамики объекта и адекватность технических приёмов и инструментов поставленным целям.

В науке сложилось несколько методов прогнозирования, которые можно свести в две большие группы: поисковое и нормативное.

Поисковое прогнозирование – это такой способ предсказания будущего, который основан на выявлении заранее неизвестного исследователю результата (исхода) на базе предварительно подобранных параметров и алгоритмов экстраполяции.

1. Метод простой экстраполяции.

Экстраполяция-предсказание будущего на основе прошлых тенденций. Научная эк

страполяция предполагает отбор ключевых показателей изменения, значение которых в прошлом даёт возможность исследовать, предвидеть соответствующие изменения в обозримом будущем. Алгоритм прогноза на основе экстраполяции включает прохождение двух ключевых этапов: оценку возможного верхнего предела для роста параметра, который подвергнут прогнозированию, и подбор регрессии, задающей параметры исследуемого процесса в любой точке временного периода. Использование метода экстраполяции может быть возможным при наличии ряда условий:

-если в базе данных, закладываемых в прогноз, выполняется требование однородности;

-если прогноз исполняется лишь в диапазоне краткосрочного периода;

-если база данных включает в себя элементы, имеющие очень узкий диапазон вариации признака.

2. Метод научной экстраполяции может быть использован только при условии закрытой прогнозной модели, абстрагированной от случайных внешних воздействий.

Основным же недостатком метода является то, что он может применяться в строго ограниченных пределах, очерченных типом изменяемого признака и степенью открытости прогнозной модели.

3. Метод трендовой экстраполяции.

4.Метод трендового прогнозирования позволяет отслеживать динамику интеграции показателей в долгосрочной перспективе и с учётом макроэкономических тенденций. Однако в условиях стабилизации спроса картина стала меняться из-за того, что окупаемость инвестиций стала достаточно низкой, а деятельность профсоюзов привела к стабилизации на рынке заработной платы. В то же время переход ведущих западных стран энергоёмкие и металлоёмкие технологии сделал этот очень популярный метод недостаточно эффективным в изменившихся условиях.

Распространение экстраполяционных методов прогноза в практике прогнозирования, проводимого государственными институтами, связано с господством неоклассической парадигмы в экономической науке, специфическими особенностями которой выступают 2 обстоятельства:

-фирмы рассматриваются как хозяйствующие субъекты, максимизирующие прибыль в конкурентно насыщенной среде;

-экономическая система, в рамках которой действуют эти фирмы, находится в состоянии равновесия, где сбалансированы параметры спроса и предложения.

5. Сценарный метод.

Сценарий-это описание вариантов будущих состояний. С прогнозом его роднит то, что он также является способом предсказания будущего, однако без использования оптимизационной функции. Сценарный прогноз далёк от практики апелляции к единственно возможным вариантам, оставляя за субъектом управления право свободного выбора любого из вариантов этого сценария. В зависимости от оценки субъектом перспектив в реализации поставленной цели следует выделить три вида сценариев: пессимистические, вероятностные и оптимистические.

Сценарий можно рассматривать как неформализованный многовариантный прогноз, объединяющий системно-логический и исторический подходы к изучению сложных объектов. Можно различать также поисковые и нормативные сценарии. И если поисковый сценарий ориентирован на изучение возможных альтернатив социально-экономического развития, то нормативный занят анализом более узкой задачи - изучением альтернатив внутри заданных субъектом управления целей. Смысл сценарного анализа заключается не только в рассмотрении альтернатив будущего, но и в оценке их долгосрочных последствий и вероятности их реализации.

Можно выделить следующие этапы в реализации сценарного прогноза.

1.Разрабатываются два вида сценария исследуемой ситуации: оптимистичный и пессимистичный прогнозы.

2.Определяются основные тенденции в динамике ключевых экономических показателей по каждому варианту.

3.Изыскивается наиболее вероятный вариант в динамике исследуемой ситуации.

Целью сценарного метода является не столько выявление наиболее вероятного холла исследуемых событий, сколько сочетание приведенных сценариев с возможностью их текущей корректировки.

В рамках сценарного подхода можно применить ряд методов, позволяющих достаточно эффективно приспосабливать процедуры прогнозирования к реальной практике управления. Это касается прежде всего широкого круга проблем, по отношению к которым иногда нельзя однозначно применить те меры, использование которых с неизбежностью приведёт к реализации поставленных целей. В связи с этим никак нельзя недооценить метод «дерева неполадок», при помощи которого рассчитываются оптимальные пути в достижении целей. В рамках этого метода друг с другом сочетаются самобытные черты оптимистических, вероятных и пессимистических сценариев, чьё противопоставление друг другу явно не в интересах эффективного управления. Применение этого метода также позволит избежать ненужного в этом случае дробления стратегической цели.

Нормативное прогнозирование предполагает предварительную формулировку ряда нормативов, служащих контрольными ориентирами в ходе объективно изменяющейся ситуации. Результатом прогноза выступает не контрольный показатель (он известен), а пути, воздействующие на его изменения. Нормативный прогноз целесообразно использовать тогда, когда исследуемая ситуация выражается через систему принятых нормативов, существование которых является исходным условием самого прогноза.

 

 

Тема 15.Процесс местного управления.

Вопросы лекции

1. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления и органов местного самоуправления.

2. Основные направления деятельности акиматов: управление земельными ресурсами, транспорт, экология, культура, социальная сфера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.