Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эндокринная система. Психофизиология стресса




Мозг

Психофизиология стресса

Каждый поход в торговый центр со своими детьми, Тоддом и Кэри, для меня экзамен на сообразительность и остроумие. Я всегда в шутку говорю им, что мне следует завести еще двух детишек, чтобы назвать их «четырьмя Мне»: Купи Мне, Дай Мне, Возьми Мне и Покажи Мне. Если они не выпрашивают мягкую игрушку, то обязательно хотят новую бейсбольную биту, новую куклу или новую куклу с бейсбольной битой в руках. Перед тем как покинуть торговый центр, мы подвергаемся атаке какофонического шума (звона, гула, треска, гама, грохота), света и всех цветов радуги. Если вы еще не догадались, что это такое, то я скажу — в нашем торговом центре полным-полно игровых автоматов. Наверное, игровые автоматы придумал какой-нибудь озлобленный ребенок, которого наказывали так часто, что месть заняла все его мысли. Объектом его мыслей, конечно же, были родители, а способом отомстить стали игровые автоматы.

Когда мы минуем зону игровых автоматов, я завожу разговор о том, как моя дочка в последний раз поиграла в футбол или о предстоящей ей игре. Иногда я начинаю обсуждать фильм, который нравится обоим детям, или же рассуждаю о том, как мы планируем провести выходные. Улавливаете? Я начинаю всеми силами отвлекать их внимание от игровых автоматов, от этих пожирающих деньги машин. И я только тогда поздравляю себя с успешным выполнением задания, когда за все время нахождения в торговом центре я ни разу не вытащил руку из кармана, в котором лежит мелочь. Гораздо чаще получается, что я покидаю торговый центр, расставшись со значительным количеством четвертаков.

В зале игровых автоматов особой популярностью пользуются компьютерные игры. По разным причинам: звуки и шумы фантастичны, а игрок может вообразить себя участником космического путешествия или битвы, что позволяет выразить агрессию социально приемлемым способом. Вероятно, есть и другие причины, и мне кажется, что одной из них является представление о «компьютеризированном» будущем. Однако мы практически не задумываемся о том, что компьютеры были у нас всегда. И вы, и я, по сути, программисты. Наши программы заставляют наши компьютеры трещать, звенеть, гудеть, грохотать и сверкать всеми цветами радуги. Другими словами, у нас есть свои игровые автоматы!

Наш компьютер — это мозг, наши программы — сознание, а игровые автоматы — тело. Сейчас мы войдем в наш зал игровых автоматов и посмотрим, как работают эти машины, особенно в условиях стресса.

Говоря об управлении стрессом, мы говорим на самом деле об управлении психологическими или социальными стрессорами. Хотя причиной стресса может стать и биологический стрессор (например, вирус), окружающая среда (например, температура воздуха) и тому подобное, центральный вопрос данной книги - проблемы снижения самооценки, потери любимого человека, одиночества и другие стрессоры такого рода. Эти психологические стрессоры воспринимаются сознанием и преобразуются в мозге. А мозг, в свою очередь, дает команды всему телу, как справляться с данным стрессором.

Мозг состоит из двух основных частей - коры мозга (верхняя часть) и подкорки (нижняя часть). На рис. 2.1 изображена структура мозга и расположение отдельных его частей. Подкорковая часть включает в себя мозжечок (отвечает за координацию движений тела), продолговатый мозг (регулирует сердцебиение, дыхание и другие основные физиологические процессы), мост (регулирует цикл сна) и промежуточный мозг. У промежуточного мозга много функций, включая и регуляцию эмоций. Он состоит из таламуса и гипоталамуса. Таламус передает сенсорные импульсы из других частей нервной системы в кору мозга. Гипоталамус ключевая структура стрессовой реактивности, - главный активатор автономной нервной системы, которая контролирует такие основные физиологические процессы, как гормональный баланс, температуру тела, сужение и расширение кровяных сосудов.

Рис. 2.1. Мозг

Лимбическую систему называют «седалищем эмоций». Она состоит из таламуса и гипоталамуса (то есть промежуточного мозга) и других структур, играющих важную роль в психологии стресса. Лимбическая система связана с промежуточным мозгом и несет первичную ответственность за эмоции и их проявление

в поведении. Лимбическая система отвечает за проявление таких эмоций, как страх, тревожность и радость в ответ на физические и психофизиологические раздражители.

Кора головного мозга (называемая серым веществом) контролирует абстрактные функции высшего порядка — речь и рассуждение. Кора мозга также регулирует деятельность низших структур мозга. Например, промежуточный мозг передает страх, а кора включает функцию рассуждения, чтобы распознать стимул и убедиться в его безопасности и таким образом преодолеть страх.

Наконец, существует еще так называемая ретикулярная формация (РФ). В прошлом полагали, что кортикальные и субкортикальные функции дихотомичны. То есть считалось, что либо та, либо другая часть мозга отвечает за поведение человека. На данный же момент исследователи мозга пришли к убеждению, что между корой и подкоркой существуют нервные связи, по которым информация передается в обоих направлениях. Эту нервную сеть, которая называется РФ, по праву можно считать связующей нитью между телом и сознанием. «Ретикулярная формация подобна улице с двусторонним движением, по которой передаются сообщения от высших мозговых центров к внутренним органам и мышцам, а также стимулы, воспринятые на мышечном или органическом уровне, к коре головного мозга. Таким образом, чисто физический по природе стрессор может влиять на высшие мыслительные центры, а стрессор, который воздействует на психику или интеллект, может спровоцировать нейрофизиологическую реакцию» [1].

Рис. 2.2. Стресс и пути стрессовой реакции

Итак, мы обрисовали основные структуры мозга. Теперь посмотрим, как стрессор влияет на мозг и как мозг подготавливает весь организм к реакции. Когда мы сталкиваемся со стрессором, различные части тела (глаза, нос, мускулы и так далее), замечающие его в первую очередь, посылают сигналы по нервным путям к мозгу. Эти сигналы проходят по ретикулярной формации, по направлению от лимбической системы и таламуса и по направлению к ним. Именно в лимбической системе зарождаются эмоции, а таламус служит как бы пультом переключения, который определяет, что делать с поступившими сигналами. Затем в игру вступает гипоталамус.

Когда гипоталамус сталкивается со стрессором, он активизирует деятельность двух основных путей стрессовой реактивности: эндокринную систему и автономную (периферийную) нервную систему. Чтобы активировать эндокринную систему, в передней части гипоталамуса вырабатывается кортикотропный рилизинг-гормон (КРГ), который действует на гипофиз таким образом, что там начинает вырабатываться адренокортикотропный гормон (АКТГ). АКТГ в свою очередь активирует кору надпочечников, где вырабатываются кортикоидные гормоны. Чтобы активировать автономную нервную систему, сигнал посылается из задней части гипоталамуса по нервным путям к мозговому веществу надпочечников. На рис. 2.2 изображены пути стрессовой активности организма.

У гипоталамуса есть и другие функции. Одна из них — выработка тириотропного рилизинг-гормона (ТРГ) в своей передней части. Этот гормон активирует гипофиз, который начинает вырабатывать тириотропный гормон (ТТГ). ТТГ активирует тириоидные ядра, которые начинают вырабатывать тироксин. Задняя часть гипоталамуса также стимулирует ядра гипофиза, в результате чего в них начинают вырабатываться окситоцин и вазопрессин (АДГ) [2]. Функции этих гормонов (выделяемых в надпочечниках, тироксина, окситоцина и вазопрессина) мы обсудим чуть позже.

Теперь, когда у вас сложилось представление о взаимоотношениях стресса и мозга, наверное, вам будет интересно узнать о результатах исследований на тему «Может ли стресс стать причиной необратимых нарушений мозга» [3]. Чтобы усвоить этот материал, необходимо владеть достаточно большим объемом информации. Для начала нужно знать, что гиппокамп — именно та часть мозга, которая «бьет тревогу» при столкновении со стрессором. Далее необходимо знать, что надпочечники вырабатывают гормоны, называемые глюкокортикоидами. Присутствие этих гормонов в организме определяется рецепторами клеток гиппокампа. Продолжительный стресс разрушает эти рецепторы и клетки гиппокампа в целом. А так как клетки мозга не восстанавливаются, то мы теряем их навсегда. Сетевой механизм этого процесса еще не изучен до конца, но, возможно, мы не реагируем на стресс, если у нас недостаточно глюкокортикоидных рецепторов. Для прояснения этого процесса ученые продолжают проводить исследования.

Одна из самых важных систем нашего организма, непосредственно связанная со стрессовой реактивностью, — эндокринная система. В нее входят все железы, выделяющие гормоны. Эти гормоны изменяют функционирование остальных тканей организма и разносятся с помощью кровеносной системы к местам назначения.

желГзьг ялГ няяп ^ЮЧаеТ В СебЯ: ГИП°ФИ3' *™B*W- и паращитовидную железы ядра надпочечников, а также поджелудочную железу, яичники яички эпифиз (шишковидная железа) и вилочковую железу. Расположение желез эндокринной системы показано на рис 2 3

Рис. 2.3. Расположение основных эндокринных желез

Когда задняя часть гипоталамуса начинает вырабатывать КРГ, а затем гипофиз — АКТГ, наружный слой ядер надпочечников, то есть кора надпочечников, начинает вырабатывать глюкокортикоиды и мииералокортикоиды (рис. 2.4). Важнейшим из глюкокортикоидов является кортизол, а важнейшим из минералокортикоидов — альдостерон.

Кортизол является тем горючим, которое нам необходимо для сражения (борьбы или бегства). Основная его функция — повышение уровня сахара в крови, чтобы у нас была энергия для активных действий. Он выполняет свою функцию путем превращения аминокислот в гликоген, что происходит в печени. Когда запас гликогена истощается, печень начинает вырабатывать глюкозу из аминокислот.

Этот процесс называется биосинтезом глюкозы из неуглеводных субстратов.

К тому же кортизол мобилизует свободные жирные кислоты из жировой ткани, расщепляет протеин и повышает артериальное давление. Все это происходит для того, чтобы подготовить нас к борьбе со стрессором или к бегству от него. Кортизол также провоцирует и другие физиологические изменения. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфоцитов, выработанных вилочковой железой и лимфатическими узлами. Лимфоциты крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция — уничтожение инородных субстанций (например, бактерий). Увеличение кортизола в организме провоцирует ухудшение деятельности иммунной системы, и вероятность заболевания повышается. Было обнаружено, что в течение 30 минут после стресса, связанного с работой или семьей, уровень кортизола в слюне повышается [4].

Альдостерон также подготавливает нас к активным действиям. Его основная цель — поднять артериальное давление настолько, чтобы питательные вещества и кислород быстро и легко поступали к активным частям нашего организма — внутренним органам и конечностям. Альдостерон поднимает артериальное давление путем увеличения всего объема крови, содержащейся в организме. Это осуществляется с помощью снижения выработки мочи и задержки выработки натрия. Запуск указанных двух механизмов обеспечивает повышение объема жидкостей в организме и постепенное повышение артериального давления.

Рис. 2.4. Надпочечники состоят из коры и мозгового вещества, которые вырабатывают различные гормоны

Артериальное давление бывает систолическим и диастолическим. Систолическое давление — это давление, которое кровь оказывает на стенки артерий при сокращении сердца. Диастолическое давление — это давление, которое оказывает кровь на стенки сосудов в то время, когда сердечная мышца расслаблена. Нормальное артериальное давление для молодых людей — 120/80: первая цифра — это систолическое давление (120 мм рт. ст.), а вторая цифра — это диастолическое давление (80 мм рт. ст.). Альдостерон способен поднять систолическое давление на 15-20 мм рт. ст. Хотя специалисты до сих пор не пришли к единому

мнению по поводу того, с какой точки начинается гипертония (повышенное артериальное давление), считается, что для систолического давления этим порогом является 140, а для диастолического — 90, и такие цифры уже свидетельствуют о нездоровье.

Кроме коры надпочечников в процессе стрессовой реактивности участвует и мозговое вещество надпочечников (внутренняя часть надпочечников). Оно приводится в действие по прямой нервной связи с задней частью гипоталамуса. Мозговое вещество начинает выделять катехоламины — эпинерфин (обычно его называют адреналином) и норэпинерфин (обычно называемый норадреналином) [5]. Действие этих гормонов может выражаться в следующем:

1) учащение ритма сердцебиения;

2) увеличение силы, с которой кровь выбрасывается из сердца;

3) расширение коронарных сосудов;

4) расширение бронхиальных труб, по которым воздух поступает в легкие и выходит из легких;

5) ускорение основного ритма метаболизма, практически все органические процессы начинают идти быстрее;

6) сужение кровеносных сосудов в мускулах и коже рук и ног;

7) увеличение потребления кислорода.

Щитовидная железа также участвует в процессе стрессовой реактивности. Она активируется ТТГ, который вырабатывается гипофизом и начинает секрети-ровать тироксин, что приводит к следующим последствиям:

1) базальный ритм метаболизма учащается;

2) увеличивается содержание свободных жирных кислот;

3) ускоряется процесс биосинтеза глюкозы из неуглеводных субстратов;

4) усиливается подвижность процессов в желудочно-кишечном тракте, что зачастую проявляется в форме диареи;

5) дыхание учащается, становится более глубоким;

6) учащается сердцебиение;

7) поднимается артериальное давление;

8) повышается тревожность;

9) уменьшается чувство усталости.

Итак, в процессе переживания стресса гипоталамус активизирует надпочечники и щитовидную железу (через гипофиз или по прямым нервным путям), которые начинают вырабатывать кортизол, альдостерон, адреналин, норадреналин и тироксин. Эти гормоны приводят человека с помощью происходящих в организме процессов в состояние готовности к активной физической реакции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.