Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10 .Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования




 

Эксперимент является одним из самых древних методов познания окружающих явлений на самых ранних ступенях развития человеческого общества и с тех пор прочно вошел в арсенал надежных методов и средств познания, непрерывно совершенствуясь, обогащаясь все более сложными приборами и механизмами [18].

Слово «эксперимент» происходит от латинского «экспериментус», что означает проба, опыт, доказательство

Эксперимент - это практическая проверка достоверности идей, гипотез, предложений, способ изучения явлений в точно установленных условиях, позволяющих воспроизводить инаблюдать эти явления.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов[18]:

· определение цели эксперимента;

· выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы (групп);

· выделение предмета эксперимента;

· определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; формулировку гипотез и определение задач;

· выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

· определение метода фиксации результатов; проверку эффективности эксперимента.

Для обработки результатов социального эксперимента применяются методы математической статистики.

Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность. Он позволяет исследовать изучаемое явление в самых разнообразных условиях, сравнить между собой результаты, которые получит при этом экспериментатор, сделать соответствующие выводы и снова экспериментально проверить их. Экспериментатор имеет возможность многократно воспроизводить изучаемое явление в самых разнообразных условиях, вводить в эксперимент, в случае необходимости, все новые, новые факторы, что дает ему возможность получить такие теоретические выводы, которые невозможно обнаружить, когда изучаемое явление находится в естественном состоянии[18].

Эксперимент не единственная форма практической проверки выдвинутых теорий, а лишь момент практики.

Эксперимент всегда связан с наблюдением. Однако эксперимент и наблюдение не одно и то же. В процессе проведения эксперимента человек не просто наблюдает за изучаемыми явлениями, он вмешивается в них, воспроизводит их в специально создаваемых условиях, когда изучение их в естественных условиях затруднено.

Характерная особенность социального эксперимента, отличающая его от эксперимента естественнонаучного, состоит в том, что в нем действуют люди, а не бесчувственные предметы неорганического мира, как в эксперименте физическом или химическом. Социальный эксперимент непосредственно затрагивает интересы людей, нередко сопровождается серьезными изменениями веками сложившихся форм их деятельности, привычек[18].

Основными признаками социального эксперимента являются следующие[18]:

· Привнесенное общественной практикой, либо исследователем в социальную реальность вмешательство, введение экспериментального фактора, его комбинаций и вариаций с другими факторами (например, введение рыночных отношений в условиях устойчивых социокультурных традиций).

· Осуществление контроля за воздействием экспериментальных факторов, управление ими.

· Измерение протекающих изменений социального объекта под влиянием экспериментального фактора.

Главный критерий социального эксперимента - реально способствовать улучшению качества жизни людей, заранее оценивать все факторы, предусматривать последствия инноваций, чтобы не допускать материальных и моральных издержек.

Особенно большое значение приобретает в настоящее время экономическийэксперимент. Его цель — изучить и отобрать такие общественные формы, которые обеспечивают наиболее высокие экономические показатели труда. Экономические эксперименты проводятся в самых различных масштабах и областях экономической деятельности, начиная с отдельных бригад, предприятий и хозяйственных организаций, икончая масштабами целых областей народного хозяйства, отдельных его отраслей и т.д. [18].

Экономический эксперимент в исследовании явлений хозяйственной жизни зачастую принимает форму изучения передового опыта: прежде чем произвести экономические изменения в широком масштабе, его в качестве пробы проводят сначала в отдельных случаях (например, на отдельных предприятиях). Этот опыт отличается от лабораторного эксперимента, поскольку ставится не в искусственных, а в естественных условиях, что позволяет сократить путь внедрения передового опыта в жизнь.

 

Тесты для самопроверки:

 

1) Целью экономического эксперимента является:

а) проверка достоверности идей, гипотез, предложений;

б) изучить и отобрать такие общественные формы, которые обеспечивают наиболее высокие экономические показатели труда;

в) всё вышеперечисленное.

 

2) В социологическое исследование входит:

а) разведывательное исследование;

б) опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe;

в) анaлитичecкoe иccлeдoвaниe;

г) все вышеперечисленные.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 167с.

2. Мухин В.И. Исследование систем управления М.: «Экзамен», 2006 – 2-е изд. доп. и перераб. – 479с.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник.-М.: Издательско- консалтинговая компания "Дека", 2000. - 285 с.

Дополнительная:

4. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования, г. Железнодорожный МО, ТОО НПЦ «Крылья», 2000.

5. Косенко С.И. Методы поиска новых технических решений.-М.:ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 2001. – 176 с.

7. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.

8. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: «Речной транспорт», 1991 - с, ил.

9. Кудрявцев А.В Метод мозгового штурма / «Практический маркетинг» - №6 1999 с.100.

10. Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Терентьева Т.И. «Технология»: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 292с.:ил.

11. Ляпов В. А. Мозговой штурм. Как придумать гениальную идею?// Бизнес-журнал.- 2004.- №15.- http://www.business-magazine.ru/mech_new/marketing_n/pub111176

12. Глазунов В. Н. Поиск принципов действия технических систем. М.: Речной транспорт, 1990.

13. Белозерцев В. И. Техническое творчество.- Ульяновск, 1975

14. Акимов С. В. Введение в морфологические методы исследования и моделирование знаний предметной области. 2008 /http://www.structuralist.narod.ru/articles/morphmethod/morphmethod.htm

15. Просветов Г. И. /Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум» 2008, / http://www.elitarium.ru/2008/04/09/derevo_reshenijj.html

16. Калиткин Н.Н. Численные методы. – М.: Наука, 1978.

17. Мыльник В. В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. Исследование систем управления. 4-е изд.- М.: Академический Проект; Трикста – 2006. – 352 с. – («Gaudeamus»)

18. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в

управлении: -М.: Дело, 2000. – 440 с.

19. Макашева З. М. Исследование систем управления: Учебное пособие (ГРИФ) //КНОРУС.

20. Задоркин В. И. Исследование систем управления М.2007.

21. http://www.isukzn.ru/

 


[1] Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

[2] Осборн Алекс Фаискей (24.05.1888 – 13.05.1966) – менеджер по рекламе и автор метода «мозговой штург». В 1919 году Осборн вместе с Бартон Брюсом Фэрчайлд и Дурштайн Роем Сарлесом создали рекламное агентство BDO. Осборн выступал в качестве руководителя филиала Буффало в БДО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.