Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие факта




 

В познании объективные факты отражаются как восприятия фактов, а затем преобразуются в суждения. Научный факт в этом случае является высказыванием в форме суждения, которое фиксирует объективный факт и включается как элемент в ту или иную систему знания.

Действительно, вполне естественно называть фактом объективно, вне и независимо от познания происходящее событие. При этом следует иметь в виду, что не все стороны объективной действительности являются фактом для человека, для науки.

В рамках логики научного исследования понятие "факт" изучается в Другом смысле. Когда говорят, что наука основывается на фактах, то имеют в виду факт как элемент научного знания. Факт рассматривают как опреде-енного рода — фактическое — знание, функции которого во всем науч-юм знании должна выявить логика научного исследования. В дальнейшем и изложении учебного материала везде речь будет идти о факте как элементе научного знания.

Объективный факт, становясь объектом изучения, отражается в форме фактического знания, которое тем или иным способом попадает в сферу практики человека. Расширение сферы фактического знания происходит посредством раздвижения существующих в каждый данный момент истории человека пределов его практики. Факт, таким образом, является не отражением объективных, независимых от человека свойств предмета, но и показателем уровня развития практики.

Если мы обратимся к трактовке понятия "факт" философским слова рем под реакцией И.Т. Фролова, то там факт понимается как что-то уже сделанное, совершившееся. При этом различают понятие объективного и научного факта. Под объективным фактом принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный факт — это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого — искусственного или естественного — языка [5.36].

Таким образом, факт как элемент знания можно разделить на два исчерпывающих подмножества: научные и ненаучные факты, к которым относятся факты "здравого смысла" и т.д. Подмножество научных фактов весьма небольшое по объему: чтобы факт стал научным, он должен быть включен в ту или иную систему научного знания.

Научный факт — это элемент знания, который выделяется по своей функциональной роли в пределах каждой системы научного знания. Он относится к конкретному знанию, а не к его логической природе — к той теоретико-познавательной функции, которую знание имеет в пределах данной системы.

Факты обретают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты действительности. Как это не парадоксально, но научный факт есть определенный итог познавательного процесса, а не его начало.

Итак, факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом плане. В онтологическом смысле факты суть любые, не зависящие от наблюдателя (исследователя) состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом смысле фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором, строго определенном пространственно-временном интервале. Это элементарные компоненты системы знания.

При исследовании систем управления фактом принято считать:

¨ совокупные, систематизированные характеристики деятельности системы управления;

¨ совокупные, систематизированные характеристики сознания сотрудников управленческого труда - мнения, оценки, суждения и т.п;

¨ совокупные, обобщенные характеристики продуктов деятельности человека в системе управления;

¨ в качестве факта могут рассматриваться отдельные события, случаи, результаты взаимодействия и т.п.

Отдельные события функционирования системы управления, как правило являются "элементарными частичками" всего процесса управления. Задача исследователя заключается в том, чтобы отделить индивидуальные различия имеющие систематический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса.

В практике наряду с понятием "факт" вы можете встретить понятия "социальный факт", "статистический факт". Под социальным фактом нуж-понимать совокупность систематизированных характеристик массового доведения, сознания людей и продуктов человеческой деятельности. Под статистическим фактом понимают типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.

Включение фактов в исследование предполагает определенную концептуальную схему, в которой мы регистрируем наблюдения множества событий. Перед исследователями стоит задача выбрать обоснованный подход для описания элементарных действий при функционировании системы управления.

Исследователь должен ясно осознавать, что во-первых, наблюдаемые события, свойства и явления регистрируются не вообще, а в связи с другими. Но для этого должна быть обоснованная концепция исследования. Почему, например, регистрируется уровень технической оснащенности управленческого аппарата? Наверное, потому, что уровень, качество и время обработки информации будут разными в зависимости от уровня технической оснащенности и подготовленности сотрудников аппарата управления. Во-вторых, он должен точно знать социальный контекст регистрации некоторого события, явления или свойства. В различных условиях одинаковые явления имеют различные социальные значения, по-разному оцениваются и понимаются. Кроме того, не зная социального контекста, произвольно обобщая, перенося событие в иные условия, можно тем самым неадекватно его воспринять.

Когда исследователь делает вывод, что такая-то группа людей социально активна, а такая-то пассивна, в его утверждении выражается определенная гражданская позиция.

Закономерно возникает вопрос: обладает ли конкретное знание фактуальной достоверностью? Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим его на две проблемы:

первая — обоснованность фактуального утверждения; вторая — его истинность.

Обоснованность фактуального утверждения зависит от состояния на ших знаний и некоторых критериев, которые служат аргументами, свиде тельствующими, что такие-то фактуальные утверждения правомерны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.