Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть в России




Судебная власть в Российской Федерации осуществляется
только судом, посредством конституционного, гражданского, ад-
министративного и уголовного судопроизводства. Судебная


власть в лице судей независима и подчиняется только Консти-
туции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд РФ, состоящий из 19 судей, разре-
шает дела о соответствии Конституции РФ:

федеральных законов, нормативных актов президента, Сове-
та Федерации, Государственной Думы, правительства;

конституций республик, иных нормативных актов субъектов
РФ и т. д.;

разрешает споры о компетенции между федеральными орга-
нами государственной власти, проверяет конституционность за-
кона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод,
дает толкование Конституции РФ.

Верховный суд — высший судебный орган по гражданским,
уголовным, административным и иным делам.

Высший арбитражный суд — высший орган по разрешению
экономических споров.

В создающемся правовом государстве постоянно возрастает
значение судебной власти, которая является условием существо-
вания гарантий от произвола и злоупотреблений законом, столь ха-
рактерных явлений для тоталитарного общества, построенного на
принуждении и насилии. Конституцией созданы условия независи-
мости судебной власти, ибо судьи несменяемы, неприкосновенны.
Кроме того, конституция обеспечивает демократический порядок
рассмотрения дел в открытом, состязательном процессе, а где это
предусмотрено, — с участием присяжных заседателей. Независи-
мость судов обеспечивается также исключительным финансирова-
нием их из федерального бюджета. Однако судебная власть испытывает колоссальную нехватку профессиональных кадров, находится в сложном финансовом положении, страдает от несоответствия законодательных норм сложившимся реалиям. Современный этап перехода от тоталитарного общества ознаменован небывалым ростом преступности, а в сознании многих граждан реформы ассоциируются скорее с грандиозной «криминальной революцией», чем с демократизацией. Действительно, криминал затронул практически все слои населения и, что представляется наиболее опасным, приобрел «полугосударственный характер, будучи связан, прежде всего, с переделом власти и государственной собственности, проводимым сверху». В сложившихся условиях совершенно очевидно, что дальнейшая демократизация общества невозможна без последовательной борьбы с преступностью, заталкивающей общество в рамки криминальной диктатуры. Важнейшее значение


в этих условиях приобретает сильная, независимая, справедли-
вая судебная власть.

 

Конституция России 1993 г.
Утверждение институтов государственной власти

В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание —
новый орган представительной власти, заменивший Верховный
Совет.

Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при-
нята новая Конституция России, определившая систему госу-
дарственного устройства в постсоциалистической России.

Новая конституция закрепила политические изменения, про-
исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму-
щественных, национальных отношений, закрепила федеративное
устройство России, определила структуру власти, отношения
центральных и местных органов управления, гарантировала ряд
демократических прав, свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий-
ская Федерация — Россия есть демократическое федератив-
ное государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти
в стране является ее многонациональный народ, который осуще-
ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го-
сударственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб-
ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла-
стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за
его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об-
разом, государственную власть в Российской Федерации осуще-
ствляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государст-
венная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

Характер государственной власти, основанный на положениях
конституции, отражает в целом переходный характер государствен-
ной власти от авторитарной — к подлинно демократической, пе-
реход от тоталитарного общества — к гражданскому.


Несмотря на новые демократические формы и принципы соз-
данной системы институтов государственного управления, было
очевидно усиление в распределении власти от представительных
органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима-
ния общественности, политических партий, а дискуссии по во-
просу необходимости перераспределения властных функций
в пользу главным образом представительной власти обостряются
вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив-
шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве-
чает условиям переходного периода, который не может быть
преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении.
Кроме того, «президентская» структура государственной власти
в России обоснована не только условиями переходного перио-
да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.

* * *

Деятельность Совета Федерации Федерального Со-
брания Российской Федерации, Государственной Ду-
мы, избранной на основе Конституции России 1993 г.,
позволила в определенной мере стабилизировать
политическую обстановку в стране, свести политиче-
скую борьбу в значительной степени к парламентским
формам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.