КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предыстория науки управления
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Начало формирования государственной службы в России и новые явления в системе государственного управления. Полицеистика и становление полицейского права 161 Кризис сословной модели государственного управления в конце XVII в. и начало становления абсолютной монархии. Россия накануне петровских реформ 164 РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА ПУТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ К РАЦИОНАЛЬНОЙ В XVHI в. 169 Глава 8. ПЕТРОВСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТЕРНАЛИСТСКОГО ВОЕННО-БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в 169 Общая оценка петровской реформации 169 Петровская модель «регулярного» государства и проблема формирования рациональной бюрократии 173 Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления (Сенат, коллегии, органы государственного контроля и надзора) 177 Преобразование местного управления и создание органов городского самоуправления 183 Табель о рангах и создание новой системы государственной службы 187 Итоги и последствия петровских реформ 190 Эпоха «дворцовых переворотов»: падение государственного начала и особенности политических процессов во второй четверти XVIII в 192 Глава 9. НОВЫЙ ЭТАП РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА». АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II.. 197 Политика «просвещенного абсолютизма» в государственной деятельности Екатерины II 197 Национальный тип дворянской империи и особенности сословной политики Екатерины II 203 Реорганизация высшего и центрального управления 207 Уложенная комиссия 1767 г. и ее значение 210 «Учреждения» о губерниях 1775 г. и создание единой системы территориального управления 212 Институт генерал-губернаторства и его роль в новой системе местного управления 214 Органы сословного самоуправления и создание системы сословных судов 217 «Жалованная грамота городам». Развитие городского сословного самоуправления 219 СОДЕРЖАНИЕ 461 РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 10. ПРОБЛЕМА РЕФОРМ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ Российская государственность в начале XIX в. Факторы, определившие необходимость преобразования государственного управления в царствование Александра I.... 224 Преобразование высших и центральных органов государственного управления 229 План государственных преобразований М. М. Сперанского как попытка модернизации российской администрации 233 Итоги государственных преобразований Александра I: замыслы и реальность 237 Правление Николая I. Новая модификация патерналистских отношений и дальнейшая бюрократизация государственного управления 241 Попытки реформ административной системы. Развитие системы подготовки служащих государственного аппарата 246 Глава 11. ВЛАСТЬ, БЮРОКРАТИЯ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в 251 Сущность и значение «великих реформ» второй половины XIX в... 251 Земская реформа 1864 г.: достижения и противоречия земского самоуправления 257 Подготовка и проведение судебной реформы. Особенности преобразования городского самоуправления 263 Власть и управление в эпоху контрреформ. Неоабсолютизм и автократическая модель власти Александра III 265 Сущность политики «контрреформ». Особенности земской и судебной «контрреформы» 269 Модели капиталистической модернизации России в конце XIX в. Реформы С. Ю. Витте 273 Глава 12. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 1900-1917 гг. 282 Россия в начале XX в.: утрата самодержавием инициативы преобразования общества. Новые социально-политические альтернативы в условиях революционного кризиса 282 Эволюция российской государственности на этапе буржуазной Думская монархия в 1907—1917 гг. Место и практика Государственной думы в политической системе российского общества 293 Глава 13. РОССИЯ МЕЖДУ ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ Февральская демократическая революция 1917 г. и проблема альтернатив развития России в новых условиях. Сущность двоевластия 302 Реформы Временного правительства как попытка структурирования вертикали государственной власти, альтернативной Советам 307 Провал буржуазно-либеральной альтернативы развития России и приход к власти большевиков 310 РАЗДЕЛ V. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ Глава 14. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (1917-1929 гг.) 318 Большевистская революция и особенности становления Советского государства. Отношение большевиков к советской демократии 318 Первая советская конституция и формирование новой системы государственного управления 325 Экономические приоритеты новой власти. Сущность политики «военного коммунизма» 331 Перестройка системы центрального и местного управления в годы Гражданской войны и в условиях нэпа 335 Образование СССР и особенности «советского федерализма». Глава 15. ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ Политический переворот 1929 г. Переход от авторитарной (нэповской) к тоталитарной модели управления обществом.... 351 Конституция 1936 г. и реорганизация системы государственного управления на принципах командно-бюрократического централизма 356 Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны 364 Особенности и противоречия государственного управления в послевоенный период. Персонификация центра политических решений в лице Сталина 373 Глава 16. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 1953—1957 гг. Реформы Н. С. Хрущева... 381 Власть и управление в «эпоху Брежнева»: от стагнации общества к системному кризису 392 Режим «перестройки» второй половины 80-х гг.: причины неудачи модернизации советской системы управления 399 РАЗДЕЛ VI. ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ Глава 17. РОССИЯ ПОСЛЕ АВГУСТА 1991 г.: ПОИСКИ ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ Экономическая программа новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике 410 Развитие политической системы в постперестроечные годы. Осенний политический кризис 1993 г. и его последствия 414 Конституция Российской Федерации 1993 г. и формирование новых органов государственной власти 418 Краткие биографические сведения о российских монархах, руководителях государства и государственных деятелях
Этапы менеджмента рождались под воздействиями: · развития реального общественного и затем промышленного производства; · появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути; · развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке); Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ веке, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Революционные периоды включают 5 управленческих революций. 1. 5 тыс. Лет до н.э. религиозно-коммерческая. Связана с возникновением в древнем Шумере письменности для записи регистрации фактов деловой переписки; 2. 1760 г. до н. э. светско-административная. Связана с Вавилонским царем Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения; 3. 17-18 в. зарождение капитализма. Выделение чисто управленческих функций и зарождение профессионального менеджмента. 4. Конец XIX и XX в. Управленческая революция (бюрократическая), т.к. теоретической основой стала Веберовская концепция бюрократии, позволившая сформировать иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры). Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать, то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью. Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления. Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции. Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным. В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма. Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»). Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными. Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, "Классики" старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления и создания организационной структуры, формирование которой приводило бы к успеху. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Школа человеческих отношений (1930 - 1950). Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии этой школы. Именно Мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение работы с помощью других лиц". Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу, помогли понять, что мотивами поступков людей являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Развитие поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода можно упомянуть Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. В настоящий момент известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |