Научная школа (1885 – 1920 гг.)
Первый систематизированный подход в истории управленческой мысли, связан с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. В числе первых исследователей в области научного управления можно назвать Ф.У. Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет.
Классическая (административная) школа управления. (1920 – 1950 гг.)
Создание универсальных принципов успешного управления деятельностью организации, которую рассматривали как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности за счет совершенствования управления ею и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала. Яркими представителями этой школы являются А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (С 1930г. по наст. время)
Суть школы человеческих отношений составляют управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии. В рамках данной школы каждая организация рассматривается как социальная система.
Содержание теории человеческих отношений предполагает: развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности; создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»; переход от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.
Большой вклад в развитие идей школы человеческих отношений внесли Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.
Количественная школа. (С 1950г. по наст. время)
Развитие и применение в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники.
В конце XIX-начале XX вв. в России шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления.
В конце 20-х и начале 30-х гг. XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизованно. Функции стратегического управления сосредоточивались на уровне наркоматов (министерств) и высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.
В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20 - е, 30-50-е, 60-70-е и 80-е гг. XX в.
I
Самый плодотворный. допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. Среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая (производственный процесс воспринимался больше как чисто технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий – А.А. Богданов-Малиновский «Концепция организационного управления»; О.Е. Ерманский «Концепция физиологического оптимума»; А.К. Гастев «Концепция узкой базы»; Е.Ф. Ротировинс «Производственная трактовка управленческих процессов») и социальная (Теория «организационной деятельности» П.М. Керженцева-Лебедева, Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке, Теория «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского).
II
Каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. оказались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, которая связана с организацией производственных процессов.
В это время в управлении утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход.
III
Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием и производством) и шире применяться экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.
IV
Разработка концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление