Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность профессиональной ориентации




Чтобы выяснить суть и структуру профессиональной ориентации рассмотрим сначала историю возникновения необходимости профориентационной работы с населением, в частности на Украине.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первой профконсультационого бюро в Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему: определенных испытаний. Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.

Данных, подобных приведенным выше, есть много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбор. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенность профдиагностикы и профотбор в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Но, если посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профобразование, профконсультацию, социально-профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться только позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений. Следовательно, приведенные выше исторические данные нужно рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации.

История началась намного позже, в период коренной ломки общественного устройства под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками — повышением интенсивности производственных процессов, — возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно в это время определилась практическая; потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальных различий и способностей людей.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX века, в том числе военной, актуализировали проблему «человек — техника». Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим приборами для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки.

В Украине деятельность профориентации начала разворачиваться в первые годы XX в. Были сделаны ряд обследований, касающихся выбора профессии учащихся различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, спонукачи молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью организовали в школах референдум учеников.

В 60-70-х годах господствовало определение профориентационной ориентации как системы государственных мероприятий, направленных на формирование у учащейся молодежи психологической готовности к выбору профессии на основе потребностей общества и с учетом интересов и склонностей личности ученика. Ключевыми элементами определения такого типа является государственное управление процессом подготовки ученика к выбору профессии.
Украинские психологи разработали новую концепцию профессиональной ориентации. Исходной позицией в разработке новой системы профессиональной ориентации было видение личности прежде всего не как объекта, а как субъекта саморазвития.

Само понятие «профориентация» кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже впервые — это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методической литературе, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, которые помогают человеку, выступающей в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи ученикам в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это в результате развития деятельности по профориентации. Как и многие научных понятий, понятие «профориентация» не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Как показано ранее, оно развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах методах, формах и, вообще, о сути профориентации.

Изменение этого понятия частично зафиксирована и в существующих определениях. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и другие.

Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, поэтому подходы к ее определения могут быть разными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров УПК и другие, то принятие этой точки зрения как единственная и главная создает педагогический образ профориентации.

Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического процесса, который состоит из двух взаимосвязанных сторон: а) принятие решения ученика о свой профессиональный выбор, б) воздействия на психику учащихся с целью формирования профессиональных намерений, осуществление такого выбора профессии, который бы отвечал интересам и способностям человека и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями.

Третий подход — социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе.

Обобщая соответствующие подходы остановимся на следующем определении понятия. Профессиональная ориентация представляет собой систему социально-экономических, психолого-педагогических и методико-физиологических мер, направленных на обеспечение активного, сознательного профессионального самоопределения и трудового становления личности с учетом своих возможностей и индивидуальных особенностей и конъюнктуры рынка труда для полноценной реализации в профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается как значимый компонент профессионального развития личности. Сознательный выбор профессий выступает показателем сформированности профессионального самоопределения и перехода его в новую фазу профессионального развития.
Профессиональное самоопределение — сложный, перманентный процесс профессионального выбора.

По мнению отечественных ученых А. Выхрущ, А. Зайцева, Д. Закатнова, Е. Павлютенков, В. Сидоренко, Т. Туранова, Д. Тхоржевский, Б. Федоришина, М. Янцура — это процесс самопознания и объективной оценки школьниками собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с требованиями, необходимыми для овладения конкретной профессией. В основе правильного профессионального самоопределения лежит противоречие между стремлением молодого человека к самостоятельности и неготовностью школьника к осуществлению обоснованного выбора профессии.

В психологической и методической литературе профессиональную ориентацию рассматривают как систему, которая включает следующие основные направления или подсистемы: профинформация; профконсультации; профотбор; профадаптация. как отдельный этап профориентационной работы: процессы трудового и профессионального обучения в школах.

В структуре профессиональной ориентации, В. Чебышева выделяет четыре основных компонента: 1) сообщение учащимся знаний о профессиях, интересующие их, 2) глубокое и все стороннее изучение школьников; 3) профессиональные консультации; 4) помощь учащимся в овладении выбранной профессией.

Итак профессиональная ориентация имеет два аспекта: первый — ее влияние на формирование профессиональных интересов людей, прежде всего позитивных мотивов выбора профессии, которые обеспечивают согласование интересов личности и общества; второй — выявление профессиональных требований и психологический анализ профессии, с одной стороны, и оценка психофизиологических свойств и качеств учащихся с учетом проб их сил в выбранной деятельности, с другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.