Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление запасами




Проблема контроля запасов присутствует практически на каждом предприятии. Она появляется в каждом случае, когда необходимо создавать запасы какого-либо продукта, для обеспечения будущего спроса. Запасы, как правило, занимают значительное место в текущих активах предприятия. Их сокращение означает высвобождение оборотного капитала, что эквивалентно получению дополнительной прибыли. Однако чрезмерное сокращение запасов может быть причиной сбоев в производстве и в поставке продукции потребителям, что влечет за собой убытки, связанные как с потерей рынка, так и со штрафными санкциями. Следовательно, очень важно разработать систему планирования производственных процессов и накопления запасов с целью минимизировать как стоимость закупок, так и издержки поддержания необходимого уровня запасов. К такой системе предъявляются противоречивые требования: так, с одной стороны, запасы должны быть низкими (в них не должны «омертвляться» финансовые средства предприятия), а, с другой - высокими (они не должны быть причиной сбоев в производстве и в поставках продукции).

Компромисс между этими двумя противоположными требованиями к размеру запасов положен в основу задачи оптимального планирования производственных запасов. При решении такой задачи требуется установить не только оптимальный размер запаса, но и размер заказа на поставку ресурса, а также сроки его оформления.

Оптимизация запасов зависит от многих факторов: объема продаж, ликвидности, доступности финансирования под запасы, производства, надежности поставщиков, задержек в получении новых заказов, сезонности, так, в случае вялых продаж какого-либо товара целесообразно рассмотреть возможность его распродажи по сниженным ценам с целью уменьшения запасов и улучшения ликвидности. Также необходимо стремиться сократить время между отправкой заявки и получением товара от поставщика. Исходя из анализа задержек, возможно либо увеличить объем запасов, либо сменить закупочную стратегию. Для этого необходимо вычислить отношение стоимости непоставленных товаров к среднедневной стоимости закупок для оценки времени задержки со стороны поставщиков. Следует принимать во внимание и риск морального устаревания и порчи товаров. Например, технологичные, скоропортящиеся, модные, легковоспламеняющиеся и специальные товары обычно несут высокий сбытовой риск, что необходимо помнить при определении уровня запасов.

Управление запасами подразумевает сопоставление издержек и выгод от поддержания определенного уровня запасов. Товары различаются по рентабельности и занимаемой складской площади, высший уровень запасов влечет увеличение издержек по хранению, страхованию от порчи и воровства, расходы на дополнительный персонал и выплату процентов по дополнительным кредитам, порченным под закупку товаров. С другой стороны дополнительные запасы уменьшают риск снижения продаж из-за дефицита товара либо остановки производства из-за недостатка сырья. Кроме того, нa закупки больших партий существуют оптовые скидки. Одним из распространенных методов расчета оптимального размера заказа является модель EOQ (экономичный размер заказа), направленной на сокращение совокупных затрат по обслуживанию материальных запасов, включающих издержки по хранению и затраты на размещение заказа.

Издержки по хранению запасов включают складирование, транспортировка, страховка, налоги на имущество и альтернативнаястоимость поддержания запасов. Потенциальную стоимость порчи и потерь необходимо тоже иметь в виду. Чем больше размер запасов, тем больше издержки по хранению. Издержки по поддержанию необходимого уровня запасов можно рассчитать по формуле:

Где Ихр – издержки по поддержанию необходимого уровня,

Q – максимальный уровень запасов, нат. ед.,

С – издержки по хранению единицы запасов.

Затраты на размещение заказа - это издержки по размещению заказа и получению необходимого товара. Они включают стоимость перевозки и оформления заказа, а также потери в скидках при сокращении среднего объема закупок. Для минимизации издержек заказа стараются сократить количество размещаемых заказов. в промышленности в издержки заказа также включают затраты по составлению графика поставок. Издержки по размещению заказа южно рассчитать по формуле:

 

Где Из – затраты на размещение заказа,

S – общий объем закупок (потребность в материалах в течение рассматриваемого периода),

Q – размер одного заказа,

P – издержки по размещению заказа.

Применение модели EOQ основывается на предположении того, что максимальный уровень запасов представляет собой величину одного заказа, и предполагает использование следующей формулы расчета оптимального размера заказа (единовременной партии закупки материалов):

Где S – потребность в ресурсах на период, нат. выр..

P –операционные издержки на размещение и исполнение одного заказа на поставку ресурсов (ведение переговоров, осуществление расчетов, оформление заявки, транспортные расходы по доставке материалов на склад и т.п.), руб.;

С - издержки на содержание одной единицы запаса (складские и иммобилизационные издержки) в течение периода, руб.

В этом случае количество заказов в течение рассматриваемого периода (КЗ) и их периодичность (р) могут быть рассчитаны по формулам:

 

Где Тб – продолжительность рассматриваемого периода в днях.

Таким образом, экономный объем заказа (EOQ) - это оптимальный объем товара, заказ которого минимизирует общие издержки то поддержанию необходимого уровня запасов. Анализ EOQ должен проводиться по каждому продукту со значительной долей |в объеме закупок, однако при практическом применении модели IEOQ следует помнить о содержащихся в ней допущениях:

- производственное потребление ресурса заранее известно и равномерно во времени в течение периода;

- не учитывается время от момента заказа до момента его поступления на склад (задержка в поставках, колебания в объемах выпуска).

Для учета таких неблагоприятных моментов необходимо иметь резерв ресурса на складе. Тогда в модель EOQ включают дополнительные параметры:

-время доставки заказа (время от момента заказа партии до момента ее поступления на склад), дн.

- объем ежедневного потребления ресурса, нат.выр.,

- размер резерва, нат.выр.,

- уровень запаса, сигнализирующего о необходимости поставки нового заказа (уровень возобновления заказа или точка заказа).

Указанные дополнительные параметры и оптимальный размер заказа в совокупности формируют на предприятии систему управления производственными запасами, в рамках которой производится классификация запасов по времени, что позволяет выделить различные количественные уровни.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Величина текущего запаса постоянно меняется. Гарантийный (страховой), запас предназначен для непрерывного снабжения в случае непредвиденных обстоятельств.

Предприятия проектируют свою собственную систему управления производственными запасами с целью непрерывного обеспечения производства материальными ресурсами. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

- учет текущего уровня запаса на складах,

- определение размера гарантийного запаса,

- расчет размера заказа,

- определение интервала между заказами.

Выбор модели управления товарными запасами на предприятиях учитывает объем связанного разными товарными группами капитала и условия работы с поставщиками. Для определения объема связанного капитала используются два типа анализа: ABC и XYZ.

Первый основывается на классификации товарных и материальных запасов на базе удельного веса годового объема продаж в денежном выражении различных товарных позиций.

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Круг конкретных товаро-материальных ценностей, входящих в категорию обычно ограничен и требует еженедельного контроля. Данная группа составляет приблизительно 65 - 70 % стоимости всех запасов, а в натуральном – около 10-20 %.

В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Они дешевле запасов А. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Общий закупочный заказ оформляется только для группы А, для групп В и С его оформляют по мере необходимости. При необходимости отдельные виды запасов могут быть переведены из одной группы в другую, так хрупкие, легкобьющиеся или часто воруемые товары можно перевести из группы С в группу А.

Для формализации АВС-метода необходимо:

- сегментировать товары по их стоимости,

- вычислить на какую сумму в год используется каждый вид запасов,

- ранжировать запасы по стоимости, распределить по группам А, В, С.

Для классификации по принципу XYZ анализируется показатель стабильности спроса или потребности для разных товарных и материальных позиций запасов. Спрос считается стабильным, если отклонение находится в пределах до 10% (X), средним - от 10 до 25% (Y) и нестабильным - свыше 25% (Z). Конечно, отраслевые особенности могут внести коррективы в показатели отклонений.

На следующем этапе необходимо сформировать отдельную систему управления запасами для каждой группы товаров. Наиболее проблематичной будет группа AZ - особая зона внимания, требующая постоянного контроля. Но если классификация произведена, то даже когда половина товарного ассортимента предприятия имеет дестабильный спрос, постоянного контроля будет требовать 17,5% 1(35%, 50%) товарных позиций. Зная об этом, можно уменьшить затраты на поддержание эффективных, но дорогостоящих систем управления товарными запасами.

В последние годы некоторые производственные компании попытались полностью устранить необходимость в запасах с помощью метода управления запасами «точно вовремя» (JIT). Суть метода JIT состоит в том, чтобы доставлять сырье и материалы в компанию тогда, когда их предстоит израсходовать в процессе производства. При таком подходе запасы приходится делать не самой компании, а ее поставщикам. Для успешного применения JIT важно, чтобы компания заранее информировала поставщиков о своих производственных планах, а те, в свою очередь, поставляли ей сырье и материалы в необходимом количестве и в согласованные сроки. В противном случае производство может остановиться и компания понесет большие убытки. Поэтому компания должна тесно сотрудничать со своими поставщиками.

В этом случае, хотя компании и не придется держать запасы, у нее все равно могут возникнуть определенные расходы, поскольку поставщики, которые держат для нее запасы, могут повысить цены, а тесные связи со своими поставщиками, как правило, мешают компании обратиться к другим поставщикам более дешевой продукции.

Преимущества данной системы весьма многочисленны. Прежде всего, снижается уровень запасов и соответственно инвестиции в запасы, так как требуется только небольшой объем запасов, который используется в производстве немедленно. На многих японских предприятиях, внедривших метод «точно-в-срок», уровень запасов снизился настолько, что их годовой коэффициент оборачиваемости рабочего капитала намного выше, чем у американских компаний. Например, Тойота показала коэффициент оборачиваемости запасов от 41 до 63, в то время как сопоставимые американские предприятия имели коэффициент от 5 до 8. Во-вторых, существенно сократилось время между оформлением заказа товара и его доставкой, что привело к значительному сокращению страхового запаса товара. В-третьих, уменьшение задержек в доставке и подготовке к производству увеличили гибкость планирования. Так как общее время задержек уменьшилось, срок производства конечного продукта также сократился, что в свою очередь позволяет быстрее реагировать на изменение рыночного спроса.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

Дебиторская задолженность - задолженность организаций, работников и физических лиц данному предприятию (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Субъекты хозяйствования и лица, которые являются должниками данного предприятия, называются дебиторами.

Кредиторская задолженность - задолженность данного предприятия другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, их называют поставщиками.

Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводит к изменению финансового положения предприятия. Например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству.

Основными задачами в ходе управления дебиторской и кредиторской задолженностью являются:

1. Снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровня кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является бесплатным кредитом для организации.

2. Постоянный контроль за движением дебиторской задолженности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности организации.

3. Своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расчетов.

4. Разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит.

5. При предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет платежеспособности, а в дальнейшем четко отслеживать своевременность выполнения ими своих обязательств.

6. Выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам.

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является выработка условий кредитной политики.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Реализации продукции в кредит может осуществляться через товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

• современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

• общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности

• сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

• потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

• правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

• финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

• финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности

В целях осуществления бесперебойной деятельности любому предприятию перед разработкой основных аспектов кредитной политики следует определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Инвестиции в дебиторскую задолженность представляют собой стоимость, инвестированную предприятием на средний период отсрочки платежей и состоящую из себестоимости товара и стоимости капитала (прибыли).

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, может осуществляться по следующей формуле:

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

После определения предприятием суммы финансовых ресурсов, которую оно может инвестировать в дебиторскую задолженность финансовому менеджеру необходимо сформировать систему кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

• определение срока кредитования (кредитный период);

• установление размера предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• расчет стоимости предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• разработка системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия.

Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе. Решение о том, на какой срок компания может предоставить кредит своему клиенту, зависит от следующих факторов:

принятые в отрасли условия кредитования;

острота конкуренции в отрасли;

прочность позиций конкретных клиентов; риск неплатежа;

наличие у компании возможности предоставить кредит;

маркетинговая стратегия компании.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

где ПСк— годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателям, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• результативность хозяйственной деятельности покупателя;

• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Для того чтобы решить, стоит ли клиенту предоставлять скидку задосрочную оплату счетов, финансовый менеджер должен сравнить дополнительный доход, который можно получить от размещения полученных средств на рынке с размером скидки. Эти расчеты базируются на формулах (9.23) и (9.24):

БДЗ - среднегодовой баланс дебиторской задолженности;

KДЗo6 - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

Пк - выручка от продаж в кредит.

Пск - потери в связи с предоставлением скидки;

Ск - величина скидки;

Пок - доля покупателей, воспользовавшихся скидкой.

Для того чтобы решить, предоставлять ли кредиты мелким клиентам предприятия, необходимо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками по дебиторской задолженности. Если предприятие не работает на полную мощность, то дополнительные продажи будут приносить прибыль, т.к. постоянные издержки не изменяются. Дополнительные издержки по дебиторской задолженности возникают в связи с возможным увеличением плохой задолженности и «замораживанием» средств на определенный период.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Значительную долю в операциях по управлению оборотными активами занимает управление денежными активами. Размер денежных активов, которыми распоряжается предприятие во многом определяет степень его платежеспособности, влияет на продолжительность операционного цикла предприятия, и создает возможности для инвестиционной деятельности предприятия.

Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. В этом получает свою реализацию функция денежных активов как средства платежа, обеспечивающая реализацию целей формирования их операционного, страхового и компенсационного остатков.

Операционный (или трансакционный) остаток денежных активов формируется с целью обеспечения текущих платежей, связанных с производственно-коммерческой (операционной) деятельностью предприятия: по закупке сырья, материалов и полуфабрикатов; оплате труда; уплате налогов; оплате услуг сторонних организаций и т. п.

Страховой (или резервный) остаток денежных активов формируется из-за требований поддержания постоянной платежеспособности предприятия по неотложным финансовым обязательствам. На размер этого вида остатка денежных активов в значительной мере влияет доступность получения предприятием краткосрочных финансовых кредитов

Инвестиционный (или спекулятивный) остаток денежных активов формируется для осуществления эффективных краткосрочных финансовых вложений при благоприятной конъюнктуре в отдельных сегментах рынка денег. На современном этапе экономического развития страны подавляющее число предприятий не имеет ^возможности формировать этот вид активов.

Компенсационный остаток денежных активов формируется |в основном по требованию банка, осуществляющего расчетное обслуживание предприятия и оказывающего ему другие виды финансовых услуг. Он представляет собой неснижаемую сумму денежных активов, которую предприятие в соответствии с условиями соглашения о банковском обслуживании должно постоянно хранить на своем расчетном счете.

Факторами, которые необходимо учитывать при определении оптимального остатка денежных активов, являются:

• наличие ликвидных активов компании;

• деловой риск;

• объем кредитов и сроки их погашения;

• способность занимать деньги быстро и по низким ставкам;

• уровень доходности от операций;

• экономические условия;

• вероятность появления неожиданных проблем (например, неплатежеспособность клиента).

Важной задачей финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средства также сформированного инвестиционного их остатка.

Все денежные активы предприятия можно разделить на:

- денежные средства в национальной валюте

- денежные средства в иностранной валюте

- резервные (с позиции обеспечения платежеспособности) денежные активы в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений (депозиты до востребования).

В отличии от бухгалтерского учета, где краткосрочные финансовые вложения рассматриваются как отдельный объект учета в составе оборотных активов, в финансовом менеджменте краткосрочные финансовые вложения рассматриваются как резервный способ размещения остатка временно свободных денежных активов.

 

Обеспечение выполнения основной цели финансового менеджмента содержит в себе два противоположных направления в организации политики управления денежными средствами. В процессе формирования этой политики следует учесть, что требования обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого размера денежных активов, т.е. преследуют цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, следует учесть, что денежные активы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречивые требования должны быть учтены при разработке политики управления денежными активами, которая в связи с этим приобретает оптимизационный характер.

В мировой практике известны экономические модели управления денежными активами, назначение которых — обеспечивать максимальный доход компании за счет оптимального управления денежными средствами.

Данные модели позволяют оценить:

• общий объем денежных средств и их эквивалентов;

• необходимое соотношение доли средств на расчетном счете и в высоколиквидных ценных бумагах;

• сроки и объемы осуществления взаимной трансформации денежных средств и высоколиквидных ценных бумаг.

Рассмотрим модели двух типов, получившие наибольшее распространение на Западе, — модель Баумоля и модель Миллера—Орра.

Модель Баумоля известна с 1952 г., с ее помощью определяют оптимальный остаток денежных средств на счетах предприятия, необходимый для обеспечения его ежедневных потребностей. При этом исходят из следующих предположений о движении потоков денежных средств:

1) средства расходуются с постоянной скоростью;

2) средства поступают периодически и только в результате продажи ценных бумаг.

Предприятие, начиная работать, имеет максимальный и целесообразный для него объем денежных средств, которые постоянно расходуются в течение некоторого периода времени. Все поступления от реализации товаров и услуг оно вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Когда запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг, тем самым доводя объем денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамику остатка средств на расчетном счете можно представить в виде зигзагообразного графика.

Запишем формулу оптимального уровня остатка денежных средств (на основе модели EOQ) (Со):

где F — расходы по транзакции (конвертации); Т — прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде; i — процентная ставка по ценным бумагам (альтернативные издержки в расчете на день); С — денежные средства.

Тогда оптимальный уровень остатка денежных средств равен:

2

 

Средний запас денежный средств, или средний уровень остатка денежных средств, составляет С / 2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (К) равно

3

Модель Миллера—Орра была разработана в 1966 г. Это усовершенствованный вариант модели Баумоля. Авторы исходили из предположения, что существуют только две формы активов — деньги и легкореализуемые ценные бумаги, и что движение денежных средств происходит случайным образом. Модель Миллера—Орра допускает как увеличение, так и уменьшение остатка денежных средств. В расчетах оптимальный остаток представляет собой не точное значение, а интервал. Данная модель предназначена для предприятий, которые не способны предвидеть ежедневный уровень расходов и поступлений.

Принцип ее действия таков: диапазон (верхняя и нижняя границы) величины остатка денежных средств устанавливается до тех пор, пока значение не выйдет за границы диапазона. Таким образом, движение денежных средств полагается совершенно произвольным. Цель управления — минимизировать суммарные издержки по операциям с денежными средствами.

После ряда процедур по минимизации издержек получаются следующие выражения:

Интервал между верхней и нижней границами денежного остатка (S):

4

Верхняя граница (Н):

5

Средний остаток денежных средств (С / 2):

6

где L — нижняя граница денежного остатка; F — постоянные транзакционные издержки по операциям с ценными бумагами и привлечению кредита; i — процентная ставка по ценным бумагам (альтернативные издержки в расчете на день); — дисперсия однодневного чистого потока денежных средств (т.е. нормальное отклонение величины потока денежных средств от среднего значения величины потока денежных средств); R — точка возврата.

Согласно модели Миллера—Орра компания всегда возвращается к точке, находящейся на одной трети расстояния от нижней до верхней границы, другими словами, точка возврата равна

7

Это означает, что, начиная всегда с точки возврата, предприятие чаще достигает нижнего предела, чем верхнего. Поддерживая остаток денежных средств на более низком уровне, чем середина диапазона, предприятие увеличивает частоту операций, однако получает больший доход от размещения денежных средств под процент.

Чтобы использовать модель Миллера—Орра на практике, менеджер должен:

1) установить нижнюю границу;

2) оценить дисперсию однодневного движения денежных средств;

3) определить соответствующие транзакционные и альтернативные издержки.

Установление нижней границы предполагает субъективную оценку ситуации, и здесь приходится руководствоваться здравым смыслом и опытом и учитывать обязательные банковские требования.

При определении величины дисперсии потока денежных средств изучаются значения притоков и оттоков денежных средств за предыдущие 100 дней и подсчитывается дисперсия для всех наблюдений. По сумме ежедневных потоков за 100 дней рассчитывается среднее значение потока денежных средств. Чтобы получить приближенно точную величину дисперсии, рекомендуется не учитывать резкие колебания потока денежных средств, вызванные форс-мажорными обстоятельствами и другими причинами, не типичными для деятельности компании. Полученный результат целесообразно время от времени обновлять (особенно если движение денег отличается нестабильностью), в том числе с учетом сезонных колебаний показателя дисперсии.

Значение транзакционных издержек устанавливают по данным предприятия о размере выплат за обслуживание операций по продаже и покупке ценных бумаг. В качестве величины альтернативных издержек можно использовать показатель текущей рыночной доходности краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг. Если ожидается существенное изменение текущих процентных ставок, то можно воспользоваться прогнозными оценками процентных ставок на планируемый период.

Практическая полезность данной модели ограничивается допущениями, на которых она построена. Это связано с тем, что притоки и оттоки денежных средств не всегда непредсказуемы полностью. Например, мы можем предполагать, что притоки денежных средств торговых предприятий перед праздничными днями увеличиваются. Так же можно предвидеть отток денежных средств на уплату налога на прибыль и выплату дивидендов. Однако существуют колебания, которые финансовые менеджеры не в состоянии спрогнозировать, поэтому результаты исследований Миллера—Орра в значительной степени смягчили проблему денежных притоков и оттоков, которые нельзя или не стоит прогнозировать. Попытка предугадать все денежные потоки «съела» бы огромное количество времени финансового менеджера.

Модель Миллера—Орра не гарантирует безусловный успех, однако она может помочь пониманию проблемы управления денежными средствами.

Модели построены с использованием четкого математического аппарата, однако в отечественной практике финансового менеджмента их еще достаточно сложно использовать, так как:

- хроническая нехватка оборотных активов не позволяет предприятиям формировать остаток денежных средств с учетом их резерва,

- замедление платежного оборота вызывает значительные колебания в размерах денежных поступлений, что сказывается и на размерах денежных остатков,

- ограниченный перечень обращающихся на финансовом рынке краткосрочных инструментов, неразвитость фондового рынка в целом.

В процессе управления денежными активами менеджеру необходимо обеспечить рентабельное использование временно свободного остатка денежных активов. Он должен организовать систему мероприятий, которые позволят минимизировать потери альтернативного дохода в процессе хранения денежных средств, а также инфляционной защиты. К числу таких мероприятий следует отнести:

• согласование с банком, осуществляющим расчетное обслуживание предприятия, условий текущего хранения остатка денежных активов с выплатой депозитного процента по средней сумме этого остатка (например, путем открытия контокоррентного счета в банке);

• использование краткосрочных денежных инструментов инвестирования (в первую очередь, депозитных вкладов в банках) для временного хранения страхового и инвестиционного остатков денежных активов;

• использование высокодоходных фондовых инструментов для инвестирования резерва и свободного остатка денежных активов (государственных краткосрочных облигаций; краткосрочных депозитных сертификатов банков и т. п.), но при условии достаточной ликвидности этих инструментов на финансовом рынке.

В настоящее время в Республике Беларусь предприятиям доступны следующие рыночные ценные бумаги включают в себя:

• государственные ценные бумаги — наиболее надежные из ценных бумаг, представленные в виде государственных кратко- и долгосрочных обязательств, казначейских обязательств;

• банковские депозиты — договоры на размещение денежных средств в банке с начислением и депозитные сертификаты;

• банковские векселя — векселя национального банка (для Беларуси — Национального банка Республики Беларусь) в валюте (и белорусских рублях), векселя банков.

Управление денежными средствами на предприятии не может быть организовано эффективно без построения соответствующих систем контроля за данными активами. Разработанные системы контроля должны согласовываться с общими принципами финансового контроля на предприятии. Объектом данного контроля должен выступать совокупный остаток денежных средств, платежеспособность предприятия, а также уровень доходности сформированного портфеля финансовых вложений.

Управляя денежными средствами, нужно знать, каков цикл их оборота. Его можно определить как период времени от расходования денежных средств на покупку сырья и материалов до конечного их поступления от реализации товаров. Оплата товаров, приобретенных и кредит, происходит через какое-то время после их покупки, поэтому эта покупка не требует немедленного расходования денежных средств. Аналогично деньги от дебиторов поступают через какое-то время после реализации, поэтому она не приводит к немедленному поступлению денежных средств. Цикл оборота денежных средств — это период времени между платежами кредитору за поставленные им товары и поступлением денег от дебитора.

Цикл оборота денежных средств имеет большое значение, так как влияет на потребность компании в финансовых ресурсах: чем дольше этот цикл, тем больше потребности компании в деньгах и тем выше финансовые риски. По этой причине компании стараются сделать свой цикл оборота денежных средств как можно менее длительным.

Для компаний, покупающих и продающих товары в кредит, продолжительность цикла оборота денежных средств можно рассчитать на основе их финансовой отчетности с использованием определенных коэффициентов. Порядок расчета продолжительности этого цикла (Ц) следующий:

Ц = А + В - С,

где Ц — цикл оборота денежных средств; А — средний период хранения товаров; В — средний период урегулирования расчетов с дебиторами; С — средний период урегулирования расчетов с кредиторами.

 

 

ПРИМЕР: Определить продолжительность цикла оборота денежных средств предприятия и разработать рекомендации по его уменьшению, используя данные отчетности:

Отчет о прибылях и убытках, млн. руб.

   
выручка от реализации  
Минус себестоимости реализованной продукции входящий запас закупки исходящий запас  
Итого себестоимость  
Валовая прибыль  
Административные расходы  
расходы на реализацию и сбыт  
финансовые расходы  
налоги и сборы из прибыли  
Чистая прибыль  

 

 

Баланс на 31 декабря, млн. руб.

 

   
Основные средства: здания и сооружения по оценочной стоимости приборы и приспособления по остаточной стоимости транспортные средства по остаточной стоимости    
ИТОГО  
Оборотные средства: запасы дебиторы денежные средства  
ИТОГО  
АКТИВ  
Капитал и резервы: обыкновенные акции привилегированные акции нераспределенная прибыль  
ИТОГО  
Кредиторская задолженность  
ПАССИВ  

 

Все закупки и реализации осуществлены в кредит.

Продолжительность цикла оборота денег рассчитывается следующим образом:

- средний период хранения запасов: (входящий запас + исходящий запас)/2/себестоимость реализованной продукции * 365 = (142+166) /2/544* 365 = 103 дня.

Средний период урегулирования расчетов с дебиторами: торговые дебиторы/ реализация в кредит * 365 = 264/820 * 365 = 118 дней.

Средний период урегулирования счетов с кредиторами: торговые кредиторы/ закупки в кредит * 365 = 159/568 * 365 = 102 день.

Цикл оборота денежных средств = 103 + 118 – 102 = 119 дней.

Компания может уменьшить свой цикл оборота денежных средств несколькими способами. Средний период хранения товаров слишком велик. В настоящее время средние запасы равны трехмесячным продажам, снижение запасов уменьшит средний период хранения товаров. Слишком велик и средний период урегулирования расчетов с дебиторами. Дебиторская задолженность равна четырехмесячной реализации, ужесточение кредитного контроля, введение скидок, взимание процентов с просроченных счетов и т. д. позволят его сократить. Учтите, что любые решения, касающиеся запасов и дебиторов, нужно принимать с учетом положения в отрасли.

Сократить цикл оборота денежных средств можно, продлив период урегулирования расчетов с кредиторами. Однако по причинам, о которых говорилось выше, подобную тактику следует применять крайне осторожно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.