Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем демократических и формально-организационных факторов




ТЕСТЫ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА

Тест № 1 «Эффективный руководитель»

Инструкция

Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы:

Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в профессиональной области?

Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

Доверяют ли вам подчиненные?

Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов решения, степени ответственности и т.д.

Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу вносить предложение и замечания?

Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

Контролируете ли вы ход выполнения задания?

Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

Стремитесь ли вы найти в людях хорошие качества?

Знаете ли вы как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

Делаете ли вы критические замечания подчиненным наедине?

Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

Доверяете ли вы своим подчиненным?

Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по управленческим каналам?

Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями фирмы (предприятия)?

Оставляете вы время себе и подчиненным для планирования работ?

Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?

Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

Читаете ли регулярно специальную литературу?

Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

Знаете ли вы какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

Вы уверены в себе?

Хорошо ли знаете свои сильные и слабые стороны?

Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов "да" и "нет".

Результат

Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ "да". 40 "да"- результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов" нет" и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места. Какой результат - соотношение "да" и "нет"- считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе.

Хороший управленческий потенциал характеризует больше 33 ответов "да".

 

 

Тест № 2 «Стиль управления»

Инструкция

Вам будет предложено 40 утверждений, которые отражают различные факторы стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с вашими привычными мыслями и поведением как руководителя. Порядковый номер каждого утверждения обведен квадратом. Оценивая степень соответствия его вам, поставьте внутри квадрата рядом с порядковым номером одну из следующим букв.

С - явление наблюдается систематически (80-100 % случаев от того, сколько это вообще возможно).

Ч - явление наблюдается часто (60-80 % случаев),

И - явление наблюдается иногда (40-60 %),

Р - явление наблюдается редко (20-40 %),

Н - явление не наблюдается никогда (0-20 %).

В критических ситуациях провожу в коллективе своих подчиненных обследования мнений, настроений людей.

В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила методические указания, инструкции и другие управленческие документы.

Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящим руководством.

Тщательно планирую работу аппарата управления.

Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения задания.

Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед организацией.

Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения производственных целей, предоставляя подчиненным исполнительские функции.

Допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.

Допускаю это не только в выборе способов, но и в самом процессе выработки цели при условии, что подчиненные обосновывают их важность и напряженность.

Мне, как руководителю, приходится в отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням и сверхурочных.

Для обеспечения контроля за выполнением заданий и дисциплины исполнения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе.

Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах.

Осуществляю руководство, консультируюсь и советуюсь в разумной мере с подчиненными, привлекаю внешних консультантов.

Стараюсь поддерживать в коллективе определенный деловой этикет, стиль и правила поведения. Слежу, чтобы подчиненные придерживались их.

Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения.

Считаю, что в условиях конкуренции лучшие результаты в производстве и управлении (качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или коллектив работает в условиях принудительного режима (по типу конвейерного), задаваемого из вне машинами, технологией или общей организацией трудового процесса.

В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои и авралы.

Информирую коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении дел в системе управления.

Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеру поведения на должном уровне.

Оплата и стимулирование труда в коллективе осуществляется в соответствии с реальным вкладом каждого в конечный результат.

Как руководитель я провожу в жизнь долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу принципов найма, продвижения, увольнения работников).

Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они - недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости и др. необходимых качеств.

В руководстве использую личный положительный пример как средство влияния на подчиненных.

В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.

Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возможности высказывать мнение и оказывать практическое влияние на производственный процесс.

В руководстве использую распределение полномочий (оставляю за собой решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на нижние уровни).

Читаю книги и слушаю лекции о том, как работать с людьми.

Как руководитель, придерживаюсь на практике известных мне теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми.

Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства, приказы, регламенты, инструкции и т.п.), а на втором плане должны находиться социально-психологические (доверие, морально-психологический климат, сознательность и др.).

Производственные результаты коллектива, которым я руковожу, бывают высокими.

Как руководитель, я создаю условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждая их укреплять свое здоровье.

Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества, новаторства, инициативы.

Требую от подчиненных точных обоснований при формировании планов и мероприятий по совершенствованию производства, управления.

Ради производственной необходимости приходится отодвигать на второй план решение таких вопросов развития коллектива как анализ и улучшение социально-психологического климата, поддержание порядка в организации труда и общего порядка и т.п.

Прилагаю усилия, чтобы добиться от подчиненных обеспечения высокой трудовой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.

Работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав, обязанностей, функций, ответственности и их справедливого распределения между подразделениями и членами коллектива.

Для достижения высоких производственных результатов в коллективе осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации.

Большое внимание как руководителя, я уделяю контролю действий подчиненных, поддержанию высокого уровня темпа и качества их работы.

Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий социально-психологический климат.

Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на производственные результаты коллектива.

Подсчет результатов

В вашем опросном листе должны быть представлены в квадратах ответы на все 40 вопросов.

Обведите кружком порядковые номера следующих позиций вашего опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34.

Поставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили "редко"- Р или "никогда"- Н.

Также поставьте по единице рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили - "систематически"- С или "часто"- Ч.

Теперь обведите кружком уже не порядковые номера, а те единицы, которые вы поставили рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39. Если рядом с каким-то номером единицы не окажется, то ничего не обводите.

Подсчитайте количество обведенных единиц и запишите в табл.: Л=

Подсчитайте количество не обведенных единиц и также запишите в табл.: П =

Нанесите полученные значения Л и П на соответствующие оси графика (см. рис.); проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точку пересечения этих перпендикуляров между собой на графике.

Вычислите значения:

Сл = Л х 5 Сп=Р х 5

Также внесите значения Сл и Сп в таблицу.

Л П Сл Сп
    % %

Интерпретация результатов оценки

Значение Л отражает количественно вашу ориентированность в процессе руководства на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на "человеческие отношения", на людей. Значение П отражает количественно вашу ориентированность на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководителя.

Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных вами значений Л и П, указывает на конкретное значение количественной оценки стиля вашего руководства. Эта оценка лежит в пределах следующих четырех крайних (экстремальных) стилей ближе к какому-то из них.

Стиль 0.0. При этом типе стиля руководитель проявляет очень мало заботы как о достижении целей собственного производства так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустил все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей или наоборот.

Стиль 20.20. Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким стилем в равной и при том в максимальной степени проявляются ориентированность на достижение высоких производственных результатов и на заботу о сохранении коллектива. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия способностей членов коллектива.

Стиль 20.0. Данный тип стиля присущ чаще всего руководителям - автократам, которые заботятся только о сиюминутном результате, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в погонялу и действует по принципу - "давай - давай", который со временем изживает себя настолько, что перестает приносить успех и в достижении главной цели, ради чего создавалась организация.

Стиль 0.20. При таком стиле руководитель очень мало заботится и производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание руководителя направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских отношений с подчиненными. Создается такой социально-психологический климат, где все расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив, отодвигая на второй план решение производственно-хозяйственных задач. В конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может привести к утрате руководителем авторитета лидера.

Если Л и П отражают ориентированность вашего стиля по соответствующим составляющим в абсолютных единицах, то относительные значения представлены величинами Сл и Сп. Они показывают, какой процент от идеала в терминах ориентации на людей и производство представляет собой ваш стиль руководства коллективом. Каковы ваши фактические значения? Сколько вам не хватает до идеала? По каким составляющим стиля руководства вам следует совершенствоваться? Советуем провести тестирование среди подчиненных вам руководителей. Сравните их результаты с вашими. Как вы считаете, влияет ли ваш стиль управления на их линию?

 

Тест № 3 «В ладах ли вы со временем?»

Если вам систематически не хватает времени, попробуйте ответить на поставленные ниже вопросы и поразмышляйте над рекомендациями /23/:

Есть ли у вас ближайшая цель, к которой вы стремитесь? Составляйте на каждый день список дел, которые непременно нужно завершить и которые желательно выполнить. Подготовьте наборы дел на ближайшие неделю и месяц. Это поможет лучше распределить время.

Учитываете ли вы приоритеты дел? С вечера в списке дел упорядочьте их по важности с учетом назначенных сроков.

Находится ли у вас хотя бы час времени для творческой работы? Используйте для этого утреннее время, "время без звонков".

Чувствуйте ли вы который час? Если вы в качестве эксперимента попытаетесь день обойтись без часов, то будете удивлены, насколько вы ошибаетесь в определении времени. Постарайтесь ежедневно определять, который сейчас час. Старайтесь ежедневно расходовать на рутинную работу одинаковое время. Все это улучшит ваше чувство времени.

Даете ли вы своим подчиненным возможность проявить себя? Делегируете ли рутинную работу? Больше доверяя им, вы повысите их удовлетворенность трудом и высвободите свое время.

Делегируете ли вы не только задания и права, но и ответственность? Только передав ответственность, вы можете быть спокойны за то, что работа будет выполнена.

Допускаете ли вы "обратное делегирование"? Если вы уже передали задания, права и ответственность, то старайтесь не вступать в детальные обсуждения с сотрудниками, стремящимися под видом получения помощи вернуть вам ответственность.

Есть ли у вас прямые источники информации? Данные проходящие много этапов, как правило, неполны, неточны или устарели. Проконтролируйте каналы информации. Если большое количество этапов неизбежно, то лучше запрашивать информацию прямо из первоисточника.

Выдерживаете ли вы сроки выполнения намеченных дел? Дисциплинированность и точность сэкономят ваше время.

Готовы ли вы к необычным ситуациям? Разработайте план действий для критических ситуаций, которые можно предвидеть. Потери времени от неверных решений не наверстать. Хороший менеджер должен уметь вести дела в чрезвычайных обстоятельствах.

Как вы делаете заметки для внутреннего пользования? Проверьте все свои записи, подборки и планы. Нужны ли они вообще? Нельзя ли их формулировать короче?

Какова ваша реакция? Импульсивные реакции отбирают много времени. Их нельзя отождествлять с быстротой реакции. Импульсивно принятые меры обычно приходится отменять. Реагировать надо спокойно и рассудительно, держать эмоции под контролем. Это сэкономит время.

Позволяете ли вы телефонным звонкам прерывать дела и нарушать деловой ритм? Установите время, когда вам реже звонят. Назовите это "временем без звонков". Оставляйте секретарю вопросы для самостоятельного ответа по телефону.

Как составляется ваш распорядок рабочего времени? Проверьте, не является ли это монополией секретаря. Не допускайте этого. Привлекайте к этому специалистов.

Заходят ли коллеги в ваш кабинет в любое время? Постоянно открытая дверь стимулирует сотрудников к встречам без надобности. Установите время посещения и увидите, насколько быстрей будут решаться поставленные задачи.

Много ли времени занимают у вас совещания? Эффективны ли они? Чрезмерное увлечение совещаниями - это потеря времени.

Удается ли вам четко отдавать распоряжения? Выражайте свои мысли максимально кратко, доходчиво и точно.

Работаете ли вы сразу по многим направлениям? Важен принцип: прежде чем приступить к одному делу, завершите предыдущее.

Напоминает ли ваш рабочий стол "поле боя"? Наводите регулярный порядок. Важные материалы держите под рукой. Ненужное уберите со стола.

Не говорите ли вы слишком медленно? Это усыпляет и снижает внимание слушающих, занимает больше времени. Энергичная речь предпочтительней.

Педантичны ли Вы? Достижение идеального состояния требует столько усилий и затрат, что они вряд ли окупятся. Нужна разумная мера.

Насколько вы нетерпеливы? Спешка и нервозность увеличивают потери времени. Научитесь расслабляться. Аутотреннинг, да и просто желание перестать торопиться, приносят хорошие результаты.

Много ли вы читаете? Усвоив быстрое чтение, вы существенно повысите возможности получения информации.

Чувствуете ли вы себя специалистом по всем вопросам? Не стремитесь к этому. Советуйтесь с профессионалами. Сосредоточьтесь на организационных и управленческих задачах. Это высвободит ваше время и даст сотрудникам чувство значимости.

Как вы относитесь к своей работе? Кто работает увлеченно, тот работает быстро. Это универсальное средство решения проблемы нехватки времени.

 

 

Тест № 4 «Оцените свои предпринимательские способности»

Для этого ответьте на вопросы анкеты в форме "да" или "нет".

Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на все препятствия?

Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас легко переубедить?

Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

Пользуетесь ли вы уважением и доверием коллег?

Вы здоровы?

Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

Любите ли вы общаться и работать с людьми?

Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности выбранного пути других?

Понятны ли вам идеи и мысли других?

Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать дело?

Знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, составления декларации, о доходах, ведения бухгалтерского учета?

Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которую вы хотите предложить?

Есть ли у вас хотя бы базовая подготовка в области маркетинга и финансов?

Хорошо ли идут дела в вашем городе или области у других мелких предпринимателей вашего профиля?

Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

Располагаете ли вы достаточными финансовыми средствами, чтобы поддержать свое предприятие в течение первого года его существования?

Располагаете ли вы достаточным первоначальным капиталом? Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого дела родных и знакомых?

Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?

Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых не хватает вам?

Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело - это главная ваша мечта?

Результаты

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

17 и более баллов. Вы имеете все необходимые качества, чтобы достичь успеха в предпринимательстве.

13-17. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны. Подумайте еще раз, готовы ли вы нести всю ответственность, которую предполагает профессия свободного предпринимателя?

Менее 13 очков. Ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по видимому, невелики.

 

Тест № 5 «Оцените ваш потенциал менеджера»

Прочтите приведенные фразы, ответьте "да" или "нет".

Производственный опыт есть только часть требований для продвижения и успеха.

Основой вашего продвижения к следующей ступени является совместимость с вашим шефом. Вы должны понять его и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями.

Играющая "команда" и участие в корпоративной игре есть фундаментальная предпосылка карьерного прогресса, и вы должны следовать правилам игры.

Вы нуждаетесь в развитии навыков преодоления ежедневной фрустрации.

Вы должны постоянно готовиться к будущему и не позволять прошлому связывать вам руки.

Вы должны иметь хорошее чувство деловитости и устоявшееся желание делать добро.

Получение ключевых постов вашим шефом может усилить его эффективность и открыть многие двери для вас.

Делая себя "совершенно необходимым", вы движетесь вверх, но продолжать так действовать, хотя вы уже стали "совершенно необходимым"- значит отодвигать себя от цели.

Быть «одиноким волком» чуждо менеджеру и может разрушить вашу карьеру.

Расширение ваших знаний и управленческих навыков, вытекающих из ваших занятий - есть фундаментальное требование для успеха в управленческой карьере.

Ваши представления в большей степени базируются на ваших лидерских и административных навыках и в меньшей степени на технических.

Продолжение образования и саморазвития становится вашим жизненным путем.

Ваша управленческая карьера контролируется не только вами, но и частично (если не в основном) организацией и людьми, с которыми вы работаете.

Вы должны учиться источать и испытывать гордость за свои достижения.

Ваша задача как менеджера - не делать работу самому, а делать ее с помощью других.

Вы не будете достаточно времени своей семье. Если вы хотите полноценной семейной жизни, вы должны быть удовлетворены худшей работой.

Ваш внешний вид, одежда, манеры имеют большое значение для вашего имиджа и карьерных достижений.

Поддержка организационной политики и воля к согласию есть важный критерий управленческого карьерного успеха. Интересы организации должны быть на первом месте.

Вы предпочитаете быть индивидуалистом приватно и конформистом публично.

Вы испытываете потребность быть спонсором, ментором.

Суммируйте число позитивных ответов и умножьте на пять. Полученный результат можно интерпретировать как процентное выражение уровня вашего управленческого потенциала относительно уровня, присущего преуспевающим менеджерам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.