Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы менеджмента




Тема 2. Методологические основы менеджмента

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

 

 

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании видов деятельности и системы управления организацией;

3) соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации;

4) соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта и объекта управления);

5) преимущество сознательного (планомерного) управления;

6) концентрация и динамичное гибкое изменение функций управления в организации;

7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;

8) оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления. Эволюция менеджмента сформировала следующие принципы современного менеджмента: системность – использование методологии системного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; иерархичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере культуры и искусства принципы управления носят особый характер. Принципы управления в этой отрасли подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители организаций культуры и искусства и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию обучения и воспитания будущих деятелей культуры и искусства, специалистов. Система принципов менеджмента в этой сфере деятельности является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Каждый принцип формирует «под себя» систему требований, выполнение которых в значительной степени способствует совершенствованию менеджмента в организации и зависит от конкретного вида деятельности.

Для менеджеров в сфере культуры и искусства наиболее общими являются следующие принципы: уважение личного достоинства человека, признание за ним соответствующих прав и возможностей; предоставление личности свободы выбора; доверие человеку, его потенциальным возможностям; создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения; развитие инициативы, творческих способностей, умение найти себя в творческом коллективе и др.

Из принципов вытекает целый ряд конкретных требований к менеджеру-руководителю:

• строить свои отношения с подчиненными не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

• не ограничивать отношения только должностными обязанностями, вникать в жизнь, духовный мир и стремления персонала коллектива, иначе неизбежна отчужденность;

• общаясь с персоналом, не забывать, что работа членов коллектива составляет большую часть их жизни, определяет их жизнь, и нужно сделать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным;

• менеджер должен быть причастен к образу жизни членов творческого коллектива и понимать, в чем состоят общие потребности;

• следует встречаться с членами коллектива не только в официальной обстановке, но и в неформальной, где можно просто пообщаться, поговорить по душам;

• сотрудничество в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.

Таковы основные методологические принципы менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.

Формирование целей (целеполагание) относится к важнейшей части методологии менеджмента. Решение вопросов выбора цели менеджер-руководитель должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и добросовестное отношение персонала организации к выбранной цели.

Цель – фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет собой опредмеченный мотив, который побуждает организацию или отдельных ее членов к действию ради чего-то. Производный термин «целеполагание» означает, что действие или поведение организации можно рассматривать как направленное на достижение цели, т. е. конечного состояния, при котором объект достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием.

Если известны факторы, от которых зависит достижение цели, и установлено влияние каждого фактора как независимой переменной, то такую цель принято называть целевой функцией.

Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени.

Для перевода системы управления из существующего состояния в желаемое необходима конкретная программа действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой.

Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации.

Миссия организации – это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для достижения главной цели и выработки стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников.

В некоммерческой организации, какими могут быть организации сферы культуры и искусства, миссия заключается в удовлетворении потребности населения в определенного рода духовных услугах, запросов населения в интеллектуальных продуктах.

Стратегия – это основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается посредством:

• оценки и анализа внешней среды организации;

• диагностического анализа внутренней среды организации;

• разработки и анализа стратегических альтернатив;

• выбора наиболее предпочтительного варианта стратегии;

• оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации;

• реализации стратегии в форме программы, бизнес-плана. Тактика – это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени деятельности организации. Ее назначение – это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.

Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т. е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.

Существует ряд общих требований, предъявляемых к целям управления. Цели должны быть: 1. конкретными и измеримыми; 2. реальными и достижимыми; 3. взаимосвязанными и иерерхичными (сополдчиненными).

Цели разделяются на общие (главные) и специфические.

Общие цели отражают концепцию организации, ее миссию и разрабатываются на длительную перспективу, например для обеспечения устойчивости на рынке, разработки новых направлений развития.

Специфические цели разрабатываются на контурах общих целей по основным направлениям деятельности организации и по ее подразделениям или дочерним организациям. Они носят характер подцелей и формируют системную взаимосвязь общей цели и внутренних элементов организации двух видов: 1. цели-задачи-кадры-технология\-организационная структура, а также взаимосвязь организации и внешней среды; 2. цели-вводимые ресурсы-результаты деятельности - научно-технический прогресс-социокультурное воздействие -конкуренция - политическое воздействие.

Цели также разделяются по времени их достижения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели – это цели, которые могут быть достигнуты в течение года; среднесрочные цели – от одного до пяти лет; долгосрочные цели – свыше пяти лет.

Цели определяют стремление работать эффективно в заданном ими направлении, поэтому необходимо период времени для достижения цели разделить на этапы. На каждом этапе цель подразделяется на подцели с тем, чтобы четко определить на каждом этапе количественно измеряемые рубежи. Чтобы сама цель и подцели были выполнены в полном объеме и в установленные сроки, необходима полная увязка подцелей и цели с ресурсным обеспечением для их достижения. Для обеспечения этого разрабатывается целевая программа, тактическим инструментом которой может быть проект или бизнес-план, составляемый в контурах этой программы.

Цели организации также бывают различными в зависимости от сферы деятельности, собственности, организационно-правовой формы организации, состояния внешней среды. Однако при правильной постановке работы менеджмента решению проблемы формирования целей должно предшествовать прогнозирование возможных ситуаций, а после определения целей следует выработка эффективной стратегии их реализации. В основу прогнозирования должен быть положен процессуальный принцип системного подхода, который реализуется в следующей последовательности:

1) сбор информации о внешней среде организации (изучение внешнего фона);

2) проведение проблемного диагностического анализа;

3) разработка простейших поисковых прогнозов по необходимой проблематике;

4) написание сценария развития организации;

5) выбор критериев оценки эффективности достижения целей и подцелей;

6) определение возможных целей (подцелей);

7) построение «дерева целей»;

8) расчет необходимых факторов производства по «дереву целей»;

9) экспертная или методами «мозговой атаки» оценка целей (подцелей);

10) построение вероятностной сети реализации целей;

11) выработка наилучшей стратегии функционирования организации;

12) распределение факторов производства по наилучшей стратегии. Из схемы можно вывести общие правила постановки целей следующей последовательности:

• описание ситуации;

• выявление приоритетов;

• выбор в качестве общей цели одного наиболее существенного приоритетного направления;

• формулирование цели в терминах конечных результатов;

• декомпозиция цели в системе: «Цель ⇔ Ресурсы ⇔ Результаты»;

• построение направленного графа «дерево целей»;

• оценка системы графов «дерево целей» на полноту состава подцелей, их соподчиненности (иерархичности) и ресурсной обеспеченности;

• уточнение конфигурации модели «дерево целей»;

· проверка правильности формулировок целей различных иерархических уровней;

формулировка целевых задач по целям и подцелям (задачам);

• установление для каждого звена управляющей подсистемы главной цели;

• определение для каждой главной цели и ее подцелей критериев достижения и системы оценочных показателей.

Правила целеполагания и правила формулировки целей дополняют друг друга. Менеджер должен учитывать важность речевой коммуникации в системе управления. Признаки, характеризующие корректную формулировку целей:

1) глагол в неопределенной форме характеризует выполняемые действия;

2) конкретизирует требуемый конечный результат;

3) конкретизирует заданный срок достижения цели;

 

Рис. Блок-схема селективного метода разработки оптимальной стратегии достижения цели организации

 

4) конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;

5) дает количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

6) оговаривает только «когда» и «как» это должно быть сделано;

7) непосредственно отвечает целевому назначению и функциональным обязанностям данного управляющего и его прямых начальников;

8) цель понятна всем, кто будет работать для ее достижения;

9) реальна и достижима, но не легка;

10) обеспечивает большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

11) реализуема в пределах наличного или гарантируемого объема ресурсов;

12) исключает или минимизирует двойную ответственность за результаты совместных работ;

13) соответствует основным принципам и методам работы коллектива;

14) совпадает с интересами исполнителей и не вызывает серьезных конфликтов в организации;

15) зафиксирована письменно, копии для справок хранятся у руководителя или подчиненных;

16) согласована управляющим в личной беседе с подчиненным.

Таким образом, целеполагание (целепостановка) представляют прямую связь между субъектом и объектом управления. Обратная связь позволяет произвести оценку результатов реализации целей, т. е. выявить степень осуществления цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.