Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт разработки программ социально-экономического развития городов




В 1990 г. города России, особенно региональные центры, попали в сложное положение в связи с распадом централизованной системы государственного планирования и контроля, переходом к многоуровневую финансовому планированию и формированию бюджетов (федеральный, региональный и местный) и переводом имущественного комплекса городского хозяйства и социальной сферы на местный бюджет. Во многих городах это привело к нарастанию экономических и социальных проблем, противоречиям между различными органами власти и нарушению хозяйственных связей между предприятиями, функционирующими на территории города.

Поиск путей радикального улучшения качества управления городом привел российских ученных и представителей властных структур к анализу и применению опыта развитых стран в области стратегического планирования, эффективность которого доказана на примере ряда городов Западной Европы, США и России. Анализ зарубежного опыта показывает, что максимального эффекта в сфере муниципального экономического развития добивались города, которые использовали комплексный программно-целевой подход.

В последние 2-3 года количество программ, использующих элементы стратегического планирования, исчисляется уже несколькими десятками, еще больше муниципальных образований проявляют интерес к созданию такого рода документов. В Фонде «Институт экономики города» собрано более чем 20 муниципальных планов и программ экономического развития.

В России пионером в разработке стратегического плана развития городов с новыми элементами, адаптированными под требования рыночной экономики и содержавшими элементы стратегического планирования стал в 1990-х годах Санкт-Петербург.

Одним из первых в России стратегическим планом для города является «Стратегический план Санкт-Петербурга» методическое обеспечение и координация работы, которым осуществлены международным центром социально-экономических исследований «Леонтьевский центр».

Главная цель развития города, определенная Стратегическим планом – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Именно интересы населения предопределили выбор городских приоритетов. Стратегический план нацеливает на развитие Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства; укрепление роли Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра в регионе Балтийского моря и Северо-Запада. Глобальная цель развития города имеет две подцели - «повышение доходов и занятости за счет роста экономики» и «улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования городского бюджета» Так как Санкт-Петербург не может существовать за счет одной какой-то отрасли, то планом предусмотрено его развитие как многофункционального города, в котором будут сочетаться транспорт, промышленность, туризм, культура, наука, образование и другие отрасли.

Рассматриваемый план можно разделить на четыре крупных блока. Если в первом блоке плана сформулирована миссия Санкт-Петербурга, то второй блок содержит результаты сбора и анализа информации о внутренних и внешних влияющих факторах (SWOT- анализ). В контексте SWOT- анализа исследованы три аспекта. Первый- место города в мировой экономике. В этом аспекте рассмотрена роль города как транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения, экспертного центра, его позиция на рынке культурных и транспортных услуг, место в мировой научно-образовательной и информационной сферах, а также потенциальные возможности города для привлечения в Россию иностранных инвесторов. Второй аспект анализа – это возможности Санкт-Петербурга в контексте российской экономики. Исследованы макроэкономическая ситуация, особенности взаимодействия города с Федерацией, его роль в межрегиональных отношениях и место на общероссийском рынке, также изучены потенциальные источники финансирования. Третий аспект анализа посвящен исследованию внутренних факторов развития города. К ним отнесены: населения и трудовые ресурсы (рассматриваются демографическая ситуация, доходы, заработная плата, расходы и сбережения), экономика и инвестиции, хозяйственный климат (налоговый режим, степень демонополизации товарных рынков состояние рынков недвижимости, состав и мобильность трудовых ресурсов, доступность финансовых ресурсов), городская среда и градостроительная политика, городское хозяйство (состояние жилого фонда, транспортная система) В результате анализа в терминах «преимущества-недостатки» определена позиция Санкт-Петербурга как субъекта международной и межрегиональной конкуренции. Кроме того, выявлены тенденции во внешней для города среде, которые могут существенно повлиять (как в негативном, так и в позитивном плане) на процесс развития города. На этом основании Стратегический план определил необходимые действия в рамках четырех стратегических направлений». Формирование благоприятного хозяйственного климата», «Интеграция в мировую экономику», «Улучшение городской среды», «Формирование благоприятного социального климата». Эти направления дифференцированы на 22 стратегические цели, достижение которых обусловливается постановкой 83 задач, конкретизируемых соответствующими 211 мероприятиями.

Спецификой Стратегии развития Санкт-Петербурга стала опора на несколько глобальных проектов. Среди них выделены четыре ведущих:

· развитие большого порта, скоростных автомагистралей и всего транспортно-экономического комплекса, позволяющее укреплять позиции Санкт-Петербурга как европейские ворота России;

· система инфраструктурных и маркетинговых проектов, связанных с празднованием трехсотлетием города (превращение города в центр культурного туризма мирового значения);

· проект реконструкции исторического центра, призванный обеспечить сохранность величайшего архитектурно-культурного наследия и создать условия для эффективного использования в современной хозяйственной деятельности (осуществляется администрацией города на средства займа Всемирного банка по гарантии Правительства России с 1998 по 2006 г);

· создание оптимального для России хозяйственного климата как основы привлечения инвестиций и эффективного экономического роста в конкурентоспособных отраслях промышленности, науки, образования.

Основное отличие Стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов, разработанных для западных городов, предопределены условиями переходного состояния российской экономики. Свойственная этому периоду незавершенность рыночных реформ обусловливает необходимость развития и совершенствование нормативной базы, а также организационной структуры. По этой причине помимо мер, которые традиционно включаются в западно-европейские стратегические планы с целью развития важнейших отраслей городской инфраструктуры и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, в Стратегический план Санкт-Петербурга введены разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов. При этом стратегический план Санкт Петербурга имеет ряд отличительных особенностей. Как отмечают авторы концепции, его характеризуют:

1. Нацеленность повышение конкурентоспособности города, что предполагает постоянный поиск преимуществ города. План содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие виды городского планирования, при этом он, не являясь комплексным планом, определяет развитие лишь в наиболее важных приоритетах для города областях

2. Партнерство при его разработке и реализации в большей степени является договором общественного согласия, а не чисто административным документом. Он определяет систему обязательств, которые принимают на себя власти, предприятия и общественные организации в реализации стратегий по соответствующим направлениям. Стратегический план не носит директивного характера, он представляет собой систему согласованных признанных разумными требованиями, а также договоренностей о тех имеющих стратегическую значимость конкретных мерах, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения.

3. Сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действий, которые предполагает взаимную увязку долгосрочных ориентиров и перспективных направлений с их конкретными практическими действиями. Стратегический план выступает как долгосрочный, если рассматривать глубину выполненных прогнозов и длительность последствий намечаемых действий. Вместе с тем включаемые в него меры рассчитаны на реализацию в течение 4-6 лет, и в этом смысле он является среднесрочным.

4. Концепция стратегического плана предполагает, является окончательным документом. По результатам непрерывного мониторинга его выполнения предусмотрена оперативная корректировка плана.

5. Первый опыт реализации в России Стратегии развития города показал, что на первый план необходимо поставить задачу повышения качества управления городом и нормативного обеспечения реализации стратегического плана. Первая задача сводится к двум проблемам.

Санкт-Петербургский опыт стратегического планирования, будучи первой попыткой трансформировать западные подходы стратегического управления территорией к реалиям России, имеет немало критиков. В качестве слабых мест чаще всего называют:

· непроработанность рыночных рычагов воздействия на макроэкономику города;

· провозглашение принципа открытости городской экономики;

· отсутствие экономического обоснования сокращения доли государственной собственности и числа предприятий с государственным участием; отсутствие анализа готовности предприятий к эффективному инвестиций;

· непроработанность схем зарабатывания средств самим городом и управления финансовыми потоками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.