Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 15 страница




Логика перемен стимулирует к объединению в жилищные товарищества, домовые комитеты, ассоциации ТСЖ, ЖСК, МЖК и другие союзы и объединения. Перед нами стоит задача научиться управлять собственным домом, аккумулировать бюджетные средства, идущие на содержание жилищного фонда в кондоминиумах, арендные поступления, собираемые на содержание жилых и нежилых помещений и придомовой территории, разумно расходовать их на нужды жителей, а не на содержание все растущего бюрократического аппарата.

Законодательная власть предоставила такие возможности в виде Федерального закона «О товариществах собственников жилья», осталось воспользоваться этой возможностью. Но для этого мало одного желания. Настало время, наконец, научиться жить общиной, вспомнив опыт создания и функционирования жилищных товариществ в 20-е годы прошлого столетия, традиции российской соборности из далекого прошлого, лучшее из европейского городского и сельского самоуправления, которое, как известно, добилось огромных успехов в области обустройства территорий, домов, в целом окружающей среды обитания. Нельзя не согласиться с авторами очень интересной книги по вопросам самоуправления в жилищной сфере, которые считают: «собственникам необходимо осознать: дом — мой, улица — моя, подъезд, сквер, местный бюджет, город — все мое, дворники, дезы, милиция — служат мне и отвечают — передо мною, получают деньги — от меня за сделанное»1 [1 См.: Московское правительство и ассоциации ТСЖ. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере. М., 2001. С. 4-7 и др.]. Если этого не происходит, то местного самоуправления тоже нет.

Мы должны пройти эту школу домохозяйствования здесь и сейчас, школу самоорганизации собственной жизнедеятельности, без этого сформировать хозяина — гражданина, отвечающего за все, невозможно. При этом у нас на это нет столетий, как у других стран. Школу поддержки и развития местных инициатив, самоорганизации гражданской жизни, школу социального менеджмента и самоменеджмента российское население может и должно пройти семимильными шагами2 [2 Там же.]. Это возможно при условии эффективной поддержки со стороны государства в виде федеральной, региональной и местных политик.

С этой целью нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности и попавшие в границы кондоминиума, могут быть переданы товариществу собственников жилья в аренду или доверительное управление. Интересен следующий шаг федерального законодателя, зафиксированный в статье 20 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»: «Неизбрание домовладельцами в течение шести месяцев способа управления кондоминиумов влечет наложение штрафа на домовладельцев-граждан и организации...». Подобная правовая норма наглядно демонстрирует желание законодателя перенести решение задач, связанных с жилым фондом, с органов местного управления на жителей.

Способы управления кондоминиумом могут быть различными. Управление может осуществлять само товарищество собственников жилья или профессиональный управляющий, имеющий соответствующую лицензию. Жилье может быть также передано в траст (доверительное управление) специальной организации. По всей видимости, оптимальным может считаться тот вариант, когда управляющие функции будет осуществлять та же организация, которая управляла данными жилыми помещениями, когда они находились в муниципальной собственности — дирекция единого заказчика, жилищное управление и т. д.

Созданию кондоминиумов препятствует отсутствие у жителей информации о балансовой стоимости зданий, размерах амортизационных отчислений, налогообложении недвижимости и т. д. Подобная информация должна выдаваться жильцам перед началом создания кондоминиумов.

Элементом местного хозяйства выступают домашние хозяйства, которые постепенно превращаются в экономические субъекты рыночных отношений, выходя на уровень предпринимателей. Этому способствует перекладывание государством своих забот о населении на самих граждан, о чем свидетельствуют реформы социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Введение оплаты коммунальных и транспортных услуг в полном объеме, расширение платного сектора в сфере образования и здравоохранения наряду с целым рядом негативных последствий даст реальный рост экономической силы домашних хозяйств, повысит их значение как экономических субъектов.

Реальная возможность домашних хозяйств влиять на рыночные процессы появится после формирования в стране мощного среднего класса, приобретающего в ощутимых размерах недвижимость и ценные бумаги. В настоящее время собственность сосредоточена у небольшой группы населения. Значительная часть средств расходуется ими на приобретение имущества за рубежом своей страны.

Возрастание роли домашних хозяйств как участников экономических процессов в государстве является многогранным и длительным процессом. В настоящее время на практике

они рассматриваются государством в основном как потребители бюджетных ресурсов. Массовая безработица сделала во многом бессмысленной основную функцию домашних хозяйств — поставку рабочей силы.

Местные рынки, существующие в хозяйствах муниципальных образований, не взаимосвязаны и слабо развиваются в связи с натурализацией домашних хозяйств. Во многих сельских регионах денежный оборот снизился до трудно представимых размеров. Причем эта деятельность осуществляется вне существующих организационно-правовых форм. Физические лица, реализующие в небольших количествах собственную сельскохозяйственную продукцию, в лучшем случае платят торговый сбор. Упорядочение и организация подобной торговли со стороны органов местного самоуправления, с одной стороны, дает возможность пополнить местный бюджет, а с другой — позволяет улучшить обеспеченность жителей муниципальных образований продовольственными ресурсами, не прибегая к централизованным поставкам.

Основой семейного как внутреннего, так и внешнего материального производства и оказания услуг является собственность граждан. В ней может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, причем его количество и стоимость не ограничиваются.

Внутрисемейное производство обусловило развитие сферы материальных услуг, прежде всего инфраструктуры, включающей дорожную сеть, водоснабжение и другие инженерные коммуникации. Лавинообразный рост парка личного автотранспорта, включающего и малотоннажные грузовые автомобили, повлек за собой развитие сети автообслуживания, топливных заправок и т. п.

Снятие целого ряда формальных и неформальных запретов, существовавших в доперестроечное время, развитие рынка повысило требования к сервису в гостиницах и домах отдыха, качеству и культуре питания и, в конечном итоге, росту удовлетворяемых потребностей домашних хозяйств, включающих в том числе и разнообразную домашнюю технику.

На рынке труда появился спрос на квалифицированных работников сферы услуг.

Вместе с тем следует отметить, что низкий спрос, характерный для большей части российских семей, ограничивает развитие и потребление домашних хозяйств. Но любой кризис, каким бы глубоким и системным он не был, рано или поздно сменяется экономическим подъемом. В настоящее время в экономике страны наблюдаются симптомы выхода из стадии депрессии, что неизбежно окажет положительное влияние на потребление и благосостояние домашних хозяйств.

В народном хозяйстве, как и в местном, изменения происходят под влиянием не только внешних, но и внутренних условий. Возможности воздействия местного сообщества на внешнюю среду ограничены. Поэтому главные источники и импульсы развития следует искать внутри сообщества, именно в самоуправлении. Описывая местное хозяйство, следует выделить его специфические характеристики.

Во-первых, местное сообщество связано с остальным миром движением товаров и услуг.

С точки зрения интересов местного сообщества, движение товаров и услуг местного производства за его пределы означает дополнительные рабочие места для населения, а для предпринимателей — возможности расширения производства за пределы спроса, предъявляемого на местном рынке.

В то же время закупки товаров и услуг за пределами сообщества позволяют предпринимателям компенсировать недостаток местных ресурсов. Для местных покупателей ввозимых потребительских товаров это означает более полное удовлетворение потребностей, расширение выбора товаров, экономию времени и часто сокращение денежных расходов, связанных с покупками за пределами сообщества.

Но детальный анализ товарной структуры местного импорта и экспорта может высветить и слабые стороны в экономической деятельности сообщества. Например, преобладание сельскохозяйственного сырья в экспорте чаще всего отражает отсталую структуру экономики и слабость конкурентных позиций местного сообщества. Рабочие места в этом секторе экономики обычно относятся к категории «плохих».

Во-вторых, местное производство товаров и услуг зависит от ресурсов — местных и получаемых извне.

Характеризуя местные ресурсы, следует обратить внимание на следующие важные обстоятельства:

обеспеченность ресурсами зависит не только от их количества, но и от способа их использования и применяемой технологии, от развитости местного хозяйства;

мобильность и доступность ресурсов не менее важны, чем их количество;

в современной экономике роль ресурсов, создаваемых в процессе деятельности людей (труд, управление, технология, капитал), значительно выше, чем природных ресурсов (земля вода, полезные ископаемые);

качество ресурсной базы зависит не только от наличия или

недостатка тех или иных ресурсов, но и от их комбинации.

В-третьих, экономическая активность в местном сообществе зависит от разности между притоком доходов извне и объемом местных доходов, реализуемых за пределами сообщества.

Необеспеченность потребительского спроса товарами местного производства заставляет граждан расходовать свои деньги за пределами сообщества, в результате чего сокращаются доходы местного бюджета, упускаются возможности повышения деловой активности в розничной торговле. Продажи местных товаров и услуг за пределами сообщества увеличивают его совокупные финансовые ресурсы, которые могут быть использованы в целях развития.

В-четвертых, действия местных лидеров как в государственном, муниципальном, так и в частном секторах могут придать импульс развитию местного сообщества или затормозить его. В частности, при соответствующей организации взаимодействия субъектов местной экономики появляются возможности расширения экономических границ сообщества (ареала торговли, ареала трудовых ресурсов) и его местного хозяйства1 [1 Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. — М., 2000. С. 95-96.].

Таким образом, смысл экономической деятельности местного сообщества заключается в эффективном использовании местных ресурсов и преимуществ в конкуренции с другими сообществами с целью более полного удовлетворения потребностей населения на основе всемерного развертывания местного хозяйства, его секторов, всех видов деятельности, преимущественно местной промышленности, сельского хозяйства.

 

Вопросы для повторения

 

1. Муниципальная экономика, политика и местное хозяйство, местное сообщество. Их соотношение и взаимосвязь.

2. Оценка эффективности местной экономики, критерии, показатели, их специфика.

3. Ресурсы муниципальной экономики и местного хозяйства.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основные субъекты управления местным хозяйством: их интересы, проблемы гармонизации в целях достижения целостности местного сообщества.

2. Местное хозяйство — основа экономической жизни местного сообщества: структурные элементы местного хозяйства, их взаимосвязи. Есть ли проблемы в их налаживании, если есть, то какие?

3. Какова роль домашнего хозяйства, его характерные черты в рыночной экономике?

 

Глава 13. Управление муниципальной

собственностью

 

Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Важное значение имеет форма использования муниципальной собственности (имущества). Можно выделить три основные формы — имущество, находящееся в муниципальной казне, переданное в аренду и переданное на правах хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования. Предлагаемая структура муниципальной собственности и формы ее использования приведены на рис. 9.

Следует предположить, что в ходе реформ, проводимых в последнее десятилетие, наибольшим преобразованиям подвергся институт собственности. При этом реформированию муниципальной собственности придавалось второстепенное, по сравнению с федеральной и региональной собственностью, значение. Со стороны федерального центра не обеспечен в достаточной степени правовой механизм ее воспроизводства и формирования. Несмотря на то, что в ходе правовой реформы понятие «муниципальная собственность» неоднократно уточнялось и конкретизировалось, целый ряд его жизненно важных для деятельности местного самоуправления институциональных понятий полностью не раскрыт. В первую очередь это касается конституционно определенной негосударственной природы муниципальной собственности. Не определены формы ее государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Со стороны государства необходимо прямое целевое финансирование ее воспроизводства, установление льгот по налогообложению, определение минимально необходимых для жизнедеятельности местного самоуправления размеров собственности и ее оптимальной структуры.

В своей основной массе муниципальное имущество представляет объекты жилищно-коммунального хозяйства, традиционно убыточные, а также морально и физически изношенные. Многие из приносящих доход муниципальных имущественных объектов к настоящему времени приватизированы. Дотационность муниципальной собственности определяет экономическую зависимость местных органов от региональных и федеральных уровней власти. Муниципальная собственность как материальная основа местного самоуправления должна формироваться для удовлетворения комплекса интересов территориального сообщества в целом и всех его членов в отдельности.

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

 

 

Рис. 9. Структура муниципальной собственности

 

1. Передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную и субъектную государственную собственность, а также муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

Передаче в собственность муниципального образования подлежат объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

Механизм передачи и порядок внесения в реестр муниципальной собственности определяются представительным органом с учетом особенностей правового режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов, переданных ранее из государственной собственности, отмена акта местного самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципальной собственности возможна лишь в судебном порядке.

2. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством и допускающих возможность более детального регулирования соответствующих полномочий представительного органа и главы администрации. Существующее, создаваемое и приобретенное имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Представительный орган или глава администрации могут устанавливать дополнительные правила, связанные с обеспечением большей самостоятельности учреждениям при осуществлении ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной собственности, в особенности вновь приобретенными самими учреждениями.

3. Приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Имущество муниципальной собственности может быть приобретено на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности может возникнуть также на имущество при самовольной постройке в черте муниципального образования, существовании на территории МС бесхозных объектов, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Бесхозные недвижимые объекты принимаются на учет муниципальным учреждением технической инвентаризации на основании распоряжения главы администрации и вносятся комитетом по управлению имуществом в реестр муниципальной собственности. По истечении года со дня постановки бесхозного недвижимого объекта на учет администрация МО может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

При отказе в иске этот объект может быть приобретен в муниципальную собственность в силу приобретательской давности. На этом же основании в муниципальную собственность могут перейти и движимые бесхозные объекты.

Следует отметить, что хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся на договорной основе.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе:

а) координировать участие предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования;

б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;

в) привлекать в установленном законодательством порядке предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.

Анализ показывает, что существенно выигрывают те муниципальные образования, где серьезное внимание уделяется выработке новых методических и организационных основ повышения эффективности управления собственностью. Это обусловлено тем, что в масштабах страны процесс определения политики в сфере управления государственной собственностью неоправданно затянулся. В этих условиях местные органы власти должны взять на себя инициативу пересмотра идеологии дальнейшего развития процесса преобразования отношений собственности, поиска новых управленческих решений в этой сфере.

Развитие рыночных отношений, острая нехватка средств для развития муниципальных образований заставляет власти на местах заниматься поисками дополнительных источников пополнения бюджета, более эффективно использовать муниципальную собственность, и в первую очередь, земельные ресурсы1 [1 См. подробнее. А.Г. Атоманчук. Развитие местного сообщества: теория, методология и практика. М., 1999. С. 128-129.].

Рассматривая муниципальное имущество как комплекс, в нем можно выделить движимое и недвижимое имущество, связанные между собой финансовыми потоками. Представляется целесообразным в структуре муниципальной собственности выделить следующие составляющие: муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне; муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и передаваемое в аренду; муниципальное имущество, переданное на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования. Подобное деление позволяет систематизировать затраты на воспроизводство, дотации и т. п., а также имущественные доходы. Не на все муниципальное имущество могут быть распространены рыночные отношения. Если сдача в аренду нежилых помещений полностью подвержена конъюнктуре, то жилищный фонд до ликвидации своей убыточности мало подвержен рыночному воздействию как выполняющий социальные функции. Для установления рыночных отношений в жилищной сфере необходимо, чтобы аренда жилья приносила прибыль, а предложение жилья перекрывало платежеспособный спрос населения. Встраиванию муниципального жилья в рыночные отношения способствует создание кондоминиумов и товариществ собственников жилья.

Важной составляющей имущественного комплекса муниципального образования, определяющей его функционирование, является инфраструктура, в первую очередь инженерная. Хроническое недофинансирование обусловило целый ряд проблем в сфере ее эксплуатации и воспроизводства. Изменения существующих имущественно-правовых отношений, проходящие в хозяйствах муниципальных образований, дают возможность привлечь для их решений дополнительные внебюджетные источники. При переходе прав собственности (приватизации) договор купли-продажи может обязать покупателя провести соответствующие работы. Аналогично могут обременяться и договоры аренды, например, целевыми отчислениями на развитие инженерной инфраструктуры. На арендаторов может быть возложена часть общих эксплуатационных расходов. Инвесторы, вкладывающие средства на территории муниципальных образований, могут привлекаться к строительству головных инженерных сооружений.

Снижение бюджетных затрат на содержание недвижимости, используемой в социальной сфере, может быть достигнуто за счет увеличения объемов платных услуг, оказываемых в сфере здравоохранения, образования и культуры, что дает возможность перевести муниципальные учреждения на частичную самоокупаемость.

В настоящее время коллективная собственность в виде имущества, переданного муниципальным унитарным предприятиям на правах хозяйственного ведения, сохраняется в ограниченном количестве и имеет тенденцию к сокращению. В то же время более половины промышленного производства осуществляется на предприятиях смешанной формы собственности. Для муниципальных предприятий характерен низкий уровень использования переданного им имущества, незначительное обновление основных фондов. При комплексном подходе к таким предприятиям со стороны местной администрации возможно значительное повышение их эффективности, что дает за счет отчислений от прибыли дополнительные доходы в муниципальный бюджет. Действенным механизмом для этого является разработка и реализация краткосрочных организационно-хозяйственных программ реструктуризации унитарных предприятий, включающих формирование рациональной структуры их активов. Кроме бюджетных источников для этих целей могут быть привлечены средства от продажи выводимых активов и кредиты под залог муниципального имущества.

Среди всех составляющих элементов муниципальной собственности (имущества), управление которыми одним органом нереально, необходимо выделить приоритетные. Например, средства местного бюджета, земля, жилищный фонд, являясь объектами муниципальной собственности, требуют в силу своей специфики совершенно различных субъектов управления — финансового, жилищного, земельного комитетов (управлений, отделов и т. д.).

Аналогично можно рассматривать и муниципальную собственность, переданную учреждениям образования, здравоохранения, культуры и т. д. на правах оперативного управления. Все эти учреждения управляются различными специальными органами управления — отделами, комитетами и т. п.

В сфере использования собственности муниципального образования должна сочетаться максимально свободная конкуренция между ее пользователями с адекватной организацией, регламентацией и контролем со стороны местных органов власти.

Управление муниципальной собственностью должно строиться в соответствии с сутью рыночных отношений и условиями рынка. В отношении ряда объектов своей собственности муниципальное образование может являться на рынке монополистом. Так, если местные органы самоуправления, действуя от лица своего муниципального образования, не приватизировали инженерные сети и коммуникации, монополизм в этой области обеспечен. То же самое можно сказать и о других системах жизнеобеспечения.

Вопрос с муниципальными землями является общей частью земельного вопроса и ждет своего решения на федеральном уровне. Тем не менее, приватизация (продажа) земли имеет место уже сейчас. Использование муниципальной земли как источника муниципального дохода подразумевает сдачу отдельных участков в аренду. В этом случае имеется полный комплекс рыночных отношений, конъюнктурной зависимости и т. д.

То же самое можно сказать и о другом виде имущества, находящемся в муниципальной казне и передаваемом в аренду — нежилых помещениях офисного, производственного, торгового, складского и другого назначения.

В то же время средства местного бюджета, по определению относящиеся к муниципальной собственности и являющиеся движимым имуществом, ни в коей мере не могут участвовать в рыночных отношениях. Их формирование, расходование определяется бюджетным законодательством, в частности Бюджетным кодексом Российской Федерации, являющимся законом первоочередного действия.

Регламентация и организация рынка, на котором фигурируют отдельные сегменты муниципальной собственности, не должны нарушать тот потенциал, который содержится в самонастройке рыночного механизма.

Одним из условий, определяющих управление муниципальной собственностью с применением административных методов, является обеспечение выполнения законов и других нормативно-правовых и методических документов, принятых на всех трех уровнях управления в Российской Федерации. Область применения административных методов управления муниципальной собственностью определяется степенью свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Примером излишней свободы является формальная независимость муниципальных унитарных предприятий в своей хозяйственной деятельности от управленческих воздействий своих учредителей — собственников переданного им в хозяйственное ведение муниципального имущества.

Для управления муниципальной собственностью наиболее

приемлемыми являются линейные и функциональные организационные структуры, в которых управляющее воздействие направлено сверху вниз. Управление муниципальной собственностью входит в хозяйственные полномочия главы муниципального образования. Он может возложить эти функции на одного из своих заместителей.

Непосредственную работу в этой области могут осуществлять как специальные органы управления местной администрации (управления, комитеты, отделы и т. д.), так и ее внутренние структурные подразделения. Участие последних в осуществлении полномочий по управлению муниципальной собственностью будет носить функциональный характер и заключаться в основном в юридическом, организационно-техническом и хозяйственном обслуживании деятельности руководящих должностных лиц местной администрации в этой области. Следует отметить, что в традиционной структуре аппарата местной администрации, включающей организационный, общий, юридический отделы и т. д., подразделения, занимающиеся вопросами муниципального имущества, как правило, не присутствуют.

Движимая и недвижимая составляющие имущества муниципального образования функционируют в тесной взаимосвязи. На схеме представлены основные финансовые потоки между движимой и недвижимой составляющими муниципального имущества (рис. 10). Часть имущества требует постоянных затрат из муниципального бюджета на ее воспроизводство — это здания, занятые учреждениями здравоохранения, образования и т. д. Дотаций на эксплуатацию требуют в настоящее время и инженерные сооружения. В то же время имущество, сданное в аренду, приносит постоянный доход.

Для обеспечения административных методов управления муниципальной собственностью необходима качественная детерминированная информация. Управление муниципальной собственностью характеризуется наличием системы ориентиров и целей, выражающих общемуниципальные интересы. При этом принцип централизации является одним из основных. В то же время управление муниципальной собственностью осуществляется в условиях рынка. Его конъюнктура является различной в зависимости от конкретных компонентов собственности. Органы местного самоуправления должны способствовать встраиванию рыночных отношений в сферу муниципальной собственности, приспосабливая рынок к своим экономическим и социальным интересам.

Зачисление платы за пользование муниципальным жилым фондом непосредственно в местный бюджет (изменение финансовых потоков) дает возможность снизить существующую в настоящее время убыточность

 

Рис. 10. Основные финансовые потоки между движимой

и недвижимой составляющими муниципального имущества

 

эксплуатации жилищного фонда. Необходимо довести до конца разграничение бывшей государственной собственности по всем трем уровням власти с определением полномочий по ее эксплуатации и воспроизводству.

Совершенствование управления муниципальной собственностью должно сопровождаться развитием существующих в настоящее время первичных и вторичных рынков недвижимости.

Это создаст более благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства по выполнению работ для населения, оказания ему различных услуг, обеспечения продуктами питания и товарами народного потребления. Новый уровень управления муниципальной собственностью может потребовать создания эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.