Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 14 страница




В этой связи заслуживает особого внимания концепция «выращивания» предпринимателей в «бизнес-инкубаторах».

Поддержка предпринимателей путем их «выращивания» специализированными организациями нацелена на содействие созданию и устойчивому развитию новых предприятий, в первую очередь малых. Эта цель достигается путем предложения бизнес-услуг, а также предоставления льготных условий для создаваемых предприятий. Главными сферами консультационных и поддерживающих услуг выступают следующие: бизнес-планирование; финансирование; менеджмент; инновационное и технологическое консультирование; маркетинг и исследование рынка.

Необходим действенный организационно-экономический механизм, позволяющий реализовать на практике задачи финансовой поддержки проектов предпринимателей.

Такой механизм поддержки социально значимых проектов означает наличие взаимосвязанных действий по целенаправленному инвестированию средств на возвратной основе путем конкурсного отбора проектов (бизнес-планов) и их сопровождения (поддержки) в процессе всего периода реализации (рис. 7).

Состав (набор) элементов организационно-экономического механизма поддержки социально значимых проектов определяет сферы и направления, по которым осуществляется взаимодействие с предпринимателями. Выделяются следующие функциональные сферы поддержки: планирование, финансирование, организация, стимулирование, оценка результатов.

Блок планирования создает основу для формирования рациональной структуры мер поддержки. Параметры результативности социально значимых проектов, заданные в блоке планирования, определяют порядок финансирования, схему организации работы с проектом, меры стимулирования и оценку соответствия между фактическими и запланированными значениями показателей бизнес-плана.

В блоке финансирования формируются меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, реализующих социально значимые проекты, и характер используемых финансово-кредитных инструментов (налоговый кредит, лизинг, ипотечное кредитование, субсидии зарубежных стран и др.).

Блок организации предполагает наличие специальных органов (структур), выполняющих функции организации поддержки проектов.

 

Рис. 7..Модель организационного развития малого предпринимательства

 

Как правило, наиболее эффективно такие функции организации выполняют социально-деловые центры (центры развития бизнеса) вместе с другими элементами инфраструктуры поддержки социально значимых проектов.

Наличие таких элементов инфраструктуры поддержки становится важнейшим условием эффективного функционирования организационно-экономического механизма.

Поддержка социально значимых проектов не исключает ответственности субъектов предпринимательства за самостоятельно принимаемые в ходе реализации проекта решения, связанные с экономическим риском, а также меры по минимизации предпринимательских рисков путем страхования рисков соинвесторов и введения гарантий по условиям финансирования. Названные элементы составляют блок стимулирования. Результативность реализации социально значимых проектов рассматривается в блоке оценки результатов с позиций социально-экономической, бюджетной и коммерческой эффективности.

Рекомендуется конкурс социально значимых проектов предпринимателей осуществлять непрерывно, но для участия в конкурсе отбираются проекты, прошедшие экспертизу и получившие рекомендации социально-деловых центров, в которых аккумулируется вся информация о заявителях, их бизнес-планах, партнерах и другие условия.

Обязательные требования (условия конкурса), предъявляемые к предпринимателям — участникам конкурса, изложены в монографии А. Г. Гладышева1 [1 А.Г. Гладышев. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999. С. 154.].

Среди мер повышения эффективности муниципальной экономики и местного хозяйства большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата, маркетинг для привлечения инвесторов и разработка профилей территорий для размещения предприятий. Первым шагом на этом пути является разработка профиля (характеристики) территорий для размещения там предприятий малого и среднего бизнеса, который раскрыл бы инвесторам все преимущества местоположения в городе или районе. К этому относятся как промышленные зоны или земельные участки, которые не заняты и могут быть предоставлены для размещения предприятий, так и деловой климат, благоприятный для предпринимателей, квалифицированная рабочая сила, развитая транспортная инфраструктура и коммуникации связи, низкие местные налоги и т. п. В результате между муниципальными образованиями развернется соревнование за привлечение инвестиционного капитала. В соревновании будут участвовать те города и районы, которые предложат лучшие условия инвестирования и одновременно будут активно заниматься привлечением инвесторов. Стимулом к этому является увеличение налоговых поступлений в местный бюджет от успешных и приносящих прибыль капиталовложений на собственной территории.

Важным является проведение следующих мероприятий:

освоение производственных, промышленных зон и передача их в новое пользование;

создание или расширение транспортных коммуникаций для освоения зон промышленной деятельности;

модернизация линий электропередач, водоснабжения, коммуникаций коммунального хозяйства, необходимых для развития экономики;

освоение местности для туризма, а также создание общественных сооружений для туризма.

Важно, чтобы местные органы власти могли и стремились предложить на конкурсной основе потенциальным инвесторам быстро и без бюрократизма приемлемые предложения территории для размещения предприятий. В рамках активного маркетинга по привлечению инвесторов речь идет о том, чтобы в условиях соревнования с другими районами как можно шире и лучше пропагандировать свои преимущества местоположения. Этого можно достичь путем участия в ярмарках, умелой организацией работы с прессой и т. п. Регулярно проводимые ярмарки дают непосредственный импульс для развития местной экономики и обеспечивают возможность установления контактов между товаропроизводителями и местной торговой сферой.

Эффективность муниципальной экономики значительно возрастает в случае размещения муниципальных заказов. Эта необходимость была осознана в странах с рыночной экономикой очень давно. Понимание особой роли государства в условиях рынка, специфика его задач и компетенции, особого характера средств, используемых на финансирование государственных и муниципальных заказов, а также поиски путей наиболее экономичного хозяйствования в тех отношениях, где государственные и муниципальные органы вступают в гражданско-правовые (хозяйственные) отношения, привели к тому, что первые попытки правового регулирования договоров публичного заказа (подряда) предпринимались в европейских странах уже в начале XX века. Однако наибольшее развитие это регулирование получило начиная с 50-х годов. У нас до последнего времени этот вопрос вообще не стоял. В условиях планово-распорядительной экономики не было необходимости в размещении публичных заказов на основе конкуренции.

В целом вырисовывается широкий спектр возможных стратегий, форм и методов эффективного развития муниципальной экономики. Эта работа должна быть четко спланирована. Отдельные нескоординированные действия разных отделов администрации не могут привести к разработке единого плана. Необходимы согласованные действия по подготовке средне- и долгосрочных планов развития муниципальной экономики с учетом мирового и отечественного опыта.

В этой связи важно подчеркнуть, что местное сообщество, как и его отдельные учреждения, акционерные и частные предприятия, являются экономическими субъектами хозяйствования. В качестве экономического субъекта местное сообщество стремится к обеспечению услугами жителей своей территории и увеличению их благополучия. В этом отношении местное сообщество существенно отличается от производственного предприятия, которое стремится главным образом к торговой выгоде, получению прибыли. Конечно, это не исключает того, что местное сообщество также должно стремиться к хозяйскому использованию своих ограниченных возможностей, воспроизводству своего экономического потенциала. Принцип экономичности предполагает такую организацию экономической жизни сообщества, чтобы результаты достигались с минимальными затратами.

При низком уровне платежеспособного спроса со стороны хозяйствующих субъектов важным инструментом регулирования экономики хозяйства муниципального образования являются муниципальные контракты, заключенные для удовлетворения территориальных нужд и оплачиваемые из расходной части местных бюджетов. Их размещение на конкурсной основе дает возможность для развития здоровой конкуренции. Этим же целям могут служить муниципальные бюджетные кредиты, субсидии и субвенции, представляемые муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, в первую очередь для увеличения их технической оснащенности. Результаты муниципальной экономики могут характеризоваться самыми различными индикаторами достижения поставленных целей по удовлетворению муниципальных потребностей населения. С одной стороны, это должны быть показатели выполнения задач, воплощенных в весьма конкретные планы, программы и мероприятия, принятые ранее. С другой стороны, они должны быть дополнены мнением населения муниципального образования. Данное мнение может быть сформировано на основе мониторинга, анализа прессы, писем, поступающих во все органы власти и управления. Учитываются и такие интегральные показатели, как уровень рождаемости, смертности, продолжительности жизни населения.

Таким образом, можно выделить следующие доступные для расчетов и анализа группы индикаторов:

общеэкономические (объем продукции местной промышленности, малого бизнеса, розничного товарооборота торговли, платных услуг населению; производство товаров народного потребления, продукции перерабатывающей промышленности; объем экспорта товаров; объем капитальных вложений в жилищное строительство, коммунальное хозяйство, народное образование, здравоохранение, культуру; ввод в действие основных фондов; численность работающих в сфере муниципальной экономики; общий объем полученных доходов; превышение доходов над расходами);

социальные (уровень материального благосостояния населения;

характеристики безработицы; оценка социального и психологического самочувствия населения; уровень развития социальной сферы; размеры фонда заработной платы на территории и выплат социального характера в среднем на одного потребителя);

экологические (объем сброса загрязненных сточных вод);

объем вредных веществ, выбрасываемых стационарными источниками загрязнения);

демографические (число родившихся, число умерших, естественная убыль, численность детей, удельный вес молодежи в структуре населения);

административно-правовые (число административно-правовых нарушений и другие).

Оценка итогов муниципальной экономики на основе изложенного подхода предполагает систематическое информирование населения о полученных результатах, что обеспечивает контроль за деятельностью органов управления со стороны населения.

Решение этих задач возможно при двух основополагающих условиях: 1) наличие грамотной целесообразной экономической политики центра, направленной на экономическое оздоровление местных сообществ, поощрение их хозяйственных инициатив, полное раскрытие экономических потенциалов; 2) разработка и реализация муниципальной экономической политики.

Сложность экономического развития местных сообществ состоит сегодня в том, что отсутствуют в цивилизованных формах оба эти условия. Поскольку первое из них достаточно полно представлено в литературе, остановимся, в соответствии с задачами данного учебника, на втором.

Муниципальная экономическая политика — это система принципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позволяющего создать качественные и комфортные условия проживания населения на определенной территории. Эта политика разрабатывается и осуществляется на основе следующих взаимосвязанных принципов:

развитие экономики с государственно-муниципальным регулированием как сферы, обеспечивающей активное наращивание социально-культурного потенциала местного сообщества и повышение качества жизни населения;

многоукладность экономики, создание условий для развития высокодоходных отраслей;

соблюдение баланса интересов населения, домашних хозяйств, хозяйствующих субъектов и органов местного управления;

приоритетность развития сферы услуг и потребления;

кадровая стратегия, направленная на подготовку и привлечение специалистов в местное хозяйство для его инновирования и ускорения научно-технического прогресса;

экологическая безопасность хозяйственной деятельности.

Содержание экономической политики местного сообщества включает, как правило, следующие разделы:

а) новая налоговая, бюджетная и инвестиционная политика, стимулирующая развитие предпринимательства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики местного сообщества;

б) повышение инвестиционной привлекательности территории, активизация инвестиционной деятельности путем привлечения внутренних и внешних источников финансирования, в том числе средств населения;

в) повышение эффективности использования муниципальной собственности и обеспечение мер по ее наращиванию;

г) мотивация всех хозяйствующих субъектов к увеличению доходной части бюджета;

д) вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности,

социальных ресурсов, прежде всего трудовых, информационных, развитие экономической самодеятельности населения.

Осуществление экономической политики, которую разделяет и одобряет все население местного сообщества, средствами создания необходимой нормативно-правовой базы, развертывания собственных муниципальных финансовых институтов, развитой информационной системы позволит сформировать цивилизованный способ хозяйствования в муниципальных образованиях и разумное использование тех многообразных ресурсов, которыми располагает каждое из них.

 

Вопросы для повторения

 

1. В чем сущность и какова структура муниципальной экономики?

2. Основные секторы муниципальной экономики. Трудности и тенденции их развития.

3. Муниципальная экономическая политика: опыт, проблемы, и перспективы. (См.: Развитие Одинцовского района на 1998—2005 гг. Целевая комплексная программа. М., 1999. С. 43-44.)

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Роль муниципальной экономики на современном этапе в экономической жизни российского общества.

2. Секторы муниципальной экономики: их внутренняя структура, трудности и тенденции развития.

3. Модель местной экономики, реальное состояние дел, пути преодоления трудностей. Основные внутренние и внешние связи местной экономики.

4. В чем сущность и содержание муниципальной экономической политики? Механизмы разработки и реализации. Оптимальны ли они, если нет, то почему?

 

Глава 12. Местное хозяйство

в системе муниципального управления

 

Жизнь местного сообщества, в том числе и хозяйственную, невозможно свести лишь к деятельности муниципалитета, тем более к деятельности предприятий муниципальной собственности или к коммунальному хозяйству (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт и т. д.).

Местное хозяйство есть, прежде всего, хозяйственная деятельность, связанная с преобразованием материальной среды, среды обитания. Субъектами местного хозяйства выступают: домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства — жизнеобеспечение населения, благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества1 [1 Следует отметить, что в российской научной литературе 20-х годов широко использовался термин «муниципальное хозяйство». «Происхождение упомянутого термина относится к классической древности. Munis по-латыни значит «тяжесть», «тягота», «бремя», a capio, recipio — «беру», «принимаю». Соответственно городское управление, как берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжение хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность — муниципальным хозяйством. Этот термин рельефно подчеркивает все конструктивное и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины, ее существенные признаки и присущие ей специальные задачи. (Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. С. 218).].

Местное хозяйство отличается от народного тем, что составляет замкнутый круг своих хозяйственных действий, т. е. является своеобразным «единичным хозяйством». Сфера действия местного сообщества связана не столько с извлечением частнохозяйственной прибыли, сколько с удовлетворением нужд членов сообщества. Это ведет и к иному представлению о ресурсах развития, поскольку за этим понятием кроются не только материальные, природные и экономические факторы. Следует заметить также, что единичное хозяйство не может существовать как таковое, если не соблюдается принцип самодостаточности. Принцип самодостаточности в отношении местного сообщества означает его способность решать собственными силами вопросы, затрагивающие жизненные интересы местного населения.

Наконец, пространственная ограниченность играет значительно большую роль в функционировании местных рынков (труда, услуг, жилищного и т. п.), чем национального рынка. В этом смысле местное хозяйство и рассматривается как «единичное хозяйство», а не часть народного хозяйства.

Местное хозяйство существенно отличается от национального и по социальным функциям, главными из которых являются обеспечение занятости и доходов местных жителей, благоустройство территории.

Итак, понятие «местное хозяйство» учитывает:

пространственную характеристику, так как оно размещается в пределах более или менее ограниченной территории;

специфику местного рынка в отличие от национального рынка, поскольку первый обеспечивает движение товаров и услуг преимущественно для непосредственного удовлетворения нужд жителей данной местности;

границы хозяйственных действий, ибо местное хозяйство является своеобразным «единичным хозяйством» в отличие от народного;

не только ресурсный потенциал и имущество (капитал) предприятий различных форм собственности, действующих на территории, но и социально-культурные ресурсы. Обобщенно социально-экономическое содержание категории «местное хозяйство» представляется в единстве различных сторон (рис. 8). Местное хозяйство может быть описано как:

система взаимоотношений субъектов экономической деятельности;

система рынков, с помощью которых осуществляется их взаимодействие в территориальных границах местного хозяйства;

четырехсекторная модель местного хозяйства (государственный, муниципальный, частный, некоммерческий секторы), обеспечивающая организацию предоставления услуг населению (общественных, коллективных и частных);

 

Рис. 8. Социально-экономическое содержание

категории «местное хозяйство»

 

 

объект управления со стороны местного правительства в лице местных органов власти.

Местное хозяйство есть взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства на основе общности социальных и экономических интересов, исторически сложившегося единого экономического, культурного и информационного пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей нормальные для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах.

Важно отметить, что местное хозяйство рассматривается как основной элемент национальной и региональной экономики и в то же время как самостоятельное, автономное, «динамичное» экономическое пространство.

Во-первых, взаимодействие между субъектами местного хозяйства принимает форму непосредственно-личностного контакта (трудоустройство, удовлетворение потребностей конкретных людей).

Во-вторых, мировой и отечественный опыт показывает, что далеко не всегда национальные экономические интересы и мотивы поведения крупных фирм совпадают с потребностями и интересами местных сообществ. Поэтому местные сообщества должны использовать имеющиеся человеческие, природные, социальные и институциональные ресурсы для создания самостоятельной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем.

В-третьих, роль местного правительства существенно отличается от той роли, которую играют в национальной и региональной экономике соответствующие государственные структуры. В рыночной экономике местное правительство по своему экономическому поведению ближе к правлению корпорации (акционерного общества), чем к административному органу власти.

Поэтому местное хозяйство означает прежде всего взаимодействие между четырьмя основными субъектами — государственным, муниципальным, предпринимательским (частным), некоммерческим секторами, хозяйствующими субъектами различных форм собственности (предприятия федеральной собственности, субъектов федерации, муниципальные предприятия, предприниматели, местное правительство, домашние хозяйства, некоммерческие организации и объединения).

Каждый сектор муниципальной экономики по-своему сложен, имеет свою специфику, подчиняется в своем развитии объективным экономическим законам. Управление каждым из них — прерогатива профессионалов — менеджеров. Подготовка, выдвижение, перемещение таких менеджеров также зависит от наличия квалифицированных кадров применительно к специфике каждого сектора экономики. К сожалению, квалифицированных менеджеров сегодня в России недостаточно.

Исключительно сложен муниципальный сектор экономики, состоящий из муниципальной собственности и муниципального хозяйства. Ресурсный потенциал местного сообщества включает в себя не только природные, водные, местные топливно-энергетические ресурсы, но, прежде всего, возможности материального производства. Именно от его научной организации зависит эффективность использования ресурсной базы, саморазвитие и самообеспечение территории. К сфере нематериальных ресурсов относятся духовные, интеллектуальные, информационные, ноу-хау, формирующие предпосылки для расширенного воспроизводства материальной ресурсной базы, обеспечивающие совершенствование системы как использования собственных ресурсов, так и привлечения других (инвестиционных, финансовых, наукоемких технологий и т. п.), не расположенных на данной территории. Типичная ошибка в оценке ресурсного потенциала местного сообщества состояла и состоит в том, что обычно оцениваются только природные, топливно-энергетические, материальные, финансовые, но не принимаются во внимание социальные ресурсы: культурные, образовательные, творческие, управленческие, интеллектуальные, которые сегодня должны быть включены в местную хозяйственную жизнь и экономические отношения на этом уровне. Последние в условиях научно-технической, информационной и управленческой революций нередко приобретают решающую роль в развитии и освоении всей ресурсной базы, развитии местного хозяйства.

К числу традиционных ресурсных отраслей местной экономики, в которых местные органы власти принимают непосредственное участие и осуществляют контроль, создавая и финансируя муниципальные предприятия, относятся снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт и т. п. На эти жизненно важные цели расходуется значительная часть местного бюджета. Поэтому первостепенной задачей становится разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в котором также произошли серьезные перемены.

За последние годы доля муниципального жилого фонда возросла почти в 1,7 раза. За это же время удельный вес государственного (ведомственного) жилищного фонда снизился в пять

раз. В ходе разгосударствления, приватизации предприятия избавлялись от своего ведомственного жилья, передавая его на баланс, т. е. в собственность муниципальным образованиям.

Государственные и муниципальные предприятия, имеющие свой жилой фонд, также старались и стараются отдать его органам местного самоуправления, пытаясь выжить в условиях кризиса, жесткой конкуренции и отсутствия платежеспособного спроса на свою продукцию. Весь этот дополнительный муниципальный жилищный фонд был взят на эксплуатацию, обслуживание и ремонт специализированными организациями муниципальных образований.

Сейчас доля платежей населения в реальных затратах на эксплуатацию жилищного фонда, колеблющаяся в зависимости от целого ряда факторов, по некоторым оценкам не превышает 20—25%. При этом следует учитывать, что капитальный ремонт жилья и другие затраты, как правило, финансируются из местных бюджетов. Это, кстати, является одной из причин хронического недоремонта.

Наличие ветхого и аварийного жилого фонда непрерывно возрастает. Принятый еще в 1992 году Федеральный закон «Об основах жилищной политики» предусматривает поэтапное увеличение оплаты жилищно-коммунальных услуг с выходом к 2003 году на стопроцентную их оплату. В то же время такие расходы не должны будут превышать 25% от совокупного дохода семьи, что требует совершенствования социальной защиты населения в этой области. Оно предполагает упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделенных для этих целей средств.

Проводимая ныне реформа ЖКХ пока противоречит социальным целям местных сообществ, ибо реализуется лишь одним способом — повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем новые инженерные решения в строительстве и ремонте жилых домов, их отопление и освещение не включены в механизм осуществляемой реформы, не создана конкурентная среда на рынке жилищно-коммунальных услуг, медленно идет формирование полноправных собственников жилья, слабо развиваются другие прогрессивные

меры (страхование, кредитование, кооперация и т. п.), словом все, что позволяет снижать эксплуатационные расходы, а, следовательно, тарифы на предоставляемые услуги. В таких условиях реформа ЖКХ не может быть позитивно принята населением.

К сожалению, задачу облегчения участи населения в этой сфере муниципальная экономика не выполняет по многим причинам. Одна из них — невостребованность муниципальной экономической науки, которая в состоянии по-новому осмыслить новые процессы в ЖКХ, дать ответы на острейшие вопросы снижения издержек, расширения номенклатуры и качества жилищно-коммунальных услуг. Забота местных органов состоит в том, чтобы воспользоваться данными науки и помочь населению стать собственниками жилья в различных формах и защитить свои права в судебных органах, стимулировать ведение хозяйственной и экономической деятельности в новых условиях, всемерно способствовать созданию конкурентной среды на рынке услуг.

Не менее сложной задачей муниципальной экономики и местного хозяйства является использование, сохранение и развитие муниципального жилищного фонда. Решить ее призвана жилищно-коммунальная реформа. Она предполагает в первую очередь совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения. Под развитием конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве реформой подразумевается не возможность жителей выбирать для найма (аренды) наиболее устраивающее их муниципальное жилье, а конкуренция между эксплуатационными и ремонтными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда.

Так, рекомендуется производить отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и ремонт, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы.

Для установления настоящих рыночных отношений в сфере муниципального жилья необходимы два условия. Во-первых, его аренда жителями муниципальных образований должна приносить прибыль. Во-вторых, должно иметься достаточное предложение на жилые помещения, покрывающее платежеспособный спрос населения в этой области. Второе условие тесно связано с первым — в случае превышения оплаты жилья и коммунальных услуг над их стоимостью появятся условия для строительства «доходных» домов у жилья, возводимого с целью получения прибыли.

В этом случае у муниципального жилья появятся серьезные конкуренты со стороны частных застройщиков. В настоящее время они возводят жилые дома только с целью продажи квартир, так как сдача в аренду пока убыточна.

На выставке «Москва — шаг в третье тысячелетие» мы как бы заглянули на двадцать лет вперед, увидев прекрасный сказочный город. Каждый мечтает, чтобы в его доме было тепло, уютно, спокойно, а в семье царили радость, надежда и счастье. Мы хотим жить в домах, достойных называться человеческим жильем, в цветах и зелени. В массовом масштабе это пока явно не получается, а реформа в жилищной сфере, которая началась в России десять лет назад с разрешения приватизации жилья гражданами, пока пробуксовывает. Качество среды обитания должно сдвинуться с мертвой точки хаотичного и беспомощного иждивенчества и подняться до реального хозяйствования не только в своей квартире, но и в доме, на прилегающей территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.