КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы управленческого анализа
Управленческий анализ показывает: • что мешает добиться эффективного размещения ценностей; • нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; • нет ли конфликта прав; • существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; • эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; • сбалансированы ли полномочия и ответственность; • существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; • адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу. Экономический анализ показывает: • какое размещение ценностей наиболее эффективно сейчас; • какие структурные процессы происходят в экономике и на предприятии; • как эти процессы скажутся на эффективности размещения ценностей; • какое наиболее эффективное размещение ценностей будет в будущем. Финансовый анализ показывает: • насколько эффективно используются финансовые ресурсы; • способность платить по своим счетам в настоящее и будущее время; • как у предприятия обстоят дела с наличностью и что можно ожидать в будущем; • как быстро оборачиваются основные и оборотные активы; • не слишком ли изношены производственные мощности; • достаточно ли вложений технологии (патенты, лицензии), нет ли риска оказаться с устаревшей продукцией; • что происходит с запасами, незавершенной продукцией и дебиторской задолженностью; • какова структура капитала и велик ли риск попасть в долговую яму. Анализ организационной структуры показывает: • соответствует ли структура выбранному сегменту рынка, корпоративной культуре и процессу принятия решений; • не является ли она тяжеловесной; • не способствует ли излишнему накоплению запасов, объемам незавершенной продукции и дебиторской задолженности; • способен ли персонал принимать собственные решения и работать на сложном оборудовании; • соблюдаются ли стандарты и дисциплина, контроль исполнения. Анализ потоков показывает: • исправно ли функционируют потоки; • нет ли в них закупоривания или разрывов; • скоординированы ли различные потоки между собой. Анализ системы стимулирования показывает: • какими качествами должен обладать сотрудник для своего повышения; • степень дисциплинированности в коллективе, умение отдавать и исполнять приказы; • профессиональная компетентность, умение выдавать результат, готовность брать на себя риск и ответственность. Анализ механизмов координации показывает: • насколько специальные механизмы согласования выполняют свои функции и соответствуют предприятию, его стратегии, ходу развития, рынку, организационной структуре, составу работников. Технологический анализ показывает: • насколько используемые технологии соответствуют рынку и организационной структуре предприятия; • достаточно ли у предприятия патентов, лицензий, чтобы производить современную продукцию; • перспективны ли его НИОКР; • планируются ли они и насколько эффективно проводятся; • ожидаются ли «технологические революции» и к каким последствиям они могут привести; • обеспечивают ли системы управления и подготовки персонала эффективное использование оборудования; • являются ли используемые технологии морально устаревшими, современными или передовыми. Аналитическая деятельность – это удел управленца. Для управленца аналитическая деятельность лежит в плоскости базового процесса и является предметом самых серьезных размышлений. Аналитик – это управленец, разрабатывающий решения. Право придать результатам аналитической деятельности статус нормы, необходимости их исполнения (императивности), остается в руках управленца более высокого ранга, который начинает в данной ситуации разделения труда отвечать за соорганизацию реализуемости всех функций (в том числе и аналитики) в целостности всей управленческой деятельности. Аналитическая деятельность руководителей и специалистов в государственной службе по сравнению с другими сферами управления имеет ряд особенностей[53]: • она сориентирована на выполнение основной функции государственных органов – создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения данного региона или всей страны в целом; • она исследует объект как целостность, состоящую из многих взаимодействующих друг с другом частей и подразделений; • в процессе анализа необходимо постоянно отслеживать взаимодействие противоречивых общегосударственных, местных, групповых и личных интересов, своевременно вскрывать назревающие конфликты и факторы, которые их вызывают. Реализация функции анализа распространяется на все элементы и компоненты организации, поэтому в управленческой структуре создаются обособленные подразделения по выполнению функций анализа. К таким подразделениям относятся социологические и аналитические службы. В деятельности этих подразделений анализ должен быть соединен с синтезом, с подготовкой материалов для выработки и обоснования управленческих прогнозов (альтернатив будущего управленческого решения), оценки реакции непосредственных исполнителей и тех, на кого направлены управленческие решения, на управленческие действия. Типология дифференциальных аналитиков[54]: Исследователь – аналитик, занимающийся непредвзятой реконструкцией ситуации (что было, как все происходило, что имеется), основная задача – построить непротиворечивую картину того, что случилось, с выстраиванием всех событий в непрерывный причинно-следственный ряд. Ученый – это аналитик, который занимается исследованием и построением концепций, преследуя одну ценность – определить истинное устройство проблемной ситуации без поиска выходов из нее. Проектировщик – аналитик, занимающийся разработкой проектов, стремящийся перевести концептуальное представление в проект цели, а затем, если это необходимо, развернуть его в план, программу или технологию. Советник – независимый аналитик, занимающийся разработкой проектов для конкретного управленца (вот это сделать, а вот это не нужно делать и т. д.). Концептолог – аналитик, занимающийся разработкой концепций, т. е. некоторых искусственных, теоретических конструкций, которые бы отражали суть ситуации. Консультант – независимый аналитик, занимающийся разработкой концепций для конкретного управленца, что вынуждает его оперировать концепциями разного уровня абстрактности, и теми, которые подходят для всех управленцев данного типа и только для кого-то одного. Идеолог – аналитик, который занимается оценкой ситуации с точки зрения некоторой зафиксированной системы ценностей или идеалов. Проблематизатор – аналитик, занимающийся постановкой и решением проблем, стремясь при этом найти причину затруднений, возникших в управляемой деятельности, для этого он занимается сопоставлением концептуального и ситуационного материала, находит в них точки несоответствия и оформляет их как проблему, после чего решает эту проблему, привлекая для этого концептолога. Прогнозист – аналитик, занимающийся рассмотрением вариантов поведения объекта анализа в зависимости от изменения внешних или внутренних для объекта условий. Модельер – аналитик, который занимается проверкой проектов на реализуемость, но не на реальных объектах, а на их моделях. Методолог – аналитик, который занимается разработкой методов организации деятельности, в том числе и аналитической. Прогрессор – аналитик, который занимается разработкой проектов усовершенствования деятельности. Типология интегральных аналитиков: • Инспектор (аудитор) проводит анализ, подчиненный нахождению меры несоответствия реально проводимой деятельности имеющейся норме этой деятельности, например законодательству в какой-либо области. Это делается для того, чтобы обеспечить приведение реального действия в соответствие с уже известной нормой. Инспектор фиксирует полноценность процессов реализации нормы с тем, чтобы выявить внешние дестабилизирующие факторы, потом анализирует сам характер реализации нормы с тем, чтобы выявить внутренние дестабилизирующие факторы. Привлечение внешних для организации (учреждения) аналитиков целесообразно в том случае, если в деятельности возникает значимое затруднение, которое не удается преодолеть за счет внутренних аналитических усилий или требуется получить наиболее надежный вариант решения. Такое привлечение может осуществляться в двух функциях: либо контрольно-корректировочной, необходимой для поддержания воспроизводства, функционирования прежней системы деятельности, либо развивающей, необходимой для создания чего-то нового или усовершенствования старого. • Эксперт, в противовес инспектору, рассматривает несоответствие прежней норме деятельности как условие перехода к новой норме или к новому образцу деятельности, чему-то более совершенному. Для эксперта не существует готовой нормы, относительно которой он оценивает то или иное явление в деятельности, эту норму ему придется еще построить. Экспертиза используется для изучения необычного в чем-то объекта в сопоставлении с теми, которые не требуют экспертизы (например, инновационного опыта). В более сложном случае при экспертизе решается познавательная задача, когда заранее неизвестны возможные свойства объекта. При этом чаще всего услуги эксперта используются при наличии конкуренции двух или более точек зрения на один объект. В этом проявляется арбитражная функция экспертизы. Именно ее арбитражная роль и вынуждает не накапливать количество точек зрения, а переходить к средствам сопоставимости отдельных версий и их оценки на меру приближения к истине. Осуществление функции анализа требует профессиональной подготовки, поэтому нецелесообразно ее выполнение лично менеджером. Консолидация социологических, психологических, экономических, политических, юридических и прочих профессиональных знаний усложняет управляемость специализированных подразделений, что усугубляется большим объемом выполняемых работ (полевые исследования). При осуществлении функции анализа особого внимания требуют противоречия и пути их разрешения; тенденции развития и механизмы движения в соответствии с этими тенденциями; наиболее эффективные способы сохранения и развития функционального и структурного единства организации, противостояния внешним и внутренним воздействиям; приоритеты среди факторов влияния и проч. В аналитической деятельности можно выделить пять основных типов анализа: ситуационный, ценностный, концептуальный, проблемный и проектный, а само понятие аналитической деятельности подразумевает совмещенное функционирование всех этих типов. Они кооперативно друг с другом связаны, каждый принимает материалы от одного соседа и передает результаты своего труда другому. Но каждое из этих звеньев аналитической деятельности может автономизироваться, стать самостоятельной деятельностью. Решение о том, какого уровня сложности аналитическая деятельность должна быть применена для работы с конкретной проблемой или проблемной ситуацией, зависит, с одной стороны, от того, насколько фундаментально само затруднение, возникшее в управляемой деятельности, а с другой – от степени вашей готовности его преодолеть: только сейчас или раз и навсегда. Базовый цикл аналитики состоит из следующих этапов: 1. Нормальное функционирование управляемой деятельности. 2. Возникновение затруднения в управляемой деятельности (либо реальное, либо потенциальное). 3. Переход к анализу. 4. Реконструкция ситуации затруднения и ситуации, ей предшествующей (ситуационный анализ). 5. Подтверждение сохранения значимости функционирования управляемой деятельности и необходимости ее изменения, определение основных принципов этого изменения (ценностный анализ). 6. Построение концепции изменения управляемой деятельности (концептуальный анализ). 7. Сопоставление концепции изменения управляемой деятельности с материалами ситуационной реконструкции и определение возможных изменений в сложившихся условиях. Выявление возможных проблем при реализации изменений и определение путей их решения (проблемный анализ). 8. Разработка проекта программы изменения управляемой деятельности (проектный анализ). 9. Защита проекта у руководства. 10. Окончание аналитической фазы и начало реализации разработанной программы. 11. Нормальное функционирование управляемой деятельности.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |