КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И принципы осуществления
Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции Тема 7. УПРАВЛЕНческое прогнозирование Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение функции управленческого анализа. 2. Дайте определение проблемной ситуации и проблемы. 3. Выделите критерии классификаций проблемных ситуаций. 4. Выделите критерии классификаций управленческих проблем. 5. Охарактеризуйте основные этапы анализа проблемы. 6. Охарактеризуйте основные направления аналитической работы в системе управления. 7. Проиллюстрируйте применение методов управленческого анализа. Список литературы
1. Бирман, Л. А. Управленческие решения / Л. А. Бирман. – М., 2004. 2. Большаков, А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб., 2002. 3. Горшкова, Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий / Л. А. Горшкова. – М., 2003. 4. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003. 5. Кулагин, О. А. Принятие решений в организациях / О. А. Кулагин. – СПб., 2001. 6. Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. 7. Попов, В. М. Системный анализ в управлении социально-экономи-ческими процессами / В. М. Попов, Г. П. Солодков, В. М. Топилин. – Ростов н/Д, 1998. 8. Смирнов, Э. М. Разработка управленческого решения: учебник / Э. М. Смирнов. – М., 2002. 9. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М., 1997. 10. Юкаева, В. С. Управленческое решение: учебное пособие / В. С. Юкаева. – М., 1999.
Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческие прогнозы разрабатываются на основе информации, полученной в ходе реализации функции анализа.
Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов на основе анализа тенденций и перспектив развития объекта и процессов. Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем и (или) об альтернативных путях достижения этого состояния[56]. Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий существенных для решения задачи прогнозирования. По своей роли в управлении, по своеобразию содержания, по наличию особых форм и методов реализации прогнозирование очень специфично, играет важную самостоятельную роль в управлении. Прогнозирование максимально значимо и развертывается наиболее интенсивно при определении целей организации и в особенности при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым оно выполняет роль связующего звена, своеобразного «мостка» между функциями анализа, решения и планирования. К основным задачам прогнозирования относятся[57]: • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований; • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта; • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов; • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции; • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Управленческое прогнозирование в системе менеджмента выполняет три основные функции: • ориентирующая (выборочный подход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры); • нормативная (предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т. д.); • предупредительная (выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предложение путей по их возможному погашению). Принципы управленческого прогнозирования: • вариативность (разработка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза); • непрерывность (необходимость непрерывной корректировки прогнозов по мере конденсации релевантной информации); • верификация (подтверждение истинности прогнозов опытным путем); • рентабельность (экономический эффект от использования прогноза должен превышать затраты на его разработку); • согласованность (для создания реальных прогностических моделей необходимо согласование различных типов прогнозов) и др. Основные этапы разработки прогнозов: 1 этап – разработка цели и задач прогнозирования, выбор способов и средств осуществления, обозначение путей; 2 этап – построение базовой и альтернативных моделей прогнозируемого объекта; 3 этап – сбор данных прогнозного фона; 4 этап – построение динамических рядов показателей для отслеживания продвижения объекта к намеченной модели; 5 этап – оценка достоверности и точности прогнозов; 6 этап – выработка практических рекомендаций. Основным объектом прогнозирования является внешняя среда организации, чем и обусловливается существование данной функции. Необходимость адаптации к меняющейся внешней среде требует своевременного прогнозирования этих изменений.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |