Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И принципы осуществления




Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции

Тема 7. УПРАВЛЕНческое прогнозирование

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение функции управленческого анализа.

2. Дайте определение проблемной ситуации и проблемы.

3. Выделите критерии классификаций проблемных ситуаций.

4. Выделите критерии классификаций управленческих проблем.

5. Охарактеризуйте основные этапы анализа проблемы.

6. Охарактеризуйте основные направления аналитической работы в системе управления.

7. Проиллюстрируйте применение методов управленческого анализа.

Список литературы

 

1. Бирман, Л. А. Управленческие решения / Л. А. Бирман. – М., 2004.

2. Большаков, А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб., 2002.

3. Горшкова, Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий / Л. А. Горшкова. – М., 2003.

4. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003.

5. Кулагин, О. А. Принятие решений в организациях / О. А. Кулагин. – СПб., 2001.

6. Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001.

7. Попов, В. М. Системный анализ в управлении социально-экономи-ческими процессами / В. М. Попов, Г. П. Солодков, В. М. Топилин. – Ростов н/Д, 1998.

8. Смирнов, Э. М. Разработка управленческого решения: учебник / Э. М. Смирнов. – М., 2002.

9. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М., 1997.

10. Юкаева, В. С. Управленческое решение: учебное пособие / В. С. Юкаева. – М., 1999.

 

 

 

 

 

Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческие прогнозы разрабатываются на основе информации, полученной в ходе реализации функции анализа.

 

 

Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов на ос­нове анализа тенденций и перспектив развития объекта и процессов.

Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем и (или) об альтерна­тивных путях достижения этого состояния[56].

Прогнозный фон – совокуп­ность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий существенных для решения задачи прогнозирования.

По своей роли в управлении, по своеобразию содержа­ния, по наличию особых форм и методов реализации прогно­зирование очень специфично, играет важную самостоятельную роль в управлении. Прогнозирование максималь­но значимо и развертывается наиболее интенсивно при опреде­лении целей организации и в особенности при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым оно выполняет роль связующего звена, своеобразного «мостка» между функциями анализа, решения и планирования.

К основным задачам прогнозирования относятся[57]:

• разработка прогноза рыночной потребности в каждом конк­ретном виде потребительной стоимости в соответствии с результа­тами маркетинговых исследований;

• выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;

• выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в услови­ях рынка;

• выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;

• прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

• прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

• оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;

• обоснование экономической целесообразности разработки но­вой или повышения качества и эффективности выпускаемой про­дукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Управленческое прогнозирование в системе менеджмента выполняет три основные функции:

ориентирующая (выборочный подход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры);

нормативная (предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т. д.);

предупредительная (выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предложение путей по их возможному погашению).

Принципы управленческого прогнозирования:

• вариативность (разработка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза);

• непрерывность (необходимость непрерывной корректировки прогнозов по мере конденсации релевантной информации);

• верификация (подтверждение истинности прогнозов опытным путем);

• рентабельность (экономический эффект от использования прогноза должен превышать затраты на его разработку);

• согласованность (для создания реальных прогностических моделей необходимо согласование различных типов прогнозов) и др.

Основные этапы разработки прогнозов:

1 этап – разработка цели и задач прогнозирования, выбор способов и средств осуществления, обозначение путей;

2 этап – построение базовой и альтернативных моделей прогнозируемого объекта;

3 этап – сбор данных прогнозного фона;

4 этап – построение динамических рядов показателей для отслеживания продвижения объекта к намеченной модели;

5 этап – оценка достоверности и точности прогнозов;

6 этап – выработка практических рекомендаций.

Основным объектом прогнозирования является внешняя среда организации, чем и обусловливается существование данной функции. Необходимость адаптации к меняющейся внешней среде требует своевременного прогнозирования этих изменений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.