КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы управленческого планирования
Для решения конкретных задач управления используется (рис. 9.7): • по периоду планирования – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование; • по цели – стратегическое (заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения), оперативное (заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации; имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и пр.), операционное планирование; • по содержанию планирования – продуктово-тематическое (заключается в формировании плана развития организации, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации), ресурсное (включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации), объемно-календарное планирование (заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам); • по направленности на среду – внутриорганизационное и внешнеорганизационное планирование; • по замыслу планирования – планирование качественных изменений и количественных показателей; • по признаку подчиненности (иерархии) – общеорганизационное планирование, планирование деятельности отдельного подразделения, планирование деятельности отдельного сотрудника; • по адаптивности – жесткое и гибкое планирование; • по предмету планирования – проектное планирование, бюджетное, инновационное, кадровое, сбытовое, снабженческое, финансовое, инвестиционное, НИОКР-планирование; • по результату – желаемое, фактическое, идеальное, рациональное планирование; • по масштабности – интенсивное и экстенсивное планирование; • по субъекту планирования – экспертное, коллективное, коллегиальное, индивидуальное планирование; • по типу предварительного прогноза – рационалистическое (детерминистское) и вероятностное (стохастическое) планирование; • по приоритетности – первичное и вторичное (план составляется на основе плановых предположений относительно изменения ситуации в ближайшей перспективе) планирование; • по уровню стандартизации – планы-цели, планы для повторяющихся действий, планы для неповторяющихся действий и проч. Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информации, планируемых параметров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов. Для российских предприятий различных форм собственности самым актуальным и востребованным является сквозное управленческое планирование – бюджетирование. Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики, при том, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Сводный бюджет промышленной компании состоит из трех бюджетов первого уровня:
Рис. 9.7. Типы управленческого планирования
○ операционного, который фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период; ○ инвестиционного, который рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений); ○ финансового, целью которого является планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. «Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности: • отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета; • отчет о движении денежных средств и отчет о движении фондов – «выходные» формы финансового бюджета; • отчет об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета; • баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия. Для сводного бюджета промышленного предприятия характерна многоступенчатая (многоуровневая) иерархическая структура (рис. 9.8), при которой бюджет каждого уровня состоит из бюджетов более низкого
Рис. 9.8. Взаимосвязь планов в системе планирования уровня. Каждый из подбюджетов различных уровней занимает свою строго определенную «нишу» и играет свою четкую «роль» в технологии составления сводного бюджета компании. Планированием в организациях должны заниматься специальные плановые органы и менеджеры различных уровней. При организации системы планирования в организации решаются три комплекса вопросов[75]: • состав и характер специализации органов планирования; • формы координации работ по планированию; • характер формализации процессов планирования на предприятии. Состав и характер специализации органов планирования в организациях определяется двумя основными факторами: • уровнем централизации планирования в организации; • типом общей системы управления. Для успешной реализации план должен формироваться на основе координированной работы как собственно плановых работников, так и лиц, занимающихся его реализацией. В противном случае одним из наиболее вероятных результатов планирования может оказаться построение логически стройной конструкции, единственным недостатком которой будет ее практическая нереализуемость. Для разработки любого типа плана могут использоваться четыре основных подхода: • удовлетворенческий подход (ориентирован на выживание при ограниченности и невосполнимости ресурсов); • подход «от достигнутого» (ориентирован на сохранение статус-кво, текущего состояния организации, изменения стратегии, организационной структуры и тому подобного, рассматриваются как нежелательные, потому что эти изменения могут расстроить отлаженное функционирование, улучшение систем управления, планирования поиска и анализа информации не приветствуется); • адаптационный подход (ориентирован на учет меняющихся условий, подстраивание под них, привлечение дополнительных ресурсов); • оптимизационный подход (ориентирован на достижение цели при незначительности ресурсного фактора влияния в силу избыточности последнего). В любом случае план формируется ради достижения результатов, ключевыми из которых являются: • позиция на рынке; • интенсивность инноваций в: ○ продуктах; ○ деятельности; • производительность: ○ руководителей; ○ персонала; ○ оборудования; • привносимые ценности: ○ последовательность привносимых: ценностей; издержек; ○ отношения затраты/эффективность; • прибыль: ○ абсолютная; ○ удельная; • возврат: ○ на собственность; ○ на активы; ○ на инвестиции; ○ продаж; • моральный климат: ○ отношение к работе; ○ энтузиазм; ○ прогулы; ○ ответственность; • ответственность перед: ○ акционерами; ○ потребителями и клиентами; ○ поставщиками; ○ сотрудниками; ○ обществом; • ресурсы, выделенные для достижения целей: ○ материально-финансовые; ○ временные; ○ информационные.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |