Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Городского округа – город Нововоронеж




АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Городской округ – город Нововоронеж расположен в северо-западной части Воронежской области, на левом берегу р. Дон. Общая площадь земель составляет 4613 га.

Территория городского округа граничит с Каширским, Острогожским, Хохольским и Лискинским муниципальными районами. Вплотную к городу примыкают населенные пункты - с. Каменно-Верховка и с. Олень-Колодезь, относящиеся к Каширскому муниципальному району.Нововоронеж удален от г. Воронежа на 50 км, г. Лиски - 55 км, р.ц. Н.Усмань - 40 км, р.ц. Каширское - 26 км. В 7 км к востоку проходит железная дорога Воронеж – Лиски с узловой железнодорожной станцией Колодезная, от которой к городу и НВ АЭС подходит неэлектрифицированный железнодорожный путь, предназначенный для доставки грузов на НВ АЭС и другие предприятия.

По границе городского округа, в районе размещения Нововоронежской атомной электростанции (НВ АЭС) протекает река Дон шириной 140 - 180 м, глубиной 4,5 м., скорость течения 0,5 - 0,6 м/сек. Участок реки судоходен для судов с низкой осадкой.

Город был основан в 1957 как посёлок городского типа Нововоронежский в связи со строительством Нововоронежской атомной станции.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.03.1987 преобразован в город областного подчинения.

Ресурсно-экологический анализ территории города Нововоронежа показал, что в целом район размещения АЭС относительно благополучен. В климатическом отношении территория благоприятна для проживания, все метеорологические параметры способствуют хорошему рассеиванию примесей. Залежей полезных ископаемых не обнаружено.

Климат умеренно-континентальный с умеренно холодной зимой и жарким летом. Природно-климатические условия города соответствуют зоне умеренного климата, инженерно-геологические условия в целом благоприятны для строительства.

Природоохранная деятельность градообразующего предприятия филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» соответствует требованиям законодательства РФ в части охраны окружающей среды. Отсутствует несанкционированное размещение отходов.

Филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» в настоящее время обладает всеми разрешительными документами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Нововоронеж является монофункциональным городом с особым режимом хозяйственной деятельности. В структуре промышленного производства городского округа атомная энергетика является основной отраслью. Важнейшим видом продукции промышленности является – выработка электро- и теплоэнергии.

На территории городского округа производятся хлебобулочные, макаронные, кондитерские и колбасные изделия; сборный железобетон, плиты перекрытий, блоки, товарный бетон и раствор.

Кроме того, на территории города осуществляют деятельность по обеспечению работоспособности АЭС 3 филиала ремонтных и пусконаладочных предприятий, не имеющих юридической самостоятельности, вышестоящие организации которых находятся в г.Москве, Мытищи, Курске и других центрах.

Ведущей и градообразующей отраслью является атомная энергетика, представленная филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция», на которой занято около 19% экономически активного населения. На НВ АЭС занято более 20% работающих в городе (связано с привлечением дополнительной рабочей силы на строительство АЭС-2), удельный вес объёма отгрузки продукции предприятия в 2010 году составил 86,9% общего объёма по городу.

Филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» Нововоронежская АЭС входит в объединенную систему (ОЭС) Центра. На Нововоронежской АЭС (НВ АЭС) введено в эксплуатацию 5 блоков суммарной установленной мощностью 2455 МВт, в том числе:

- №1 мощностью 210 МВт - 1964 г.

- №2 мощностью 365 МВт - 1969 г.

- №3 мощностью 440 МВт - 1971 г.

- №4 мощностью 440 МВт - 1972 г.

- №5 мощностью 1000 МВт - 1980 г.

В настоящее время энергоблоки №1 и №2 остановлены, энергоблоки №3 и №4 по истечении заявленного ресурса остаются в эксплуатации в течение продленного срока службы, но не более 15 лет.

С 2007г. на территории города ведётся строительство двух новых энергоблоков с серийными реакторами водо-водяного типа с улучшенными технико-экономическими показателями и повышенным уровнем безопасности и надёжности. Первый блок должен быть введен в эксплуатацию в 2012, второй - в 2013 году.

На территории городского округа – город Нововоронеж с 2005 года осуществляет деятельность ООО «Атомэнергозапчасть».

Основными видами деятельности являются:

- обеспечение работоспособности атомных электростанций;

- выпуск средств технологического оснащения ремонтов АЭС;

- выпуск аппаратов воздушного охлаждения для нефтегазовой промышленности;

- изготовление нестандартизированного оборудования;

- производство общестроительных работ по строительству атомных станций;

- хранение и складирование.

ООО «Атомэнергозапчасть» обладает производственными мощностями и квалифицированными кадрами, необходимыми для увеличения объемов производства.

Производство тепловой энергии в городском округе – городе Нововоронеж помимо УТЭСиК (Управление тепловых, электрических сетей и котельных) в составе филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Энергия». МУП «Энергия» является предприятием, которое вырабатывает тепловую энергию и химически очищенную воду на котельной и отпускает ее потребителям для нужд отопления и горячего водоснабжения.

Рост промышленного производства выработки тепловой энергии котельной осуществляется за счет модернизации производства. С целью передачи электроэнергии определенным категориям потребителей (бюджетным, торговым, социально-бытовым организациям, а также населению и приравненным к нему потребителям) в 1994 году было создано муниципальное унитарное предприятие «Городские электрические сети».

МУП «Горэлектросети» осуществляет следующие виды деятельности:

· передача электроэнергии;

· распределение электроэнергии;

· деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;

· эксплуатация, осуществление технического обслуживания, проведение профилактических работ, текущего и капитального ремонтов, реконструкции имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Оказание социально-значимых услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод и захоронению твердых бытовых отходов в городском округе - город Нововоронеж с сентября 2006г. осуществляет МУП «Аквасервис», а с 2009г. – ещё и передачу пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям.

Так как данный сектор экономики является непривлекательным для частных инвесторов (регулируемые тарифы, небольшие объемы оказываемых услуг, устаревшая технология, изношенные основные фонды), единственным реальным источником инвестиций является государственные вложения в виде финансирования целевых федеральных, областных или муниципальных программ.

По состоянию на 01.01.2011 г. в городском округе – город Нововоронеж осуществляют свою деятельность 118 малых предприятий (торговые, предприятия общественного питания, по оказанию бытовых и платных услуг населению, производственные и строительные предприятия, транспортные, по операциям с недвижимостью) и 703 индивидуальных предпринимателя. Структура малого предпринимательства по видам деятельности городского округа – город Нововоронеж за 2009-2010 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура малого бизнеса по видам деятельности городского округа – город Нововоронеж

Показатели 2009 год 2010 год
Юридические лица
Количество малых предприятий, в т.ч. по отраслям:    
Торговля    
Строительство    
Услуги    
Производство    
Общественное питание    
Бытовое обслуживание    
Прочие    
Среднесписочная численность работников (человек), в т.ч. по отраслям:    
Торговля    
Строительство, производство    
Услуги, бытовое обслуживание    
Общественное питание    
Прочие    
Выпуск товаров и услуг по основной деятельности (млн. руб.) в т.ч. по отраслям: 931,585 1085,254
Торговля 484,092 607,192
Строительство, производство 334,530 344,100
Общественное питание 47,664 57,489
Бытовое обслуживание, услуги 59,129 69,563
Прочие 6,170 6,910
Число предприятий на 1000 жителей 2,75 3,61
Средняя численность работников на 1 малое предприятие (человек)    
Индивидуальные предприниматели
Количество предпринимателей (человек)    
Численность наемных работников (человек), в т.ч. по отраслям:    
Торговля    
Строительство    
Услуги    
Производство    
Общественное питание    
Бытовое обслуживание    
Прочие    

 

Таким образом, можно выделить ряд сфер экономической деятельности, в которых в последние годы малые предприятия активно развивались. Наибольшее число малых предприятий приходилось на сферу оптовой и розничной торговли. Данная сфера деятельности остается привлекательной на протяжении многих лет. Это говорит о том, что субъекты малого бизнеса стремятся сконцентрировать все свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для выживаемости направлениях деятельности, не требующих, как правило, крупных долговременных инвестиций.

Основные показатели деятельности малого бизнеса в динамике по годам приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности малого бизнеса города Нововоронеж*

             
Количество малых предприятий, всего            
Объем продукции малых предприятий, всего, млн.руб.   650,4 774,3 936,4 1090,8 1287,1
Численность занятых на малых предприятиях, человек            
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых 8,5 5,8 6,1 8,1 8,8 9,1
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего, тыс. руб. - 26,2 202,1      

Справочно: *данные по действующим предприятиям (без учета ИП).

 

Численность субъектов малого предпринимательства продолжает расти. Создана специализированная инфраструктура поддержки малого бизнеса, реализуется ряд механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого бизнеса.

Что касается инвестиций, то основной объект инвестирования – это строительство энергоблоков Нововоронежской АЭС-2. Объем финансирования на реализацию проекта «Строительство Нововоронежской АЭС-2 в составе энергоблоков № 1 и №2» составляет 112 375 800 тыс. руб., в т.ч. 111 312 600 тыс. руб. – средства федерального бюджета, 1 063 200 тыс. руб. – собственные средства ОАО «Концерн Росэнергоатом».

В развитии муниципального образования принимают участие ряд организаций, подчиненных органам местного самоуправления. В настоящее время на территории городского округа – город Нововоронеж осуществляют свою деятельность 13 муниципальных унитарных предприятий, из них:

- 2 предприятия торговли: МУП «Аптека», МУП «НВ ОРС»;

- 1 предприятие общественного питания: МУП «Фора»;

- 3 предприятия по оказанию бытовых услуг: МУП «Локон», МУП «Феникс-Сервис», МУП «Ритуал»;

- 3 предприятия жилищно-коммунального хозяйства: МУП «Энергия», МУП «Аквасервис», МУП «Горэлектросети»;

- 4 предприятия иных видов деятельности: МУП «Кабельное телевидение»; МУП «Центральный рынок», МУП «Нововоронежская типография», МУП «ИРЦ».

Организацию оказания на территории городского округа – город Нововоронеж первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляет Федеральное бюджетное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №33» Федерального медико-биологического агентства России, действующее на основании распоряжения Правительства РФ от 21.08.2006г. №1156-р.

На балансе МСЧ №33 имеются структурные подразделения:

- поликлиника для взрослых и детей на 660 посещений в смену;

- роддом и женская консультация;

- отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

- лечебные корпуса (на 325 коек);

- бюджетная аптека МСЧ №33 II категории;

- молочная кухня на 180000 порций в год.

Общее состояние объектов недвижимости МСЧ №33 находится в удовлетворительном состоянии, но требует текущего ремонта. Необходимо также обновление и укрепление материально-технической базы, в частности не хватает компьютерной техники и программного обеспечения.

В целях совершенствования оказания медицинской помощи, первичной и вторичной профилактики больных с сосудистыми поражениями головного мозга и сердца, перенесших инсульт и острую сосудистую патологию сердца, постановлением администрации городского округа – город Нововоронеж от 12.02.2009г. №303 утверждена муниципальная целевая программа «Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда в городском округе – город Нововоронеж на 2009-2010 годы». В бюджете городского округа – город Нововоронеж на реализацию данных мероприятий заложено в 2009-2010г.г. по 2000,00 тыс. руб.

Для оздоровления оперативного персонала АЭС действует санаторий-профилакторий, в летнее время в нём отдыхают и лечатся дети.

Также для укрепления здоровья населения города используются спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, городской стадион, 4 школьных стадиона.

В городе развита сеть образовательных учреждений. Образовательные услуги оказывают: 6 муниципальных образовательных учреждений (среди них 1 начальная школа-сад и 5 средних школ), численность учащихся в которых на 01.09.2011 года составила 2955 человек, занимающихся, в основном, в одну смену; институт компьютерных технологий; политехнический колледж с численностью студентов 576 человек.

Детям города оказывают услуги 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

По обеспеченности детскими дошкольными учреждениями город Нововоронеж занимает 2 место в области.

Кроме того, дополнительные образовательные услуги оказывают: Дом детского творчества; детско-юношеская спортивная школа; школа искусств, межшкольный учебный комбинат. МАОУ ДОД «Детская школа искусств им. В.В. Силина» является базовым учебным учреждением искусства и культуры города.

Основным объектом социальной сферы города Нововоронежа является Дворец культуры. Во Дворце культуры работают 5 народных коллективов художественной самодеятельности, 16 кружков и студий.

Местом отдыха горожан является парк культуры и отдыха, однако аттракционы, установленные в парке, морально и физически устарели. Необходимо провести замену аттракционов крупных и малых форм, приобретение оборудования для детской игровой площадки.

Уровень и качество жизни на территории городского округа – город Нововоронеж относительно других регионов Воронежской области достаточно высоки. По уровню сложившейся среднемесячной заработной платы город относится к высокооплачиваемым за счёт заработной платы на градообразующих предприятиях городского округа – город Нововоронеж. Номинально начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 года к уровню соответствующего периода 2010 года увеличилась на 20% и составила 30598,9 рублей.

В рейтинге городов и районов Воронежской области по уровню заработной платы городской округ – город Нововоронеж стабильно лидирует на протяжении ряда лет.

Жилищный фонд городского округа-город Нововоронеж составляет 731,5 тыс. кв. м., из них 40% жилья построено свыше 55 лет назад. В результате проведенного осмотра многоквартирных домов комиссией по рассмотрению вопросов о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального жилищного фонда г. Нововоронеж были сделаны заключения о необходимости проведения капитального ремонта в 175 многоквартирных домах, что составляет 88,8% от общего количества многоквартирных домов.

В городском округе - город Нововоронеж наряду с благоустроенным жильем имеется частный сектор. Проблема газификации частного сектора является одной из важнейших проблем. Постоянные нарекания населения вызывает неудобство пользования в современных условиях печами, невозможность поддержания в жилых помещениях комфортного теплового режима, что приводит к повышению заболеваемости простудными заболеваниями, особенно детей.

В городском округе - город Нововоронеж оборудование жилищного фонда водопроводом и системой водоотведения составляет 96,75%, но наряду с благоустроенным жильем имеется частный сектор, в котором отсутствует централизованная система водоснабжения. Учитывая, что эксплуатация водозаборных сооружений производится с начала 50-х годов прошлого века, износ основных фондов составляет более 70%.

Система водоотведения включает в себя: биологические очистные сооружения производительностью 30 тыс.куб.м/сут., полигон твердых бытовых отходов, канализационные сети протяженностью 65 км.

В настоящее время в городском округе очень остро стоит проблема реконструкции очистных сооружений. Первая очередь очистных сооружений введена в эксплуатацию в 1973г. и ее нормативный срок эксплуатации истек в 2003 году. В аварийном состоянии находятся элементы сооружений механической и биологической очистки и не обеспечивают требуемых параметров очистки сточных вод.

Из-за неэффективной работы локальных очистных сооружений на предприятиях города в канализацию сбрасывается значительное количество загрязняющих веществ, которые не улавливаются на очистных сооружениях, что также приводит к повышенному загрязнению реки Дон и окружающей среды. В целом, очистные сооружения в настоящее время работают на пределе своих технических возможностей, что может привести к экологической нестабильности с весьма серьезными последствиями.

Существующий полигон твёрдых бытовых отходов был построен по проекту, разработанному Московским институтом «Теплоэнергопроект» в 1977 году. В 1978 г. объект был введён в эксплуатацию.

Электроснабжение потребителей города Нововоронежа осуществляется от НВАЭС по 2-х цепной линии 110 кВ. Электрические нагрузки городских потребителей покрываются от подстанции 110/35/6 кВ. Часть электрических нагрузок — промышленный комплекс и жилищно-коммунальный сектор — покрывается от подстанции 35/6 кВ.

Электрическая подстанция, принадлежащая НВ АЭС, и снабжающая электроэнергией город, не имеет резерва по мощности. Для перспективного жилищного строительства и развития промышленной площадки необходимо проектирование и сооружение новой подстанции 220/110-35-10 кВ.

Теплоснабжение г. Нововоронежа обеспечивается от двух котельных: котельной УТЭСиК и котельной МУП «Энергия» через магистральные тепловые сети. Котельная МУП «Энергия», установленная мощность которой составляет 101 Гкал/ч (117,16 МВт), требует реконструкции в части основного и вспомогательного оборудования, химводоподготовки, полностью необходимо восстановление резервно-топливного хозяйства. Котельная УТЭСиК оборудована двумя котлами ПТВМ-30-150 установленной мощностью 70 МВт (60 Гкал/ч). Две другие котельные — паровые — в основном отпускают пар на производство. Срок эксплуатации котлов — 30 лет. Индивидуальные жилые дома обеспечиваются теплом от индивидуальных теплогенераторов, работающих на природном газе.

Газоснабжение Нововоронежа в настоящее время развивается на базе природного газа, который подается от существующей газораспределительной станции (ГРС). В ГРС газ поступает из магистрального газопровода «Северный Кавказ — Центр». Установленная мощность газораспределительной станции составляет 80000 нм. куб./час.

Структура источников формирования доходов бюджета состоит из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Соотношение между данными доходными компонентами бюджета отражает уровень экономической самостоятельности города (таблица 3.).

Таблица 3 - Основные показатели доходной части бюджета городского округа – город Нововоронеж за 2006-2011 годы, тыс. руб.

Показатель            
Итого доходов            
Налоговые доходы            
Неналоговые доходы            
Безвозмездные перечисления            

 

Данные таблицы показывают, что налоговые поступления в городской бюджет с 2006 по 2011 год растут. Самый высокий показатель роста отмечается в 2010 году, в котором налоговые доходы увеличились на 102 568 тыс. руб. или на 34,8%.

Неналоговые доходы с 2006 по 2011 год не имеют устойчивой тенденции изменения, что свидетельствует о том, что некоторые неналоговые источники бюджета являются либо временными, либо нестабильными. Так, в 2009 году неналоговые доходы уменьшились на 23 647 тыс. руб. или 22,9% в связи с непоступлением средств от продажи права на заключение договоров аренды от проведения конкурсов, которые в 2008 году составили 45 976 тыс. руб. В 2011 году также ожидается снижение неналоговых доходов на 19558 тыс. руб. или 17,5%, так как реализация муниципального имущества не планируется.

В период с 2006 по 2009 годы наблюдается рост безвозмездных перечислений в бюджет городского округа. Однако в 2010 году показатель снизился на 25% или 51 120 тыс. руб., а в ожидаемом 2011 году на 40,6% или 62 221 тыс. руб. к предыдущему году из-за значительных сумм выделенных городскому округу в 2009 году субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (123 млн. руб.). Несмотря на активное участие в региональных и федеральных программах, в 2010 и 2011 годах г.Нововоронеж не был включен в МАП «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» (таблица 4.).

Таблица 4 - Структура доходной части бюджета городского округа – город Нововоронеж за 2006-2011 годы, %

Показатель            
Итого доходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  
Доля налоговых доходов 64,0 62,1 51,2 50,9 60,0 72,1
Доля неналоговых доходов 11,0 19,9 24,7 13,8 16,9 14,0
Доля безвозмездных перечислений 25,0 18,0 24,1 35,3 23,1 13,9

Основными источниками доходов бюджета г. Нововоронежа были и остаются налоговые поступления, доля которых составила от 64% в 2006 году до 60% в 2010 году доходной части бюджета. В 2011 году ожидается получить в общей массе доходов бюджета налоговых доходов – 72,1%.

Значительную долю налоговых поступлений в бюджет занимают налоговые отчисления градообразующего предприятия - филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Нововоронежская АЭС (40-50%).

В структуре собственных доходов бюджета г. Нововоронежа основную долю занимают налоговые доходы. При этом устойчивой тенденции изменения структуры собственных доходов не наблюдается, так как объем неналоговых доходов колеблется из года в год.

Поскольку налоговые поступления составляют большую часть собственных доходов бюджета городского округа, ниже приведен анализ их структуры за 2006 – 2011 гг. (таблица 5.)

Таблица 5 - Структура налоговых доходов бюджета городского округа – город Нововоронеж за 2006-2011 годы, %

Показатель            
Итого налоговых доходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Налог на прибыль организаций - - - 7,0 9,7 5,0
Налог на доходы физических лиц 47,6 48,0 65,2 67,4 68,1 72,9
Налоги на совокупный доход 8,0 5,7 6,6 5,8 5,1 5,0
Налог на имущество физических лиц 0,6 0,4 0,5 0,4 0,3 0,1
Земельный налог 38,1 38,2 23,3 13,0 7,5 9,0
Прочие налоговые доходы 5,7 7,7 4,4 6,4 9,3 8,0

 

Основными источниками налоговых доходов бюджета городского округа являются:

– налог на доходы физических лиц, доля которого ежегодно растет и колеблется от 47,6% в 2006 г. до 72,9% в 2011 году;

– земельный налог, доля которого снижается с 38,2% в 2007 году до 7,5% в 2010 году (в ожидаемом 2011 г. – 9%).

На долю филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Нововоронежская АЭС приходится свыше 30% поступающих в бюджет г. Нововоронежа платежей от уплаты НДФЛ и свыше 50% от уплаты земельного налога, что в совокупности составляет около 40% налоговых доходов бюджета. Таким образом, можно сделать вывод о зависимости объема собственных доходов бюджета города от налоговых платежей градообразующего предприятия (таблица 6.).

 

Таблица 6 - Налоговые доходы бюджета городского округа – город Нововоронеж за 2006-2011 годы, тыс. руб.

Показатель            
Итого налоговых доходов            
Налог на прибыль организаций - - -      
Налог на доходы физических лиц            
Налоги на совокупный доход            
Налог на имущество физических лиц            
Земельный налог            
Прочие налоговые доходы            

 

Налог на доходы физических лиц, составляющий основную часть налоговых поступлений, имеет тенденцию к ежегодному росту, что обусловлено ростом фонда оплаты труда работающих, в первую очередь за счет персонала, занятого с 2008 года на сооружении НВ АЭС-2.

Снижение с 2008 года поступлений земельного налога связано с нестабильностью налоговой базы по налогу и трудностями в ее мобилизации в связи с проблемами разграничения прав собственности на землю под объектами атомной энергетики.

Ежегодно растут поступления от налогов на совокупный доход, что связано с передачей областью с 2009 года норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 20 % и ростом численности работающих, занятых в малом бизнесе.

С 2006 года важную роль в формировании доходной части бюджета г. Нововоронежа стали играть безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы (таблица 7.).

Таблица 7 - Структура безвозмездных перечислений в бюджет городского округа – город Нововоронеж за 2006-2011 годы от других бюджетов бюджетной системы, %

 

Показатель            
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 3,8 4,1 2,8 1,4 1,8 3,1
Дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления - - 21,4 - 5,0 5,6
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансирован-ности бюджетов 0,2 0,4 - - - -
Прочие дотации - - - - - 2,5
Субсидии бюджетам муниципальных образований 10,8 2,0 21,7 69,7 50,3 10,5
Субвенции бюджетам муниципальных образований 81,4 93,5 53,7 28,9 36,7 77,8
Иные межбюджетные трансферты 3,8 - 0,4 - 6,2 0,5

 

В обобщенном виде современная ситуация стратегического развития города Нововоронеж, выполненная с применение матричного метода (SWOT-анализ) выглядит следующим образом – см. таблицу 8

Общий вывод, который напрашивается исходя из формирования источников финансирования развития Нововоронежа – это резкое снижение средств федерального бюджета, в т.ч. через государственную корпорацию и переложение ответственности за дальнейшее развитие на органы местного самоуправления.

Таблица 8 - SWOT- анализ городского округа город Нововоронеж

Сильные стороны Слабые стороны
1.Свободные площади для реализации инвестиционных проектов.   2.Развитая транспортная инфраструктура (близко расположена железнодорожная станция Колодезная, дороги с асфальтобетонным покрытием, наличие автотранспортных развязок).   3.Развитая инженерная инфраструктура: централизованная система газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, наличие ливневой канализации, высокое качество питьевой воды, муниципальные кабельные сети.   4.Доля населения трудоспособного возраста составляет 65 %.   5.Высокий уровень заработной платы (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на конец 2010г. – 26 305 рублей, что на 21,7% больше, чем 2009 году)   1. Уменьшение численности городского населения за счет естественной (за январь – июнь 2011 года в городе родилось 197 младенцев, число умерших составило 221 человек) и миграционной (в первом полугодии 2011 года на 111 человек) убыли.   2. Растущая доля населения в пенсионном возрасте (в 2010 году – увеличение на 0,8% по сравнению с 2009 годом).   3. 40% жилищного фонда (на 80% представленного многоквартирными домами=197) построено свыше 45 лет назад. Средний физический износ жилищного фонда 55%.   4. Высокая степень износа коммуникаций ЖКХ (около 80%). Изношенность оборудования, обеспечивающего город электроэнергией (подстанция «Жилзона» практически исчерпала свой ресурс). Обновление коммунального комплекса не ведется. 5. Высокая степень износа автодорожного полотна   6. Недостаточное количество мест в детских учреждениях (потребность обострилась в связи с притоком населения со строительством АЭС).   7. Нехватка кадров в здравоохранении и образовании. Средний возраст работника сферы образования 55 лет.   8. Разрыв уровня дохода занятых в бюджетной сфере и промышленном производстве 9. Слабая связь между градообразующим предприятием и администрацией города.   10. Строительство новых блоков НВ АЭС не предусматривает финансирования в развитие социальной сферы.   11. Низкий уровень организации и активности предпринимателей в сфере производства.  
Возможности Угрозы
1. Диверсификация промышленности, создание новых объектов, в том числе в отраслях женского труда. 2.Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики. 3.Развитие сферы услуг в области культуры, образования, социального и медицинского обслуживания, ремонтных работ и дизайна. 4. Создание технопарка инновационного развития атомно-энергетического комплекса международного значения. 5. Использование инфраструктуры, создаваемой в проекте, после его завершения, либо выбывающей в ходе строительства новых энергоблоков АЭС. 6. Высокий уровень профессионального (технического) образования (74,6 %). АЭС имеет центр обучения специалистов по ядерной энергетике. 7. Повышение вклада НВ АЭС в социальное развитие (реализация принципа корпоративной социальной ответственности). 1. Снижение объемов производства действующих предприятий обрабатывающих производств (конкурентные потери). 2. Экологическая опасность техногенного характера (радиационная). 3. Снижение уровня комфортности проживания населения. 4. Тенденция старения населения городского округа, отток молодых кадров в крупные города Российской Федерации, миграция людей пенсионного возраста из других регионов. 5. Снижение уровня образования в связи с сужением педагогического персонала (отток молодых и высококвалифицированных кадров, старение остающегося педагогического состава) 6. Усложнение криминальной обстановки в связи с притоком временного населения для строительства АЭС-2.

 

Анализ социально-экономической ситуации показал, что город обладает рядом конкурентных преимуществ (по сравнению с другими моногородами Воронежской области), которые обуславливают перспективы его развития.

Одновременно выявлены проблемы, препятствующие эффективной реализации преимуществ и накопленного потенциала.

Ключевой проблемой является большая степень изношенности жилищного фонда, обостряющаяся с изменением демографической ситуации. Износ жилищного фонда усугубляется критической изношенностью сетей и оборудования жилищно-коммунального хозяйства, 70-80% которого было создано 50 лет назад. Проблемными сферами являются:

- Энергетика. Электрическая подстанция «Жилзона», снабжающая Нововоронеж электроэнергией, практически исчерпала ресурс. Для жилищного строительства и развития промышленной площадки необходимо проектирование и сооружение новой подстанции 220/110-35-10 кВ. Объем инвестиций 500,0 млн. рублей;

- Водоснабжение. Износ основных фондов составляет 70%. Развитие города приводит к увеличению объемов потребления, повышаются требования к качеству воды, к системам сигнализации, диспетчеризации, автоматического управления технологическими процессами. Оценка инвестиций в новое строительство и реконструкция водопроводных сетей - 280 млн. руб.;

- Очистные сооружения: их первая очередь введена в эксплуатацию в 1973 г., нормативный срок эксплуатации истек в 2003 году. Из-за износа локальных очистных сооружений в канализацию сбрасывается значительное количество загрязняющих веществ, повышается загрязнение реки Дон и окружающей среды. В целом, очистные сооружения работают на пределе технических возможностей, что создаёт угрозу экологической нестабильности. Стоимость проекта реконструкции составит 250,0 млн. руб.;

- Тепловые сети. Поставщиками тепловой энергии являются «МУП «Энергия» и котельная Нововоронежской АЭС. Тепловые сети города введены в эксплуатацию в 1967 году, степень износа сетей, связывающих котельную НВ АЭС и потребителей 1-6 микрорайонов, котельную МУП «Энергия» и потребителей 7 микрорайона городского округа, составляет 75%. Из-за частых прорывов сети возникают аварийные ситуации, нарушающие подачу тепла в жилые дома и здания учреждений и организаций социальной сферы. Объем инвестиций, необходимых для реконструкции системы теплоснабжения городского округа составляет 1,2 млрд. рублей;

- Утилизация технических бытовых отходов. Проект полигона ТБО разработан в 1977 г., запроектированы три очереди эксплуатации до 2011 г. В настоящее время заканчивается заполнение 3-ей очереди. Общая площадь полигона 10,8374 га, общий объем накопления отходов – 2160 тыс. м3. Возникла острая необходимость в строительстве нового полигона ТБО, объем инвестиций составляет 20,0 млн. руб.

Реализация всех указанных проектов невозможна без финансовой поддержки федерального и областного бюджетов.

В социальной инфраструктуре выделяются следующие проблемы:

- Недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями. Общая годовая потребность в местах детских дошкольных учреждений 390 человек. В связи со строительством АЭС-2 спрос науслуги дошкольного образования возрастет. Требуется строительство двух детских садов на 220 и 140 мест в Северном микрорайоне, предполагаемый объём инвестиций для реализации проекта составит 450 млн. руб.;

- Высокая степень изношенности зданий общеобразовательных школ: из 5 действующих общеобразовательных школ 1 построена в 1962 году, последняя в 1977 г. За время эксплуатации ни одна из них капитально не ремонтировалась. В связи с увеличением численности населения в Северном микрорайоне и прилегающем частном секторе возникает необходимость в строительстве в этой жилой зоне 1 школы;

- Оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляет ФГУЗ «Медико-санитарная часть №33» ФМБА России. С момента приёма на баланс реконструкция Медико-санитарной части №33 не производилась. Общее состояние объектов недвижимости (поликлиника, роддом и женская консультация, лечебные корпуса и др.) удовлетворительное, но требует текущего ремонта. Необходимо также обновление и укрепление технической базы;

- Устаревшая материально-техническая база учреждений культуры. В состав МАУК «Культурно-досуговый центр» входят Дворец культуры на 669 посадочных мест, библиотека с книжным фондом 130,5 тыс. экз. В течение последних 10 лет финансирование ДК и библиотек осуществлялось в основном на текущую деятельность. Здание Дворца культуры построено в 1963 году и реконструировано в 1987 году. Нуждается в ремонте. Развитие качества услуг тормозится низким уровнем обеспеченности ДК специальным оборудованием. Кинотеатр «Уран» введен в эксплуатацию в 1960 году. В последние 30 лет капитальный ремонт здания не проводился, кинооборудование не обновлялось. Кинотеатр потерял популярность как место отдыха населения города.

- Спортивные сооружения города: плоскостные – 25; плавательный бассейн; спортивные залы. В городе имеются возможности для занятий различными видами спорта. МАУ «Спортцентр» совместно с МОУ ДОД «ДЮСШ» осуществляют подготовку и организуют участие команд города в спартакиадах городов и районов области, городские соревнования.

Вместе с тем спортивная база городского округа не отвечает современным требованиям. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт не проводился, дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна. Технические возможности спортивного комплекса не удовлетворяют современным потребностям.

Необходимы, таким образом, реконструкция и модернизация всех учреждений социальной сферы.

Особенную задачу составляет преодоление неудовлетворительного состояния дорожного покрытия. Не имеют асфальтобетонного покрытия 23,5 км улиц и автодорог городского округа. Необходимы инвестиции в развитие автомобильных дорог общего пользования в объёме 900 млн. руб. с целью асфальтирования улиц и автодорог города и восстановления поврежденного покрытия городских автодорог, строительства путепровода (продолжение улицы Космонавтов), как дополнительного эвакуационного выезда из города.

Развитие городского округа – город Нововоронеж должно обеспечивать повышение уровня жизнеобеспечения и удовлетворения социальных потребностей жителей. Средства бюджета городского округа не позволяют полностью покрыть потребности в создании новых объектов социального назначения. Существенно актуализируется задача поиска дополнительных источников финансирования (в том числе на основе общественно-частного партнёрства) для решения насущных проблем.

В основу концепции развития городского округа города Нововоронеж на долгосрочную перспективу должна быть положена задача создания условий для исполнения предназначенной ему Правительством Российской Федерации миссии межрегионального значения – формирования крупнейшего центра атомного энергопромышленного комплекса России. Генеральное направление развития экономики Нововоронежа рассматривается одновременно в качестве одного из ключевых компонентов стратегии развития Воронежской области, место и роль которой в территориальном разделении труда определяет, в том числе, развитие атомной электроэнергетики.

Миссия Нововоронежа определяется, таким образом, его статусом моногорода – национального центра по производству электроэнергии, формированию научных и профессиональных кадров по эксплуатации промышленных центров атомной энергетики.

Ключевые стратегические направления развития города:

- обеспечение эффективного и безопасного функционирования центра атомной энергетики;

- диверсификация и инновационное развитие экономики;

- формирование научно-исследовательского центра на основе накопленного интеллектуального потенциала и целеориентации высвобождаемой после завершения строительства НВАЭС-2 инфраструктуры;

- модернизация и строительство новых инженерно-технических и социальных коммуникаций, развитие городской транспортной сети;

- обеспечение комфортных условий жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.