Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления. Методы управления – совокупность воздействий субъекта управления на коллективы людей, участвующих в производственном процессе




Методы управления – совокупность воздействий субъекта управления на коллективы людей, участвующих в производственном процессе, и на условия, обеспечивающие достижение поставленной цели. В первом случае методы управления являются методами прямого воздействия, а во втором – косвенного.

Методы управления должны основываться не только на законах, принципах и правовых нормах, но и учитывать побудительные причины, исходящие из потребностей людей. Потребности людей выступают в виде морального, материального и социального удовлетворения своим положением в коллективе и определяют мотивы их активной деятельности. Мотив поведения – это внутреннее побуждение человека к действию. Мотивы деятельности людей определяют мотивационную обстановку, которая носит пассивный характер. Для активизации трудовой деятельности необходимы активные средства – стимулы. Стимул – от латинского stimulus – погонялка, в современном значении – средство для побуждения человека к действию. По своему характеру стимулы могут быть моральными, материальными, социально-психологическими и административно-властными. Стимулы действуют не сами по себе, а через их восприятие в сознании человека, которое зависит от особенностей личности, структуры и специфики ее интересов, потребностей и степени их удовлетворения. Поэтому стимулирование должно исходить из учета интересов работников, которые не должны противоречить интересам трудового коллектива. Для стимулирования производственной деятельности используются организационные, распорядительные, экономические, социальные и психологические методы управления.

Организационные методы управления включают приемы и средства воздействия на трудовые коллективы, направленные на налаживание отношений между людьми как основы их совместной работы. Они заключаются в распределении обязанностей, ответственности и полномочий и установлении порядка деловых взаимодействий. Эти методы проявляются в виде регламентирования, нормирования и инструктирования.

Регламентированием за организациями и работниками закрепляются их обязанности, функции и операции. С помощью регламентирования уточняются границы деятельности различных организаций и отдельных работников в инвестиционно-строительном процессе, налаживаются взаимоотношения между ними, устанавливается режим производственного процесса, правила, регулирующие деятельность коллективов и должностных лиц (штатные расписания, положения и должностные обязанности и т.п.).

Нормирование – это установление нормативов выполнения работ: нормы времени, выработки, затрат труда, материально-технических, энергетических и финансовых ресурсов на единицу объема работ, продолжительности рабочего дня и отпуска и т.п.

Инструктирование заключается в ознакомлении с порядком и условиями выполнения работы, методами сбора, обработки, передачи информации и анализа результатов и т.п. Инструктирование не должно быть излишне детальным, чтобы не ограничивать инициативу и творчество работников.

Распорядительные методы управления используют для дополнения и конкретизации организационных воздействий на объект управления при решении текущих задач. Они направлены на регулирование производственного процесса путем устранения или локализации дестабилизирующих факторов. Они реализуются в форме директив, приказов, указаний, распоряжений, предписаний и т.п.

Экономические методы управления заключаются в воздействии на экономические отношения между юридическими и физическими лицами и позволяют стимулировать их материальную заинтересованность в достижении наилучших результатов деятельности. К ним относятся соглашения о договорных ценах, условия контрактов и кредита, системы распределения прибыли и материального стимулирования и т.п.

Экономические методы реализуются посредством хозрасчета, главной особенностью которого является достижение производственных результатов при наименьших затратах трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов при условии выполнения обязательств по договору с потребителями строительной продукции (заказчиками) об окончании строительства объектов в обусловленный контрактом срок с получением определенного хозяйственного дохода (прибыли).

При хозрасчете обеспечивается участие каждого подразделения строительной организации, каждого члена трудового коллектива в управлении производственным процессом, а точнее, в самоуправлении. Для этого важно, чтобы каждое подразделение в период строительства объектов имело свои плановые показатели, которые позволяют за каждый плановый период дать оценку затрат.

Основу деятельности строительных организаций при экономических методах управления составляют финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода, т.е. используются такие экономические категории, как самофинансирование производственной деятельности и самоокупаемость затрат.

Хозяйственный доход является основным источником оплаты труда и материального поощрения, фонда развития производства и социального развития организаций. Стремление к увеличению дохода побуждает трудовые коллективы к экономичному ведению хозяйства, рациональному расходованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особое значение в использовании экономических методов приобретают договорная цена и кредит. Цена формируется на базе сметной стоимости, в которую включаются все расходы на строительство зданий и сооружений. Именно договорная цена, исходящая из сметы и согласованная с заинтересованными сторонами, является важным экономическим механизмом воздействия на трудовые коллективы в строительстве, так как обеспечивает возмещение расходов и получение хозяйственного дохода. Хозяйственный доход является разницей между договорной ценой строительной продукции и затратами на ее производство. Повышение хозяйственного дохода возможно только через уменьшение непроизводственных затрат, повышение производительности труда, сокращение сроков строительства и улучшение качества строительной продукции. Для увеличения хозяйственного дохода необходимы систематическая экономия трудовых, транспортных, материальных и энергетических затрат, а также сокращение расходов на содержание управленческого аппарата. Поэтому каждый вложенный в строительство рубль должен нести в себе долю прибыли.

Образовавшаяся после уплаты налога и процентов на кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Кредит наряду с фондами развития производства, отчисляемыми от прибыли, позволяет развивать производственную базу, осуществлять реконструкцию действующих производств и техническое перевооружение строительных организаций. Это ведет к развитию их мощности, что в последующем отразится на увеличении фонда социального развития и соответственно капиталовложений на жилищное строительство, объекты социального назначения для трудового коллектива организации.

Таким образом, экономические методы управления обеспечивают большую восприимчивость трудовых коллективов к усилению организованности в работе, проявлению инициативы и творчества.

Социальные методы управления предполагают изучение условий труда трудовых коллективов и отдельных групп, их влияния на производственную деятельность строительной организации. Главной при этом является социальная среда, объективное ее состояние и субъективное восприятие. Под влиянием среды формируются потребности личности, ее интересы. Поэтому эффективность социальных методов зависит от умения руководителя воздействовать на социальную среду с помощью социальных, моральных, а также материальных стимулов. К социальным стимулам относятся: улучшение жилищных условий, повышение в должности и др.; к моральным – поощрение в виде благодарности, награждение почетной грамотой, занесение в Книгу почета и др. Средствами материальных поощрений являются различные виды премий, ценные подарки, предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок.

Психологические методы опираются на понимание психологии людей, учет их личностных особенностей, искусство убеждения. Психология управления, с одной стороны, связана с подбором работников для совместной деятельности, а с другой стороны – с воздействием на их психику через определенные формы психологического стимулирования в целях достижения поставленных задач.

Психологический настрой, т.е. душевный подъем или плохое настроение, в большой степени определяет субъективные мотивы действий людей. Психологические методы управления предполагают учет всего многообразия, которое каждый человек вносит в сферу производства.

В зависимости от индивидуальных особенностей людей применяются различные виды психологических воздействий: убеждение, поощрение и принуждение. При убеждении разъясняются цель и содержание того или иного решения, необходимость его выполнения в определенный срок. При поощрении дается положительная оценка работы, отмечаются достигнутые результаты. При принуждении применяются общественные и административные меры воздействия: к первым относятся передача дел в товарищеский суд, общественное порицание, ко вторым – дисциплинарное взыскание, материальная и уголовная ответственность.

Форма объявления поощрения или меры наказания имеет большое значение. При объявлении наказания необходимо учитывать, насколько широкую известность получил проступок работника. Если он выявлен руководителем и мало кто о нем знает, надо объявлять взыскание лично работнику, а не на собрании, и наоборот, если проступок получил широкую огласку, надо объявлять взыскание публично. Поощрения и наказания должны быть психологически обоснованы, не задевать личных достоинств работника, направляться не на него, а на его поведение и отношение к работе.

Независимо от применяемых методов социально-психологического воздействия доводы руководителя должны быть аргументированными. Необходимо с помощью аргументов доказать подчиненному свою правоту, убедить его в справедливости предлагаемых способов и т.д.

Этика взаимоотношений руководителя с подчиненными, а также со своим начальником, наличие конфликтов и причины их возникновения, психологическая подготовка к нововведениям (реформам) в трудовом коллективе – все это в совокупности определяет стиль управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.