Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Утрата юридической силы правовыми актами управления




Действие правовых актов управления.

Акт начинает действовать с момента вступления в юридическую силу. Его реализация и применение становятся обязательными для всех граждан, должностных лиц, органов и организаций, к кому он адресован.

Акт управления действует, как и все правовые акты, во времени, пространстве и по кругу лиц.

Во времени действие управленческих актов ограничивается сроком его принятия. Как правило, акты принимаются на неопределенный, или на определенный срок, который может прекратиться в связи с наступлением определенных обстоятельств или исполнением предписаний, заложенных в самом акте. Акты также могут иметь чрезвычайный характер, т.е., действовать в определенных непредвиденных, форс-мажорных обстоятельствах (например, введение или отмена чрезвычайного положения).

Данные акты не имеют обратной силы, т.е. ими регулируются отношения, возникшие только после вступления их в силу. Исключение составляет положение о том, что акты могут иметь обратную силу только в случае, облегчающем положение субъекта права.

Действие актов управления в пространстве определяется государственным и административно-территориальным устройством страны. По общему правилу, на всю территорию РФ действуют акты федеральных органов (Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ), а акты органов управления субъектов федерации действуют на территории субъекта, либо его части, если это определено в самих актах.

Управленческие акты органов местного самоуправления действуют только на территории конкретного муниципального образования, а локальные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего учреждения, организации, предприятия.

Некоторые авторы выделяют также сферу действия правовых актов управления. А.П. Алехин, например, считает, что действие актов Президента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ – правовые акты высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов РФ не ограничиваются какими – либо сферами: они могут быть изданы по любому вопросу их компетенции, а пределы действия – определены в самих актах. Правовые акты ведомственных и межведомственных органов бывают, в основном, двух видов: 1) имеющие исключительно ведомственное значение; 2) распространяющиеся на не подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также физических лиц[56]

 

Правовые акты управления являются законными и действующими, если соблюдены требования к порядку их издания и оформления. Если же эти требования нарушаются, то такой акт является неправомерным, и подлежит отмене. Поэтому основания утраты актами юридической силы следует разделить на две самостоятельные группы: 1) неправомерными актами; 2) правомерными актами.

Неправомерные (дефектные) акты управления в теории административного права принято подразделять на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными являются акты, которые изначально являются недействительными, не порождают юридических последствий и не подлежат применению и не могут служить основаниями для регулирования конкретных отношений. Ничтожным акт становится в следующих случаях: принятия акта с нарушением процедуры принятия, принятия акта неуполномоченным (некомпетентным) органом или должностным лицом, отсутствия законного основания для издания акта, наличия решения вышестоящего или судебного органа о признании акта недействительным и т.д.

Оспоримыми считаются акты, незаконность которых неочевидна, требует дополнительных судебных или иных процедур для признания их таковыми. Но, до признания их таковыми, они должны исполняться в полном объеме как акты законные, действующие.

Незаконный правовой акт управления утрачивает силу в результате отмены акта уполномоченным на то органом, а именно: Президент РФ вправе отменить акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ; Правительство РФ – акты федеральных органов исполнительной власти и образуемых ими органов; федеральные министерства – акты подчиненных им федеральных служб и федеральных агентств; высшее должностное лицо субъекта РФ – акты органов исполнительной власти субъекта; высший исполнительный орган государственной власти субъекта – акты подчиненных ему органов исполнительной власти.

Судебные органы также вправе определять дальнейшую судьбу неправомерных актов управления. Так, суды общей юрисдикции могут отменять ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд РФ вправе признать не соответствующими Конституции РФ нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ (но отменить нормативный акт вправе только орган, принявший его).

Законные (правомерные) акты управления теряют юридическую силу в результате наступления определенных обстоятельств. В теории административного права выделяют простые и сложные формы прекращения действия исследуемых актов[57]. Простые формы применяются к индивидуальным актам временного характера, не требующим специального решения управомоченного органа и ничтожным актам.

Акты управления утрачивают юридическую силу на основании: 1) их исполнения, т. е. достижения тех целей, ради которых они были приняты; 2) истечения конкретного срока их действия, если он был предусмотрен самим актом; 3) отмены акта принявшим его органом или должностным лицом; 4) признание действия акта нецелесообразным в связи с изменившимися условиями; 5) несоответствие закону или вновь принятому акту большей юридической силы; 6) прекращение существования адресата и по другим основаниям.

 

Глава 5 Правотворчество органов управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.