Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Тест имеет четыре секции:




Тест имеет четыре секции:

• конфликтность — 1; 2; 3

• перегрузка — 4; 5; 6

• сферы деятельности — 7; 8; 9

• напряженность с руководством — 10; 11; 12

Подсчитайте количество набранных баллов по секциям. Вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что в данной сфере у вас имеют место неурядицы. Общий балл по всему тесту предполагает 12—60. Показатель 36 и выше свидетельству­ет о том, что ваша работа изобилует стрессогенными факторами.

 

Задание 4.

Игровая процедура «Экстериоризация внутреннего конфликта»

Цель: выработка умений моделировать процессы разрешения конфликтов в развернутом виде с прогно­зом последствий. Можно также данную процедуру использовать для демонстрации и упражнения умений занимать рефлективную позицию в процессе решения сложно организованных задач.

Первый этап. Процедура проводится в группе из 9 — 12 участников. Одному из участников («субъекту решения») сообщаются условия задачи.

Инструкция. Представьте себе, что вы капитан космического корабля, со­вершающего обычный челночный рейс по маршруту Земля — Луна — Земля. На Луне имеется станция со специальной посадоч­ной площадкой. Она расположена на освещенной стороне Луны. Экипаж станции знает о времени вашего прибытия и, как обыч­но, готов к встрече. На вашем корабле тоже есть экипаж. Число его членов и функциональные обязанности вы можете вообразить произвольно.

Теперь внимание! При выходе на лунную орбиту в вашем ко­рабле произошла поломка, и вы совершили вынужденную посад­ку на освещенной стороне Луны на расстоянии не менее 500 км от лунной станции. Направление, в котором находится станция, вам неизвестно.

В сложившейся ситуации вам предлагается определить степень важности следующих предметов:

карта лунного небосклона;

баллоны с кислородом (запасные):

пищевой концентрат;

самонадувающаяся шлюпка;

шелковый купол парашюта;

вода 20 л;

аптечка с переходниками для скафандра;

спички;

сигнальные ракеты;

магнитный компас;

пакет сухого молока;

моток нейлонового шнура;

обогреватель на солнечных батареях;

радиостанция радиусом действия 200 км.

Самому важному в этой ситуации предмету присваивается № 1, наименее важному — № 14. Все остальные предметы должны по­лучить порядковые номера от 1 до 14. Учтите, что ни один пред­мет не может остаться непронумерованным и два разных предме­та не должны иметь один и тот же ранговый номер.

Одновременно с субъектом решения задачу могут решать все участники группы (им раздаются бланки). Обычно на ранжиро­вание дается около 3 минут.

Перед тем как участники приступят к работе, можно ответить на некоторые вопросы, но ни в коем случае не касающиеся оснований принятия решения, а только о функциональном прямом назначении предметов, входящих в предложенный перечень. На все остальные вопросы может быть дан такой ответ: «Вы капитан, никто лучше вас этого не знает». То есть по условиям игры компетентность участников всегда до­статочна. После заполнения бланка у субъекта решения выясняется, един­ственно ли возможный этот (им предложенный) вариант реше­ния.

Характер задачи подразумевает не менее трех вариантов осно­ваний для ранжирования предметов. В условиях выбора необходи­мо представить в развернутом виде все стратегии. Например, 1) исходя из идеи самостоятельно двигаться к станции; 2) исходя из идеи ожидания помощи; 3) синтетическая идея и др.

Субъекту решения предлагается «передать» возможные осно­вания решения соответственно числу предполагаемых оснований разным группам. Если будут выделены три варианта оснований, то — трем и т.д.

Всем этим группам (они формируются произвольно или по решению ведущего) выдается по одному бланку, где они должны произвести вторичное ранжирование (первичное было индивиду­альным) с максимально детализированными основаниями. Участ­никам групп разрешается пользоваться своими индивидуальными решениями. Время на групповую работу не ограничивается, но фиксируется для последующего обсуждения и определения того, какая из групп более оперативна в процессе согласования.

Второй этап. После окончания работы во всех группах предлагается органи­зовать экспертный совет, который должен выработать ключевое решение данной задачи. Для работы в совете приглашаются по одному представителю от каждой группы. Каждый эксперт дол­жен будет подписать общее решение, которое без его подписи считается недействительным. Это означает, что каждый эксперт обладает правом «вето». Члены совета заполняют один общий бланк-ключ.

Затем принятые до этого решения сравнивают с ключевым и подсчитывают разницу. Величина разницы — это число штрафных баллов. Наименьшее число штрафных баллов означает индивиду­альный или групповой выигрыш.

Субъект решения заполняет свои собственные бланки на каж­дом этапе «движения» задачи, наблюдая (без вмешательства) за ходом обсуждения в группах и на экспертном совете, т.е. работает параллельно всем остальным участникам.

В заключение процедуры субъект решения отвечает на вопросы о том, насколько развернувшаяся в группах дискуссия соответ­ствовала динамике осуществления выбора, на каких этапах про­цедуры и с какими группами происходила солидаризация, какие варианты решений были отвергнуты, каково отношение к от­вергнутым вариантам.

 

Задание 5.

 

Ролевая игра «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте»

А. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась.

Как довести до нее свои соображения?

Б. Во время деловой встречи с Вами ваш сотрудник из отдела рекламы “вышел из себя”, не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет.

Что вы предпримете?

В. У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать “тусовки” прямо на рабочем месте. Вы знаете, какой интерес их объединяет.

Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Г. Вслед за кратким выговором Вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, Вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.

Что вы предпримете?

Задание 6.

Упражнение «Давай разделим деньги»

Цель упражнения - поставить студентов в ситуацию конфликта. Необходимо найти свой стиль решения конфликта.

Этапы работы:

1. Разделитесь на подгруппы по три человека. Каждый человек в подгруппе вносит в «кассу» по 25 копеек. Общую сумму 75 копе­ек положите на равном расстоянии от всех участков.

2. 3а 15 минут члены подгруппы должны решить, как разделить' деньги между двумя ее членами. Только двое могут получить деньги. Можно просто разыграть деньги (с помощью монеты или спички). Или договориться по поводу того, кто и какую сумму по­лучит. Цель упражнения следующая: каждый должен постараться получить как можно больше денег.

3. Как только члены подгруппы придут к решению, запишите отве­ты на следующие вопросы:

а) Что вы чувствовали во время упражнения?

б) Какие виды поведения были вам свойственны во время упраж­нения? Опишите их особенности и протекание.

в) Как бы вы определили ваш стиль разрешения конфликта в этом упражнении? Опишите его особенности.

4. В подгруппе каждый дает обратную связь о чувствах, поведении и стиле разрешения конфликта других участников.

5. Со всеми членами группы обсудите, что вы узнали о себе и вашем стиле разрешения конфликтов.

 

Задание 7.

Упражнение: «Аукцион пятикопеечных монет»

Цель: изучить способы, с помощью которых си­туация может стать соревновательной или сотрудничающей.

Описание упражнения:

1. Человек, которого группа назначает проводить аукционную продажу, имеет неограниченное количество пятикопеечных монет, предоставленных всеми членами группы. Четыре человека должны высказать желание принять участие в аукционе.

2. Четверо добровольцев садятся в ряд. Ведущий объявляет к прода­же пятикопеечную монету, и каждый доброволец по очереди пред­лагает свою цену. Предложения о цене монеты делаются исходя из цены в одну копейку. Пятикопеечная монета считается продан­ной, когда три из четырех добровольцев по очереди решают не торговаться. Когда объявляется к продаже следующая пятикопе­ечная монета, первая возможность предложить цену передается по очереди. Например, если А первый предлагает цену за первую мо­нету, то Б первым предлагает цену за вторую монету. Если члены группы, наблюдающие за добровольцами, хотят им что-то ска­зать, им разрешается написать и передать записки.

3. Обсуждение в группе проводится, когда продано 20 пятикопеечных монет. Определите поведение каждого добровольца как: сотрудничающее или соревновательное. Обсудите, почему они действовали так, а не иначе. Какие предположения о ситуации они делали?

4. В этой ситуации добровольцы могут определить ситуацию как сотрудничество, если каждому из них дана возможность купить разное число монет за одну копейку. Ситуация определяется соревновательной, если добровольцы делают ставки друг против друга Ситуация сотрудничества имеет место, когда первый участник предлагает одну копейку, а остальные молчат, затем следующий по очереди предлагает 1 копейку, а остальные не участвуют в тор­ге и т. д.

5. Обсудите в группе, почему мы соревнуемся друг с другом и поче­му сотрудничаем. Почему мы чаще соревнуемся, чем сотруднича­ем, хотя последнее дало бы нам больше? Почему наши действия часто связаны с боязнью чего-то недобрать, как будто это что-то имеет ограниченный характер (например, любовь), когда на са­мом деле запас не ограничен.

 

Задание 8.

Упражнение «Разрешаем конфликт конструктивно»

Цель: определить возможности конструктивного разрешения кон­фликта.

Задание: Вспомните конфликт, который был у вас с кем-либо. Если возможно, попросите другого человека помочь ответить на вопро­сы, приведенные ниже. Если этот человек участвует в упражнении, все ответы должны быть согласованы с ним. Если он не может или не хочет быть участником упражнения, попытайтесь самостоятель­но ответить на вопросы.

1. Как вы определяете проблему между вами?

2. Как другая сторона определяет эту проблему?

3.Какое ваше поведение способствует появлению проблемы или представляет проблему?

4. Какое поведение другой стороны способствует появлению проб­лемы или представляет проблему?

5. В какой ситуации проявляются вышеназванные виды поведения?

6. Как можно определить проблему, чтобы ее содержание было как можно более узким?

7. В каких областях наблюдаются различия или несогласия между двумя сторонами?

8. Каковы области общности или согласия между двумя сторонами?

9. Как можно полнее обозначьте те виды поведения другой стороны, которые вы находите неприемлемыми в конфликте.

10. Как можно полнее обозначьте ваши виды поведения, которые другая сторона в конфликте находит неприемлемыми.

11. Какие события непосредственно вызвали конфликт?

12. Отвечая на эти вопросы, мы избежали:

а) Зеркального отражения.

б) Механизма: бревно в своем глазу и соринка в глазу

другого.

в) Двойного стандарта

г) Полярного мышления.

д) Отрицательных сбывающихся пророчеств

е) Прекращения общения или отказа общаться.

ж) Использования коммуникации для обмана, манипуляции или принуждения.

13. Отвечая на эти вопросы, мы использовали

а) Личные высказывания.

б) Высказывания об отношениях-

в) Ответ с пониманием.

г) Обмен ролями.

д) Конструктивную конфронтацию.

е) Выражение принятия другого человека

ж) Установление доверия.

14. Что вам нужно сделать, чтобы разрешить конфликт?

15. Что нужно сделать другой стороне, чтобы разрешить конфликт?

16. Какие общие цели (для обеих сторон) помогут вам сообща разре­шить конфликт?

17. Какие ваши достоинства вы можете использовать для разреше­ния конфликта?

18. Какие достоинства другой стороны могут быть ею использованы для разрешения конфликта?

19. Как вы и другая сторона узнаете, что конфликт разрешен?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.