Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все делают люди, а не культура




Культура: процесс sui generis

Реификация культуры

Существует еще одна своего рода концепция культуры, кото­рую критики часто называют концепцией реификации — «овеществления»… Реифицировать — значит сделать вещью нечто, что тако­вой не является, например, надежду, честность, свободу… Я лишь выделил предметы и явления в окружающем мире в класс, существование которого зависит от символизирования и который можно рассмотреть в экстрасоматическом контек­сте, и назвал этот класс предметов и явлений культурой… Элементы, составляющие, согласно на­шему определению, культуру, были вещами изначально.

Конечно, если определять культуру как совокупность не­уловимых, непознаваемых, онтологически нереальных абст­ракций, то воплощение этих признаков в реальные, матери­альные тела и в самом деле будет выглядеть как реификация. Но мы под таким определением не подписывались.

…Лоуи много лет тому… сказал: «Культура есть вещь sui generis и может быть объяснена только в своих собствен­ных терминах...»… Например, обычай считать родство патрилинейно можно интерпретиро­вать, сравнивая его с традицией полового разделения труда, с обычаями проживания супругов — патрилокально, матрилокально или неолокально, со способами добычи пропитания и т.д.

Эта концепция культуры, так же как и связанная с ней концепция «реификации», была понята неверно. Ее часто на­зывали «мистической»…

Совершенно очевидно, что, изучая эти аспекты культуры, необходимо учитывать биологи­ческие особенности человека. Общепризнанно было лишь то, что каждую данную культуру, культурные вариации во време­ни и пространстве и все процессы культурных изменений сле­дует объяснять в терминах самой культуры. Именно это имел в виду Лоуи, когда говорил, что «культура есть вещь (удачнее было бы сказать «процесс») sui generis». Представления о че­ловеческом организме при интерпретации процесса культур­ных изменений излишни. Конечно, живые люди принимали в нем участие. Они играли активную роль во всех имевших место событиях, но они не имеют никакого отношения к объясне­нию происшедшего.

 

«Культура «не работает», не «движется», не «изменяется», но все это делают с ней люди», — сказал Линд (Lynd R.S. 1939:39)…

Точка зрения «все делают люди, а не культура» широко распространена среди антропологов…

Мы бы назвали данную точку зрения, согласно которой все делают люди, а не культура, ловушкой псевдореализма. Конечно, культуры не способны существовать и никогда не существуют независимо от людей. Но, как мы уже отмечали, культурные процессы можно объяснить, не принимая во вни­мание живых людей; представление о человеке как о живом организме не имеет ни малейшего отношения к решению многих проблем культуры…

Те, кто без конца повторяет, что все делают люди, а не культуры, путают описание с объяснением.

Однако научное объяснение — дело гораздо более слож­ное. Если кто-то говорит по-китайски..., помещает тела мертвых на подмостки, пишет симфонии... — он делает это потому, что рожден или вырос в определенной экстрасоматической традиции, которую мы называем культу­рой и которая содержит все эти элементы. Поведение людей — функция культуры. Культура — константа, поведение — переменная; если изменится культура, изменится и поведе­ние… Ведь требуется ответить на вопрос, почему люди делают то, что они делают. Ответить на него способна лишь культуроло­гия: культуру, как заметил Лоуи, можно объяснить только в терминах самой культуры.

…В реальной жизни культура неотъемлема от человека. Но если в реальной жизни культу­ру нельзя отделить от человека, это можно сделать в логичес­ком (научном) анализе…

Так что совершенно верно говорят Халлоуэл, Радклиф-Бра­ун и другие, что «встречаются и взаимодействуют люди». Но это вовсе не должно удерживать нас от того, чтобы при решении определенных проблем принимать во внимание символа™ в эк­страсоматическом контексте: орудия труда, утварь, обычаи, ве­рования, отношения — одним словом, культуру. Взаимодействие обычаев, технологий, идеологий — столь же значимая научная проблема, сколь и взаимодействие человеческих организмов или генов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.