Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2012 г. 2 страница




Анализ состояния проблемы здоровья учащихся и студентов в Российской Федерации свидетельствует о необходимости привлечения для ее решения новейших средств и технологий.

Вопросы оценки уровня здоровья и его развития разрабатываются во многих учебных заведениях регионов России. С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология». С 1996 году издается научно-практический журнал «Валеология». Журнал основан Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Росcийской академией образования, Южным научным центром РАН, ЮФУ (Южным Федеральным Университетом), Южным отделением Российской Академии Образования, УНИИ Валеологии ЮФУ, Ассоциацией центров валеологии вузов России. До 2007 года журнал входил в список журналов ВАК. Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

В Ростове-на-Дону функционирует единственный в России Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ, в котором накоплен значительный опыт по организации центров здоровья в вузах и в школьных учреждениях России. В Кемеровской области в школах и вузах создано 47 Центров здоровья, в Алтайском госуниверситете, Рязанской РТА, Самарском техническом университете, Томском и Тульском госуниверситетах и других вузах России разработаны методологические основы оснащения и функционирования подобных центров здоровья. Организован и выпускается с 1996 года научно-практический журнал «Валеология». Создан и функционирует издательско-полиграфический комплекс «Валеология». Выпущена серия учебников, учебно-методической литературы по культуре здоровья, возрастной физиологии, физиологическим основам здоровья.

По программам Министерства образования РФ разрабатывается и получает широкое распространение серия аппаратно-программных средств, аппаратных комплексов, экспертных систем для диагностики, прогноза и коррекции психофизиологических резервов систем организма и организма в целом.

В ряде вузов России ведется подготовка и переподготовка специалистов по здоровьесберегающим технологиям образования. Подготовлен проект образовательного стандарта по специальности «Культура здоровья» (Московский педагогический государственный университет).

Таким образом, в вузах, научно-исследовательских и других учреждениях Министерства образования России постоянно увеличивается количество научно-педагогических, учебно-методических, информационных, инструктивно-организационных, нормативных, программно-технических и других материалов по вопросам формирования, развития и сохранения здоровья детей, подростков и молодежи. Однако обмен этими материалами неудовлетворителен и носит случайный характер. В связи с этим возникает острая необходимость в создании условий для оперативного приема, обработки, хранения, передачи, тиражирования информации по проблемам здоровья.

Русская Православная Церковь отнеслась резко отрицательно к появлению новой науки. В частности, иерей Сергий Рыбаков, говоря о валеологии, отмечал следующее:

- валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, т.е. является религиозным учением.

- валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодежной аудитории.

- валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.

- валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Таким образом, валеологию обвиняют в разрушительности, агрессивности по формам и методам своего распространения и антинаучности, что позволило представителям Русской Православной Церкви отнести молодую науку к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства.

Тем не менее, введение в практику подготовки специалистов здравоохранения плана и программы основ валеологии в середине 80-х годов способствовало их широкому распространению и активизации творческих разработок многих исследователей и учреждений. При этом разработчики валеологических идей и рекомендаций опирались на различные предшествующие работы известных отечественных ученых (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, В.И. Вернадский, Н.Д. Граевская, В.П. Казначеев, А.В. Коробков, В.В. Фролькис и др.), которые с полным правом можно назвать фундаментальными блоками современной валеологии, теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни населения России.

На распространение идей и мероприятий валеологии, на формирование и осуществление здорового образа жизни большое влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее: 1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социальным явлениям; 2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на конкретное явление или событие. Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:

- знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жизни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов;

- впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.

На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни во многом повлияла их пропаганда, направленная на различные группы населения (Н.М. Амосов, Ю.Ф. Змановский, Ю.П. Лисицын, А.А. Микулин, Г. И. Царегородцев и др.). Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры, а также включение их описания и анализа в учебные издания. Наиболее существенным итогом этих процессов явилось активное включение педагогов и образовательных учреждений в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы. Как отмечалось министром образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко, в связи с тем, что за время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей, необходимы изменения в организации оздоровительной работы и что именно для этого открывается новая специальность – «Педагогическая валеология», разрабатывается стандарт по этой специальности, готовится учебно-методическая литература. Первые успешные шаги уже сделаны. Примером может служить реализация разработанной Самарским управлением образования концепции «Физическая культура, здоровье и спорт» в основе которой - мероприятия, позволяющие сформировать у учащихся внутреннюю потребность в занятиях физической культурой и спортом, образовать у них широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, способствующих формированию здорового образа жизни, профессионального самоопределения, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, а также достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Контрольные вопросы:

Что изучает валеология каковы ее предмет, метод, цель и задачи?

Каково место валеологии в системе наук о человеке и обществе?

Каковы основные направления валеологии?

Каковы перспективы развития валеологии в будущем?

Каковы причины возникновения и в чем состоит актуальность валеологии?

Дайте характеристику медицинской валеологии.

Определите цель и задачи педагогической валеологии.

Приведите из доступных вам СМИ примеры фактов, которые доказывают влияние ухудшающейся экологии на здоровье населения.

Дайте определение здоровья.

Какие факторы определяют здоровый образ жизни?

 

Тесты:

1. Основоположником валеологии является:

- Э.Н. Вайнер

- И.И. БрехманА

- Н.А. Добролюбов

2. Санология – это:

- общее учение о противодействии организма болезни;

- динамический комплекс приспособительных механизмов;

- совокупность всех признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

3. Основными понятиями педагогической валеологии являются:

- валеологическое образование;

- валелолгическое обучение;

- валеологическое воспитание;

- валеологические знания;

- валеологическая профилактика.

4. Полисиндромные состояния – это:

- состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

- реакция человека на непосредственно действующие стрессоры;

- непонятные с точки зрения патогенеза заболевания, характеризующиеся множественными проявлениями и сложной симптоматикой.

5. Третье состояние – это:

- неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье, так и в болезнь;

- промежуточное состояние между жизнью и смертью;

- период полового созревания подростков.

6. Под термином «здоровье» понимают:

- состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды;

- гармония душевного и физического состояния;

- гармоничное состояние организма и единство всевозможных обменных процессов в нем.

7. Укажите, какие понятия из нижеперечисленных не имеют отношение к валеологии:

- жизнь;

- здоровье и болезнь;

- здоровый образ жизни;

- адаптация;

- конденсация.

8. Укажите, что из нижеперечисленного изучают различные направления валеологии (общая валеология, медицинская валеология, педагогическая валеология, возрастная валеология, профессиональная валеология):

- способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний;

- особенности возрастного становления организма,

- изучает проблемы профессионального тестирования и профессиональной ориентации;

- представляет собой методологию валеологии как науки;

- изучает вопросы обучения и воспитания человека.

9. Автором слов: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства» является:

- И.И. Брехман;

- Гиппократ;

- В.Я. Данилевский.

10. Дополните список факторов, препятствующих воспитанию культуры здоровья:

- отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью;

- отсутствие стойкой мотивации на здоровье;

- ориентация существующей санитарно-просветительной работы на лечение, а не на профилактику заболеваний;

- обеспечение социальной защиты со стороны государства прежде всего больным;

- тиражирование вредных привычек и насилия, а не формирование образа гармонично развитого человека.

Тема 2. Факторы здоровья.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

- генетические факторы — 15—20%;

- состояние окружающей среды — 20—25%;

- медицинское обеспечение — 10—15%;

- условия и образ жизни людей — 50—55%.

Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом.

Сфера влияния факторов Укрепляющие здоровье Ухудшающие здоровье
Генетические Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний. Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.  
Медицинское обеспечение   Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень вальненологических знаний

 

Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с возросшей необходимостью оценки последствий всеобщей урбанизации. Традиционные методы оценки оздоровительной эффективности действующих программ физической подготовки, основанных на статистическом анализе заболеваемости или на результатах выполнения различных контрольных упражнений типа «ГТО», представляются недостаточными и практически непригодными для количественной оценки здоровья индивида и общества в целом.

В соответствии с теорией П. К. Анохина (рис.1) уровень здоровья можно рассматривать как уровень развития и слаженности взаимодействия темперамента, психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов деятельности, организуемого корой головного мозга и направленного на оптимальное жизнеобеспечение организма в конкретных социально-производственных условиях.

 

Рис.1.

 

В методологическом плане понятие «генетические факторы» следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком — как унаследованные в процессе эволюции животного мира механизмы адаптации к условиям существования.. В узком же смысле слова под генетическими факторами следует понимать унаследованные от ближайших предков семьи особенности обеспечения жизнедеятельности. С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, ему предстоит жить всю свою жизнь, и от того, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни. В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны три фактора: тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям и, наконец, менее определенная величина, которую определяют как «жизненность» и которая отражает плодовитость и долголетие особи (видимо, именно с последним обстоятельством можно связать так называемый «парадокс долгожителей»: даже при наличии множественных патоморфологических нарушений в органах и тканях они тем не менее могут жить долго и иметь высокую работоспособность).

Набор генов, наследуемый ребенком от родителей (генотип), формируется на протяжении жизни многих поколений и является величиной достаточно устойчивой.

Однако в 30-х годах нашего столетия было сделано принципиальное открытие об изменчивости генов. С тех пор ведется активное изучение альтерирующих ген факторов. Количество последних — физических, биологических, химических, социальных и пр. — достаточно велико. Они могут воздействовать и на «цепочку поколений», и на хромосомы будущих родителей, и на хромосомы зародыша в период его внутриутробного развития. В первом случае особое значение имеют состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи и традиции и т.д. Во втором случае преимущественное значение имеет образ жизни будущих родителей, так как именно он обусловливает благоприятное или отрицательное влияние на хромосомы половых клеток или зародыша.

Генетический код - свойственная живым организмам единая система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов.

Ген - структурная единица наследственности, контролирующая образование какого-либо признака, представляющая собой отрезок молекулы ДНК.

Хромосомы – структурный элемент клеточного ядра, содержащий ДНК, различимый в виде образования в виде определенного размера и формы только во время деления клетки. Самоудвоение и закономерное распределение хромосом по дочерним клеткам обеспечивает передачу наследственной информации. Главное значение хромосом заключается в том, что они являются носителями генов. Гены, как и хромосомы, образуют пары. Все клетки имеют одинаковые пары генов. Один из генов каждой пары происходит от отца, другой от матери. В клетке находится до 1 млн генов, а один ген состоит примерно из 1000 чередующихся пар оснований нуклеиновых кислот. Совокупность генов организма составляет его генотип. Внешние проявления генотипа называют фенотипом.

Среди внутренних причин развития заболеваний выделяют наследственную предрасположенность и генетическую индивидуальность. Наследственная предрасположенность проявляется в изменении нормы реакции организма на действие факторов окружающей среды. Например, у лиц с наследственной предрасположенностью к диабету изменена норма реакции на такие обычные вещества, как крахмал и сахар. Эти соединения становятся чрезвычайным фактором, которые вызывают тяжелые расстройства углеводного и общего обмена веществ. Чтобы понять врожденные генетические основы индивидуальности, нужно учесть, что организм человека содержит многие тысячи генов, сочетающихся по-разному. Генетическая индивидуальность проявляется в многообразных вариациях строения органов, физиологических функций химических реакций. Любые болезни, не только наследственные, в известной мере детерминированы генетически. Возможность возникновения, течении, симптоматика и исход каждого заболевания обусловлены взаимодействием средовых и генетических факторов.

Анамнез (греч. Anamnesis – воспоминание) – один из важнейших методов врачебного исследования, заключающийся в расспросах больного или окружающих лиц о предшествовавших данному заболеванию условиях жизни больного и истории его болезни. Факторы, обуславливающие анамнез: наследственность, перенесенные заболевания, семейное положение, вредные привычки, условия быта, труда, эмоциональное состояние. Факторы биологического анамнеза (патологии беременности, осложненные роды, хронические заболевания детского возраста, частые сотрясения головного мозга), а также генеалогического характера (алкоголизм родственников, наследственные психические заболевания) - напрямую влияют на возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить нагрузки, причем не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Врожденностью обуславливаются не только наследственные болезни, но и любые болезни и аномалии, проявляющиеся при рождении. К ним относятся, например, пороки лицевого черепа («заячья губа»), пороки сердца и внутренних органов. Причиной аномалий может быть патологический мутантный ген, и тогда их наследование прослеживается на родословных. Однако нередко сходные пороки вызываются факторами среды, воздействующие на плод в критические периоды развития того или иного органа. К этим факторам относится гипоксия плода, острые авитаминозы и вирусные инфекции. Следовательно, термин «врожденность» не идентичен термину «наследственность», т.е. не все врожденные болезни являются наследственными. Наследственные болезни проявляются в разном возрасте. Многие наследственные патологии проявляются в эмбриональном периоде. Другие проявляются в постнатальном периоде, чаще в детстве, но нередко в зрелом и даже пожилом возрасте.

Таким образом, индивидуальное развитие - онтогенез - разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).

Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране:

Новорожденность (0-10 дней). В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки - 3250-3400 г.

Грудной возраст (10 дней - 1 год) - от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.

Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.

Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода - еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.

Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.

Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.

Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.

Сочетание соматометрии и компонентного варьирования, а также условия вскармливания дают картину предрасположенности к определенным заболеваниям. Соматическое и физическое развитие детей может служить основой предвидения патологии. Оценка длины тела, массы и обхвата грудной клетки могут служить только вспомогательной оценкой физического состояния ребенка, но не его развития.

Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу "Строение тела и характер". Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

Лептосоматик (астенический тип)- характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Среди классификаций типов конституции особого внимания заслуживает классификация М.В. Черноруцкого, который связывал морфологию свойств организма с определнными функциональными особенностями. Он выделял астеников, гиперстеников и нормостеников. Для астеников характерен высокий рост и гибкость в строении тела. Гиперстеники более массивны и имеют относительно длинное туловище и короткие конечности. Нормостеники занимают промежуточное положение между двумя вышеуказанными. Черноруцкий установил определенные отличия функциональных показателей у крайних типов телосложения. У астеников более низкое артериальное давление, относительно высокая жизненная емкость легких, более слабая моторика желудка и всасывательная способность кишечника по сравнению с гиперстениками. Как выяснилось, это типы по-разному реагируют на стрессовую ситуацию: у астеников разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением уменьшается, а у гиперстеников – увеличивается.

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той генной программой, которую они наследуют от родительских хромосом. Надо отметить, что в Российской Федерации при богатстве ее национальностей, этнических групп и все более активных процессах миграции существуют благоприятные предпосылки для рождения в каждом следующем поколении более совершенного потомства. Это обусловлено тем, что указанные условия создают более обширный генофонд и возможность более значительного числа перебора вариантов благоприятных генных признаков. Если раньше браки заключались между людьми в относительно узком географическом ареале, часто между представителями одного села и даже состоящими в близкородственных отношениях, то это было чревато узким набором генных вариантов с возможностью преобладания измененных признаков (так как они могли быть у обоих родителей) и рождения слабого или даже с наследственным заболеванием ребенка. Браки между далеко отстоящими друг от друга в генеалогическом отношении людьми создают более высокую вероятность того, что благоприятный признак одного из родителей станет доминирующим с возможностью рождения более здорового, более совершенного по набору генов человека.

К сожалению, сами хромосомы (структурный элемент клеточного ядра, содержащий ДНК, различимый в виде образования определенного размера и формы только во время деления клетки) половых клеток и их структурные элементы — гены могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Так, девочка рождается на свет с уже сформировавшимся пакетом яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на «качестве» хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем у яйцеклетки, но и 3—6 месяцев их жизни часто бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Отсюда становится понятной та особая ответственностъ, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Правда, здесь часто сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, рост используемых в пищевой промышленности и в быту синтетических препаратов, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических веществ и т.д. Результатом же являются «поломки» в генном аппарате половых клеток родителей, что ведет к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.