Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции




Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Ме­ждународной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 года.

К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охва­тывают не только элементы систем качества, критерии их вы­бора и модели систем обеспечения качества, но и способы про­верок действующих систем качества, критерии квалификацион­ных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты междуна­родные стандарты по управлению качеством услуг, перерабаты­ваемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте: принят ряд руково­дящих указаний, разъясняющих содержание отдельных состав­ляющих системы обеспечения качества.

В этой связи международные стандарты по обеспечению качества теперь называют "семейством" стандартов ИСО серии 9000 (рисунок 18).

       
 
 
   
Рисунок 18 - Семейство стандартов ИСО серии 9000

 


Нормативные стандарты ИСО 9001- 9003 остаются основными моделями систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

В ИСО 9000-1 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества - предмет общего руково­дства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой до­верия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в на­дежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспор­тера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001- 9003 до заключения контракта. Оценку может проводить либо сам им­портер, либо нейтральная организация по договоренности сто­рон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия. В обновленной версии стандарта ИСО 9000-1 определены четыре ключевых ас­пекта качества, обусловленного:

• определением спроса на продукцию;

• проектированием продукции;

• соответствием проекту;

• поддержанием параметров продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показа­ла, что качественный товар, соответствующий запросам поку­пателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте: " петля качества " начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом (рисунок 19).

 


Система обеспечения качества складывается из мер и дейст­вий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы.

Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной ха­рактеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта ин­формация необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (услуги).

Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обрат­ную связь с потребителями, что позволяет своевременно при­нимать необходимые решения в области управления качеством.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, кон­трольно-измерительного и испытательного оборудования, про­граммного обеспечения.

Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции, следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей фир­мы возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Руко­водство отвечает и за определение целей, которые обусловли­вают решение о производстве новых товаров или предоставле­нии новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой но­вых программ качества, за что также ответственно руководство фирмы.

Особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в ее структуре внутренней проверки системы, анализа и оценки ее эффективности.

Внутреннюю проверку осуществляют назначаемые руково­дством фирмы компетентные специалисты. Они обязаны оце­нить эффективность каждого элемента системы в отношении реализации целей, поставленных перед системой управления качеством.

Если внутренние проверки осуществляются силами специа­листов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности систе­мы управления качеством должны проводиться компетентными независимыми лицами, которых приглашает руководство ком­пании. Такой анализ служит фирме основой для принятия не­обходимых мер по совершенствованию системы в соответствии с новыми концепциями качества, в связи с изменениями на рынке или необходимостью освоения новых технологий.

Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оцен­ках расходов (затрат) на качество. Анализ затрат на качествоможно рассматривать как экономическую оценку эффективно­сти системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества.

Снижение расходов на качество - одна из главных целей системного управления качеством. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конку­рентных позициях фирмы, являясь фактором, определяющим ее возможности в условиях ценовой конкуренции.

По данным американских экспертов, затраты на ка­чество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5 - 7%. Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позво­ляет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.

Особенностью рассматриваемой системы обеспечения каче­ства продукции является также возможность выбора поставщи­ков, что широко используется в практике зарубежных фирм.

В экономически развитых странах существует конкурс суб­поставщиков, а процедура и методы выбора поставщиков в миро­вой практике хорошо отработаны. Работа с выбранными субпос­тавщиками организуется на долгосрочной основе, поскольку стабильность деловых отношений позволяет обеспечить высо­кое качество товаров. Составляются специальные программы по работе с поставщиками, в которых предусмотрены финансо­вая помощь, изучение производственных возможностей, обуче­ние кадров и т.п. В процессе сотрудничества устанавливается атмосфера доверия, а уверенность в надежности партнера дает возможность отказаться от входного контроля и значительно сэкономить средства и время.

Таким образом, в рассмотренных стандартах ИСО серии 9000 уделяется особое внимание удовлетворению запросов по­купателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ. Несомненно, что включение в систему обеспечения качества на предприятии стандартов серии 9000 будет способствовать ее эффективности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.