Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по разработке СТО




Для создания собственной системы стандартизации организации необходимо предварительно проанализировать виды своей деятельности, установить те, которые целесообразно регулировать с помощью стандартизации, исходя из ее целей, и определить, какое структурное подразделение будет осуществлять общее организационно-методическое руководство работами по стандартизации.

Далее этому подразделению предстоит разработать комплекс основополагающих стандартов организации, которые должны установить правила:

- разработки, утверждения, учета (регистрации), обновления и отмены стандартов;

- построения, изложения, оформления и обозначения стандартов;

- применения стандартов организации, национальных стандартов Российской Федерации (а также иных стандартов, действующих в этом качестве), а при необходимости и международных, региональных и зарубежных национальных стандартов;

- организации и проведения контроля за соблюдением требований и правил, установленных в стандартах;

- создания фонда применяемых в данной организации стандартов и технических регламентов, его использования, включая правила предоставления информации о документах, входящих в этот фонд.

В комплекс основополагающих стандартов организации целесообразно включить стандарт на термины и определения в области стандартизации, в котором можно конкретизировать стандартизованные на национальном уровне термины и определения применительно для данной организации (с учетом ее специфики), а также установить термины и определения в отношении нестандартизованных на более высоком уровне понятий, применяемых в этой организации в работах по стандартизации.

В комплексе основополагающих стандартов общим вопросам организации работ по стандартизации целесообразно посвятить отдельный стандарт. В нем можно конкретизировать цели и принципы стандартизации применительно к данной организации, определить решаемые при этом задачи, установить порядок планирования работ по стандартизации, а также определить функции отдельных подразделений организации в данных работах. При детализации в организации общих принципов стандартизации целесообразно учесть, что принцип добровольного применения стандартов, как правило, не приемлем для организации: так как обязательность применения любых стандартов в организации (в том числе национальных) наступает из-за обязательности соблюдения организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений и т.п.), на основании которых эти стандарты утверждены и (или) внедрены для применения.

Любая организация может установить собственные правила. Однако среди общих принципов стандартизации, установленных ФЗ, есть принцип «обеспечения условий для единообразного применения стандартов». Соблюдению этого принципа способствует наиболее полное использование правил, установленных ГОСТ Р 1.5 и ГОСТ 1.5 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» для стандартов более высокого (национального и межгосударственного) уровня. При чем использовать эти правила можно путем:

- повторения в соответствующем основополагающем стандарте организации правил, которые установлены в ГОСТ Р 1.5-2004 или ГОСТ 1.5 - 2001 и приемлемы для данной организации;

- ссылок на отдельные положения ГОСТ Р 1.5-2004 (ГОСТ 1.5-2001), которые содержат эти правила.

При выборе способа целесообразно учитывать, что используемые стандарты могут быть пересмотрены или изменены. Поэтому при применении первого способа придется вносить соответствующие изменения в основополагающий стандарт организации, а при применении второго способа с использованием недатированной ссылки (без указания года принятия ссылочного стандарта) понадобится только проверить, насколько правила, установленные в стандарте, в обновленном ссылочном стандарте, сохранили свою пригодность для стандартов организации.

При использовании любого из указанных способов в основополагающем стандарте организации целесообразно установить правила, которые отражают как общую специфику для стандартов данного статуса (стандарты организаций), так и их особенности, присущие только этой организации.

Для стандартов организации могут быть установлены правила записи наименований этих стандартов, отличные от установленных в ГОСТ Р 1.5 и ГОСТ 1.5.

При решении вопроса об обозначении стандартов организации целесообразно учитывать, что, с одной стороны, организация вправе самостоятельно решать, как обозначать свои стандарты (или обозначать их вообще), а с другой -необходимо соблюдать принцип «обеспечения условий для единообразного применения стандартов».

Далее рассмотрим возможное содержание стандарта организации, устанавливающего правила разработки стандартов данной организации.

В этом стандарте, в частности, целесообразно отразить, какую документацию и информацию следует использовать в процессе разработки. В общем случае при разработке стандартов организации рекомендуется использовать:

- предложения структурных подразделений данной и других организаций, которые могут использовать стандарты этой организации;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ;

- результаты патентных исследований;

- национальные стандарты Российской Федерации и иные стандарты, действующие в этом качестве;

- международные и региональные стандарты;

- прогрессивные национальные стандарты других стран;

- стандарты отрасли (до их перевода в другие категории документов по стандартизации) и иные нормативные документы, принятые (утвержденные) федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за соответствующую отрасль экономики;

- стандарты, технические условия и производственный опыт передовых отечественных предприятий данной отрасли экономики Российской Федерации;

- фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний;

- стандарты общественных объединений, в том числе зарубежных;

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

- организационно-распорядительные документы и рекомендации федеральных и иных органов исполнительной власти.

Причем стандарты таких категорий, как региональные, зарубежные национальные и фирменные, общественных объединений, других предприятий, а также их технические условия применяют только при наличии соглашений или договоров, дающих право на это применение.

При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, следует соблюдать соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, а необходимую информацию приводить в пояснительной записке к проекту стандарта и (или) в его предисловии.

При установлении последовательности разработки стандартов организации рекомендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:

- организация разработки стандарта;

- разработка проекта стандарта (первая редакция) и его рассмотрение заинтересованными сторонами;

- доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согласование и нормоконтроль (экспертиза);

- утверждение стандарта, его регистрация, распространение и введение в действие.

В разделе, посвященном организационным вопросам разработки и обновления стандартов организации, целесообразно увязать этот процесс с плановыми документами (программами, планами и др.) данной организации, в том числе предусмотреть возможность составления специальных программ (планов) стандартизации организации. При этом целесообразно оговорить возможность разработки стандартов вне плана (на основании организационно-распорядительных документов организации).

Кроме этого, в данном разделе могут быть предусмотрены необходимость составления технического задания (ТЗ) на разработку стандарта, а также случаи, когда допускается не составлять ТЗ, например, когда основные требования к содержанию стандарта уже достаточно подробно изложены в другом документе и отсутствует необходимость согласовывать их с заинтересованными структурными подразделениями (сторонними организациями).

При установлении правил разработки первой редакции проекта стандарта организации целесообразно предусмотреть составление пояснительной записки к проекту и установить требования к ее содержанию и оформлению. Также целесообразно оговорить необходимость подготовки перечня рассылки первой редакции проекта стандарта на рассмотрение.

Не менее важно установить срок, в течение которого заинтересованные стороны рассматривают проект стандарта и составляют отзывы на него.

Далее следует установить правила рассмотрения разработчиком поступивших отзывов на проект стандарта и доработки его (подготовки окончательной редакции проекта стандарта). При этом целесообразно предусмотреть составление сводки отзывов и установить ее форму.

Может быть рекомендовано разработать процедуру рассмотрения доработанной (окончательной) редакции проекта стандарта и ее согласования в структурных подразделения» организации и в сторонних организациях. При этом желательно установить срок проведения данной процедуры, в правила должен быть внесен пункт, содержащий следующую информацию если после окончания этого срока отсутствуют сведения о согласовании (несогласовании) проекта стандарте, то это является основанием считать нецелесообразным его согласование данным подразделением (организацией). Рекомендуется также указать, как следует оформлять согласование проекта стандарта. Например, согласование проекта стандарта структурным подразделением может быть оформлено личной подписью руководителя этого подразделения на последней странице проекта стандарта, а сторонней организацией - письмом, подписанным руководителем этой организации.

При установлении правил согласования проекта стандарта организации следует учитывать, что если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, имущества, то в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может быть установлено требование в отношении обязательного согласования данного проекта с органом государственного контроля и надзора определенного уровня, к компетенции которого относятся эти вопросы.

Правила проведения экспертизы и нормоконтроля проекта стандарта могут быть установлены в отдельном стандарте или включены в стандарт, посвященный общей процедуре разработки стандартов организации. Целесообразно обратить внимание, что в ФЗ «О техническом регулировании» установлено: «Проект стандарта организаций может представляться разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта стандарта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта». Следовательно, в организации может быть установлен порядок экспертизы проектов стандартов данной организации с привлечением (на договорной основе) специалистов технического комитета стандартизации (ТК) или его подкомитета (ПК), за которым Госстандарт России закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности.

При установлении правил утверждения стандарта организации следует учесть, что они могут утверждаться личной подписью руководителя данной организации или отдельным организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением и т.п.). При этом в правилах должно быть указано, какие документы представляют вместе с проектом стандарта на его утверждение.

Для обеспечения внедрения стандарта организации целесообразно предусмотреть необходимость составления и утверждения плана организационно-технических мероприятий по подготовке к применению каждого из утверждаемых стандартов.

Целесообразно разработать отдельные правила для процедуры регистрации утвержденных стандартов. При этом следует установить, какое подразделение осуществляет регистрацию, а также способ ее введения, например, принять форму журнала регистрации стандарта организации.

В данном разделе рекомендуется определить срок, в течение которого утвержденный стандарт вводится в действие, и порядок закрепления стандарта за конкретным структурным подразделением, которое в дальнейшем будет отвечать за его актуализацию.

Далее следует установить, каким образом информация об утвержденных стандартах организации доводится до структурных подразделений и каким образом их обеспечивают данными стандартами. Здесь же целесообразно определить порядок распространения стандартов организации сторонним организациям, например, порядок их рассылки заинтересованным организациям по разовым запросам или на постоянной (договорной) основе.

Отдельный раздел целесообразно посвятить правилам обновления стандартов организации, определив критерии необходимости и способы (путем пересмотра и (или) изменения) обновления, а также соблюдаемые при этом процедуры. Например, можно установить, что стандарт организации подлежит обновлению в случаях, когда содержание стандарта:

- вошло в противоречие с федеральными законами, техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, требованиями национальных стандартов Российской Федерации или действующих в этом качестве межгосударственных стандартов;

- не обеспечивает достижения целей стандартизации, установленных в ФЗ;

- противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого стандарта, или когда эти стандарты могут дублировать друг друга;

- противоречит вновь заключенным договорам, контрактам, соглашениям со сторонними организациями.

Кроме того, стандарт организации может подлежать обновлению по предложению структурных подразделений организации или сторонних организаций, применяющих данный стандарт.

При разработке правил проведения обновления стандартов организации целесообразно установить критерии выбора форм обновления: в каких случаях достаточно внести изменение в действующий стандарт, а в каких необходимо осуществить его пересмотр (разработать и утвердить новый стандарт взамен действующего).

Отдельный раздел рекомендуется отвести порядку отмены стандартов организации. При этом следует установить критерии, когда стандарт подлежит отмене. Например, действующий стандарт организации отменяют при следующих условиях:

- в связи с прекращением проведения процессов выпуска продукции, проведения работ, оказания услуг, осуществлявшихся по данному стандарту;

- при разработке взамен данного стандарта другого стандарта (стандартов);

- когда объект и (или) аспект стандартизации, на которые распространялся стандарт, стали объектом и (или) аспектом стандартизации на более высоком (национальном или межгосударственном) уровне;

- в других обоснованных случаях, например, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением экономической ситуации.

В этом разделе целесообразно установить, в какое структурное подразделение организации следует направлять предложения об отмене стандарта, каким образом следует организовать рассмотрение данного предложения и провести согласование возможности отмены стандарта, чтобы не нанести ущерба подразделениям и организациям, применяющим этот стандарт. Рекомендуется также установить порядок оформления отмены стандарта организации, регистрации этого решения и доведения соответствующей информации до структурных подразделений и сторонних организаций, применяющих этот стандарт.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Обоснуйте актуальность разработки стандартов организации.

2. Приведите понятие организации.

3. Назовите объекты стандартов организации.

4. Какие требования необходимо соблюдать при разработке стандартов организации?

5. Каков порядок разработки СТО?

6. Кто утверждает стандарты организации и каков порядок утверждения?

7. Что оценивается при экспертизе стандартов организации?

8. Что входит в состав обозначения стандарта организации?

9. Может ли стандарт одной организации использоваться в другой организации?

10. Может ли быть разработан национальный стандарт на основе стандарта организации?

11. Опишите процесс создания собственной системы стандартизации в организации.

12. Приведите содержание СТО на примере, стандарта устанавливающего правила разработки стандартов данной организации.

13. Приведите основные стадии разработки стандартов организации и дайте краткую характеристику каждой стадии.

14. В каких случаях стандарт организации подлежит обновлению?

15. При каких условиях действующий стандарт организации отменяют?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.