Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечения безопасности




СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

С 1 июля 2003 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ, в нашей стране начато существенное реформирование системы технического регулирования, в т.ч. реформирование национальной системы стандартизации. Безусловно, ядром создаваемой системы технического регулирования, являются разрабатываемые в настоящее время технические регламенты, устанавливающие обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования, принимаемые международными договорами РФ и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Требования же к продукции или к связанным с ними процессам, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни, здоровья граждан и имущества, в т.ч. ГОСТами, в соответствии со статьей 46 закона «О техническом регулировании» подлежат исполнению исключительно только до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Кроме того, положениями статьи 4 этого закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти теперь вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев установления требования к оборонной продукции (работам, услугам) и продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну.

При этом обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах, при своей реализации по отношению к объектам технического регулирования, должны, прежде всего, обеспечивать защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а уже во вторую очередь - охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждать действия, вводящие в заблуждение приобретателей. Добровольные же требования, относящиеся к сфере стандартизации, должны быть направлены на достижение при своей реализации следующих целей: повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений; содействие соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; обеспечение рационального использования ресурсов; достижение технической и информационной совместимости; обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; обеспечение взаимозаменяемости продукции.

В соответствии с Концепцией развития национальной системы стандартизации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 28.02.2006 г. №266-р), сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг. При этом, стандартизации отводится роль ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики, способствующего развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивающего охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

- Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

- Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в РФ, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

- нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации;

- основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, своды правил, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Следует отметить, что в рамках создания фонда документов государственной системы стандартизации, в период с 1991 г. по 2002 г., сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие.

Так, с целью реформирования национальной системы стандартизации в условиях технического регулирования в части разработки федеральных норм по стандартизации в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 13 января 1993 г. Госстандартом России был создан технический комитет по стандартизации № 71 (ТК 71) «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», состоящий из подкомитета № 1 (ПК 1) «Защита населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения» и ПК 2 «Спасательные и другие работы в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в очагах поражения». Результатом деятельности этого комитета является, в том числе, реализация некоторых законодательных актов - Федеральных законов РФ: «О техническом регулировании», «О требованиях пожарной безопасности» и др.

Объективная и закономерная необходимость создания комплекса взаимоувязанных государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в ЧС привела к разработке в 1993-1994 гг. программы комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС), утвержденной МЧС России и Госстандартом России в декабре 1994 г.

В 1998 г. указанная программа комплексной стандартизации «БЧС» была уточнена и включила в себя перечень уже разработанных и запланированных к разработке стандартов, в т.ч. устанавливающих: общие (технические) требования - 34 стандарта; термины и определения - 12; основные положения и правила - 8; классификацию - 4; номенклатуру параметров - 2; другие - 3.

К настоящему времени уже разработаны и утверждены стандарты следующих групп: основные положения - 11 стандартов; мониторинг и прогнозирование - 11; безопасность объектов экономики - 5; безопасность населения - 6; безопасность воды - 2; управление, связь и оповещение - 1; ликвидация ЧС - 9, аварийно-спасательные средства - 10.

Решением межгосударственного совета стран СНГ по стандартизации метрологии и сертификации 20 стандартов России, входящих в комплекс стандартов «БЧС», были переведены в ранг межгосударственных. Проведенный анализ состава и содержания стандартов комплекса «БЧС» показал, что на основе 28 стандартов после их уточнения и доработки могут быть разработаны проекты даже международных стандартов.

Что касается стандартов в области гражданской обороны, то их фонд представлен значительно скромнее. Основополагающими стандартами комплекса стандартов «Гражданская оборона» являются ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона. Основные положения» и ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий».

К сожалению, большинство разработанных стандартов комплекса «БЧС» являются основополагающими и не содержат требований, по которым могут проводиться процедуры соответствия. Следовательно, в соответствии с положениями уже отмененного закона «О сертификации» и действующего Федерального закона «О техническом регулировании», они не являются обязательными.

При этом следует отметить, что разработка стандартов комплекса «БЧС» позволила значительно повысить эффективность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, осуществляемых в РФ, за счет:

• унификации оборудования, снижения количества и расходов по запасным инструментам и принадлежностям, а также предметам снабжения, их совместимости и взаимозаменяемости;

• упрощения закупок и уменьшения рисков по поставкам некачественной продукции;

• совместимости систем мониторинга и прогнозирования ЧС, обеспечения возможности локализации и ликвидации ЧС на неподготовленных территориях;

• унификации требований к мобильным системам жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС;

• реализации требований МЧС России по предупреждению ЧС через участие в разработке национальных стандартов и др.

По инициативе России (МЧС России, Госстандарта России) Международной организации по стандартизации (ИСО) в июне 2001 года было принято решение о создании Технического комитета по стандартизации ИСО/ТК 223 «Гражданская защита», задачей которого являлась разработка международных стандартов по мониторингу и прогнозирован природных, техногенных и биолого-социальных ЧС предупреждению и предотвращению ЧС, защите населения и территории от возможных ЧС, оценке возможного и нанесенного в результате ЧС ущерба и по другим важным вопросам в области защиты от ЧС Изначально, ведение секретариата ИСО/ТК 223 было закреплено за Россией, ввиду признания работ проведенной в нашей стране по созданию стандартов комплекса «БЧС». В августе же 2005 г. ведение секретариата ИСО/ТК 223 было передано от России Швеции.

Безусловно, создание и развитие национально системы стандартизации России базируется на крепком фундаменте государственной системы стандартизации, созданной до 2003 г., т.е. до момента вступления в силу закона «О техническом регулировании». Однако для достижения стратегических целей стандартизации в условиях проводимой реформы технического регулирования необходимо:

сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах РФ, в том числе для выполнения международных обязательств нашей страны и поддержки социально экономической политики государства;

обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольно основе, для соблюдения требований технических регламентов;

обеспечить при разработке национальны стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;

обеспечить эффективное применение метода и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования; оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;

усилить роль РФ и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации; повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;

повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

В настоящее время, распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2007 г. № 1930-р в Программу разработки технических регламентов внесены два новых технических регламента, определяющих требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий России от ЧС и гражданскую оборону. Это технические регламенты «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону».

Безусловно, по своим масштабам и важности решаемых стратегических задач, направленных на обеспечение ГО и защиту населения и территорий от ЧС, разработка двух указанных выше технических регламентов не имела аналогов ни в Советском Союзе, ни в современной России. Разработчикам технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и других действующих в сфере МЧС, в том числе пожарной безопасности предстоит собрать в единое целое все нормативные технические документы (НТД), устанавливающие до настоящего времени требования к продукции, обеспечивающие защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Проведя строгий анализ указанных НТД, убрать избыточные, устаревшие и противоречивые требования НТД, учесть современные актуальные требования и получить в результате документы, способствующие достижению качественного результата видов деятельности, осуществляемых в сфере МЧС, соблюдающие как интересы государственные, бизнес-сообщества, так и каждого гражданина в отдельности.

Законодательство РФ определяет, что в дополнение к разработанным техническим регламентам должны прилагаться перечни стандартов и (или) сводов правил, которые будут использоваться в соответствии с п. 9 статьи 16 закона в качестве доказательной базы технических регламентов, а также перечни правил и методов исследований, испытаний. Только при наличии указанных перечней документов можно говорить о возможности реализации требований технических регламентов.

Модель задания требований к продукции, обеспечивающих ГО, ПБ и защиту населения и территорий от ЧС представлена на рис. 21.

Следовательно, для достижения целей технического регулирования в областях деятельности МЧС необходимо:

- разработать механизмы использования разработанных до настоящего времени национальных стандартов и сводов правил в интересах обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС;

- осуществить разработку первоочередных национальных стандартов и сводов правил, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону», ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в т.ч. путем переработки действующих в настоящее время нормативных правовых документов МЧС России и нормативных технических документов (СНиП, СП, ВСН и др.);

 

Рис. 21. Двухуровневая модель задания требований к продукции, обеспечивающих ГО, ПБ и защиту населения и территорий от ЧС

- обеспечить при разработке стандартов и сводов правил баланс интересов государства, общественных организаций и потребителей, обязанных исполнять требования технических регламентов;

- разработать и внедрить экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации в области ЧС, а также их финансированию;

- обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия эффективной защите населения и территорий от поражающих факторов ЧС, а также от поражающих факторов средств поражения, применяемых при ведении военных действий, для содействия развития российской экономики, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

- как можно шире использовать международный опыт для оптимизации процедуры разработки и принятия стандартов и сводов правил, главным образом в области защиты от ЧС;

- повысить уровень гармонизации национальных и международных документов по стандартизации в области защиты от ЧС.

В связи с изложенным, важнейшей для МЧС России задачей является систематизация и анализ имеющихся нормативных правовых и нормативных технических документов, содержащих требования в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, с последующей их переработкой в национальные стандарты и своды правил.

При этом разработка проектов национальных стандартов должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Своды правил должны разрабатываться только при отсутствии национальных стандартов и только применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования.

Требования, устанавливаемые в сводах правил, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологий в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в сводах правил целесообразно указывать отдельные требования технических регламентов, для соблюдения которых они разрабатываются.

Разработка сводов правил должна базироваться на основе частичного или полного использования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, главным образом МЧС России, при наличии в них технических правил и (или) описания процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применение которых на добровольных условиях позволит обеспечить соблюдение отдельных требований к продукции, обеспечивающих гражданскую оборону и защиту населения и территорий от ЧС.

Технология создания нормативной базы технического регулирования в области гражданской обороны и защиты от ЧС представлена на рис. 22.

 

 


 

Рис. 22. Технология создания нормативной базы технического




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.