Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право зарубежных стран как учебный курс




Классическая или формально-юридическая школа.

Основные направления и школы в науке конституционного права за рубежом.

Зарубежная конституционно-правовая наука представлена различными школами и философско-правовыми направлениями.

Сформировалась в конце 19-начале 20 веков.

Представители:

Г. Еллинек, П. Лабанд (Германия), А. Эсмен (Франция), В. Орландо (Италия), А. Дайси (Англия), Н. Коркунов, В. Гессен, Б. Чичерин, Ф. Кокошкин, Н. Лазаревский (Россия).

Были разработаны основные понятия и категории конституционного права, обоснованы доктрины правового и демократического государства, парламентаризм.

Эту школу называют также «юридической», поскольку свою главную задачу ее представители видели в разработке основополагающих принципов, норм, категорий государственного права, систематизации его норм, восполнении пробелов и т.п., что было особенно важным в становлении нового конституционного права. Для обоснования данного научного подхода использовалась методология юридического позитивизма – сознательное ограничение предмета юридической науки лишь правовой формой общественных явлений.

Представители данного подхода занимались формальным анализом норм права, не учитывали законов истории, влияния экономики, социально-политических процессов на право.

Примером служит утверждение немецкого ученого П. Лабанда: научная задача изучения действующего права «заключается в конструировании правовых институтов, в приведении отдельных правовых положений к общим принципам и, с другой стороны, выведения вытекающих из этих принципов следствий. Для разрешения этой задачи нет других средств, кроме логики... Все исторические, политические и философские рассуждения, как бы они ни были ценны сами по себе, для догматики определенной правовой материи не имеют значения и часто служат лишь для того, чтобы скрыть недостаточность конструктивной работы»[14].

Особенностью развития науки в США является отсутствие классической школы государственного права. Стилю американского мышления были чужды отвлеченные теоретико-методологические установки этой школы и гораздо ближе эмпирические подходы, что и привело к раннему формированию в США политической науки[15].

2) Юридико-социологическое направление.

В начале 20 века в науке конституционного права сформировалось юридико-социологическое направление. Имеет множество школ и ответвлений.

Представители:

Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович, М. Ковалевский, В. Ивановский и др.

Они отвергали позитивистскую методологию и настаивали на том, что государствоведение должно обратиться к социально-политическим реалиям.

Практически это выразилось, прежде всего, в замене юридического видения государства, свойственного классической школе, трактовкой государства в понятиях силы и фактического властвования. Так, по Дюги, государственная власть есть «социологический факт», правление людей, в каком-то отношении более сильных, чем остальные; будучи фактом, государственная власть не нуждается в легитимации, понятия воля и суверенитет народа оказываются излишней «недоказуемой идеей». В контексте конституционного права трактовка государства как силы приводила многих государствоведов (например, Л. Гумпловича) к выводу о несостоятельности понятия «правовое государство».

Классическая школа, связанная с идеологией экономического либерализма, принадлежала к учениям, важным отправным пунктом которых была отдельная человеческая личность – индивид. Представители социологического подхода считали, что индивидуалистические доктрины отжили свой век и заменили индивида «общностью», «коллективом» в том или ином их понимании[16].

Некоторые из таких позиций стали основой для установления тоталитарных режимов.

3) Демократическая доктрина конституционного права.

Сформировалась во 2-ой половине 20 века.

Исходным пунктом этого развития стало осознание мировым сообществом на конкретном историческом опыте, какую угрозу и бедствия несет с собой тоталитарная государственность. После второй мировой войны в странах Западной Европы и в Японии, освободившихся от фашистских и профашистских режимов, были приняты конституции, основанные на фундаментальных демократических принципах. Позднее, после распада социалистической системы, конституции аналогичного типа были приняты в странах Центральной и Восточной Европы. В результате деятельности Организации Объединенных Наций и некоторых других масштабных международных организаций многие конституционные принципы и нормы приобрели характер международно-правовых стандартов. Это конституционное развитие явилось главным фактором, предопределившим характер и ведущие идеи современной науки конституционного права.

Основная из них – организация и функционирование государственной власти в соответствии с принципами правовой государственности при главенствующей роли института основных прав и свобод человека и гражданина. На рубеже нового тысячелетия правовое государство стало фундаментальным понятием науки конституционного права. Впервые оно прозвучало на рубеже 19-20 веков в трудах представителей классической школы. Здесь прослеживается преемственная связь, однако различия достаточно существенны. Прежде это было не более чем доктринальное понятие; ныне правовое государство – принцип, закрепленный в большинстве действующих конституций в качестве основы государственного строя. Ранее перспективы правовой государственности связывались исключительно с волей государственной власти в порядке ее «самоограничения»; сегодня они воспринимаются как результат взаимодействия внутригосударственного права с международным, которое сделало принципы правового государства международно-правовыми стандартами. На рубеже веков понимание правового государства не выходило за рамки сугубо юридического подхода; в конце 20 века общепризнано, что правовое государство может реализовываться, лишь будучи одновременно социальным государством»[17].

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина – это один их учебных курсов, преподаваемых в юридических вузах, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, условий, их породивших, а также практики их реализации.

Кроме того, конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина определяется учеными и как часть одноименной науки, включающая в себя определенным образом структурированные основы научного знания о конституционном праве различных государств.

Система данной учебной дисциплины включает общую и специальную части. В рамках общей части осуществляется концептуальное изучение основных конституционно-правовых институтов при выявлении их общих черт и отельных особенностей в мировой практике. Специальная часть направлена на изучение основ конституционного права отдельных стран.

Важное место в изучении дисциплины занимает сравнительно-правовой метод, который позволяет выявить как общие закономерности, так и характерные особенности конституционного развития в зарубежных государствах, использовать и адаптировать эффективные модели конституционно-правового регулирования в белорусской правовой системе.

Вопросы для самостоятельного изучения или подготовки научного доклада:

1. Конституционно-правовая ответственность в зарубежных странах.

2. Акты чрезвычайных органов власти как нестандартный источник конституционного права зарубежных стран.

3. Религиозное право как источник конституционного права зарубежных стран.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной подготовки:

1. Какая сфера общественных отношений составляет в конституционном праве зарубежных стран объект правового регулирования и какие из этих отношений подлежат обязательному регулированию, образуя непременный предмет конституционного (государственного) права?

2. Каковы особенности предмета отрасли конституционного права?

3. Определите элементы системы конституционного права зарубежных стран и укажите их взаимосвязь и значение. Изложите систему конституционного права схематично, определив ее основные элементы. Приведите примеры этих структурных единиц, используя тексты конституций зарубежных стран.

4. В чем особенность конституционно-правовых норм? Составьте классификацию норм конституционного права на опыте зарубежных стран с указанием критерия, который кладется в основание классификации. Многообразие норм конституционного права зарубежных стран должно быть подтверждено примерами из текстов конституций.

5. Определите круг субъектов конституционно-правовых отношений и проанализируйте, как конституции регламентируют их правосубъектность.

6. Выявите особенности источников конституционного права в зарубежных странах.

7. Говоря о тенденциях развития конституционного права зарубежных стран, докажите их существование на примерах из конституций.

8. Каково влияние конституционного права зарубежных стран на теорию и практику отечественного конституционного строительства?

9. Как соотносятся между собой конституционное право зарубежных стран как наука и учебный курс?


[1] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 9.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Тома 1-2 / Под общ. ред. Б.А. Страшуна. – М.: Издательство БЕК, 1996. – С. 3; Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Книжный дом, 2006. – С. 7-8; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. – Минск: Новое знание, 2001. – С. 14.

[3] Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. Пособие / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001. – С. 15.

[4] Червонюк, В.И. Конституционное право России / В.И. Червонюк. – М., 2004 // Сайт «Правознавец» [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: // http://www.pravoznavec.com.ua/books. – Дата доступа: 15.08.2007.

[5] Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2005. – С. 125-130.

[6] Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. – М., 2001. – С. 23.

[7] Дмитриев, Ю.А. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации – от исторических истоков к современности / Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачёв. – М., 1998. – С. 49.

[8] Демидова, И.А. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Права человека»: уч. пособие / И.А. Демидова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – С. 7.

[9] Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.А. Мишин. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001.

[10] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 32.

[11] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. дед. Г.А. Василевича. – Минск: Книжный Дом, 2006. – С. 34; Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. – М., 2005. С. 17.

[12] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. дед. Г.А. Василевича. – Минск: Книжный Дом, 2006. – С. 35.

[13] Чихладзе, Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Электронный учебный курс / Л.Т. Чихладзе [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook022/book/index/index.html?part-003*page.htm. – Дата доступа: 15.06.2009.

[14] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 39.

[15] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 41.

[16] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 44.

[17] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – С. 46-47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.