КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОСЫ. “В этом отношении нам нужно сначала установить различие между тем, что просто происходит, и определенным действием
Событие 1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 томах. Т. 3. (I. Эпическая поэзия. 2. Особые определения эпоса в полном смысле слова. с. Эпос как единая целостность.) “В этом отношении нам нужно сначала установить различие между тем, что просто происходит, и определенным действием, которое в эпическом произведении принимает форму события. Просто происходящим можно назвать уже внешнюю сторону и реальность всякого человеческого действия, что не требует еще осуществления особенной цели, и вообще любое внешнее изменение в облике и явлении того, что существует. Если молния убивает человека, то это всего лишь внешнее происшествие, тогда как в завоевании вражеского города заключено нечто большее, а именно исполнение намеченной цели” (с. 470). 2) Лотман Ю.М. Структура художественного текста. (8. Композиция словесного художественного произведения. Проблема сюжета.) “Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля” (с. 282). 1. Какие из приведенных определений понятия “читатель” смешивают возможного читателя — адресата художественного высказывания, на которого оно само всегда ориентировано, — с историческим, реальным читателем, о реакции которого на произведение можно судить по имеющимся свидетельствам (эпистолярным, мемуарным, анкетным и т. п.)? 2. В каких определениях, имеющихся в справочной литературе, проведено разграничение “имплицитного” читателя и читателя-персонажа? С какой целью это сделано? 3. Различаются ли в справочной и учебной литературе “внутренняя” (приоб-щенная к герою) и внешняя позиции читателя? Если да, то приведите примеры такого различения. Согласны ли Вы с аргументами в пользу его необходимости и продуктивности? 4. Сравните, как объяснено закономерное отношение читателя к герою и его миру в работе М.М. Бахтина об авторе и герое и в статье Г.-Р. Яусса о диалогическом понимании. В чем близки точки зрения этих ученых? Существует ли между ними различие принципиального характера? Если Вы отвечаете на последний вопрос положительно, попытайтесь сформулировать это различие. 5. Существуют ли определенные точки соприкосновения между трактовками “сотворческой” деятельности читателя у Бахтина и Р. Ингардена и идеей относительной автономности “внутреннего мира” произведения у Д.С. Лихачева? Если Вы видите между ними некую закономерную связь, попытайтесь сформулировать, в чем она заключается. 6. Выделите такие определения художественного пространства и времени, которые так или иначе отграничивают их природу и основные свойства от реального времени и пространства, характеризующих не мир героя, а мир автора и читателя. По каким именно признакам и критериям проводится такое отграничение? 7. В каких источниках эстетическая природа пространства-времени в литературном произведении не выясняется, зато предлагаются определенные классификации видов этих форм изображения? Выделите, например, разграничения времени словесного и событийного, фабульного и сюжетного, времени повествователя и времени персонажа и т. п. 8. Какие определения художественного пространства-времени учитывают традиционный художественный “язык” пространственно-временных форм? 9. Допустим, что различие акцентов (на эстетическом качестве пространства-времени или на разнообразии их форм), о котором мы говорили, проистекает из следующих предпосылок: рассматриваются ли пространство и время в произведении вместе или раздельно. Проверьте это предположение, сравнив вначале предложенное М.М. Бахтиным понятие “хронотопа” с трактовкой той же проблемы у А.М. Пятигорского; а затем подход этих двух ученых — с суждениями других авторов. 10. Сравните три приведенные нами определения события и объясните, как они соотносятся друг с другом. Попытайтесь найти при этом известное родство между трактовками проблемы Г.В.Ф. Гегелем и Ю.М. Лотманом (здесь настолько бросается в глаза различие, что сходство кажется вряд ли возможным), а затем уже выявить их существенные, неочевидные различия. Тема 14. Основные понятия “сюжетологии”: сюжет и фабула, ситуация и коллизия (конфликт)
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |