Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, используемые в товароведении




Основной метод ТВ – комплексный подход при изучении потребительной стоимости товара.

Методы познания товаров можно разделить на две группы: методы научного познания и методы практической товароведческой деят-ти. Вторая группа методов изучается дисциплиной «экспертиза товаров», мы же остановимся на методах научного познания: это экспериментальный и аналитический методы.

Экспериментальные:

  1. Измерительные методы используют технич. ср-ва измерения (мерительный инструментария, приборы и т.д.)
  2. Органолептические методы определяют значения показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические методы.

Одним из них является метод систематизация – упорядочивание однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам. Здесь различают идентификацию – отождествление, совпадение одного объекта с другим, и классификацию – огромное количество объектов, товаров, свойств, показателей, сроков, условий хранения и т.д. требует разделения этого множества на подмножества.

Цель товароведения

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также изучение этих характеристик на всех этапах ТВ.

Для достижения этих целей ТВ как наука и учебная дисциплина должно решать следующие основные задачи:

1. четко определять основополагающие характеристики, составляющие потребительную стоимость;

2. систематизировать множество товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

3. изучать ассортимент, его показатели для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

4. оценивать качество новых товаров;

5. устанавливать виды товарных потерь, причины их возникновения, разрабатывать меры по их предупреждению;

6. осуществлять информационное обеспечение от изготовителя до потребителя.

Одной из задач ТВ является систематизация товаров. Ниже мы познакомимся с рядом классификаций, одной и из которых является товароведная.

Современная товароведная классификация делит товары по назначению на роды (потребительские, производственного назначения), потребительские товары – на классы (продовольственны и непродовольственные), и на подклассы (например, товары растительного или животного происхождения) и.т.д.

Мы будем заниматься вопросами теоретического ТВ, т.е. изучением основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможные изменения этих характеристик на всех этапах ТВ.

ТВ-ческие характеристики отдельных групп товаров изучаются частным ТВ, оно анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка.

 

Подводя итог первого раздела лекции, можно сформулировать предмет дисциплины (науки) ТВ.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Развитием современной экономической теории вводится понятие предельной полезности товара (ППТ), т.е. потребительные стоимости становятся классическими понятиями эконом. теории. В основу теории ППТ положены, с одной стороны – сопоставление товарной массы с абсолютными потребностями в ней, а с другой – количество товаров с платежеспособным спросом. Спрос – это платежеспособная потребность.

ТВ же по своей суть является естественно-технической дисциплиной, имеющей свои методы, цели и задачи.

Одна из классификаций (по назначению)

 

Классификация и кодирование товаров

Классификация товаром: общие принципы и правила

Классификация (К) – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствие с принятыми методами.

Развитие ТВ, рациональная организация торговых процессов невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории. В ТВ объектом К являются товары, их свойства, показатели качества, сырье и материалы для производства товаров, методы оценки качества и т.д.

Что дает К:

1. К способствует упорядочиванию терминологии, позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможность для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработке информации о товаре.

2. К создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров.

3. К позволяет разработать групповые методы измерения и оценки потребительских свойств и качества товаров. Группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортировки, соблюдения правил эксплуатации.

4. К явл-ся базой для совершенствования системы стандартизации, она необходима при сертификации товаров.

5. К облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торгового предприятия и т.д.

Общие принципы классификации

К позволяет разделить товары на определенные категории или ступени.

Ступень классификации (СК) – это этап разделения множества на составляющие части по одному их признаков.

Глубина характеризуется числом ступеней К, т.е. использованных признаков К

Классификационный признак (КП) – параметр, по кот. выделяются классификационные группировки.

- Высшие СК: раздел и класс.

- Средние СК: группа и вид.

- Низшие СК: разновидности и артикул.

При К применяются вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и т.д.

Вид – основная классификационная характеристика товара, это обычно конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название (стакан, диван, ситец, яблоко и т.д. – это виды). Но посуда, мебель, ткань, плоды – объединяют несколько видов.

Виды могут меняться, но редко, а подразделяться на подвиды – часто, например, стакан для чая, вина, сока, мерительный и т.д.

Разновидности товара обозначаются артикулом (А). Под одним А обычно значатся товары, одинаковые оп общим, основным признакам и отличающиеся по второстепенным (размер, цвет).

Общие правила построение К:

- установление цели К;

- выбор метода К;

- определение КП;

- определение числа СК;

- установление последовательности КП от более существенных к менее существенным

Методы классификации

Различают два основных метода классификации: фасетный (ФМК) и иерархический (ИМК).

ФМК предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависящие др. от др. группы – фасеты (Ф).

Структурная схема ФМК

Отдельные Ф не зависят и не подчиняются др. другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Т.е. фасетная система классификации (ФСК) представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных др. другу) группировок.

Каждый из Ф характеризует одну из особенностей множества, например, для товаров – назначение, содержание полезных вещ-в, состав исходного сырья и т.д. Эта система отличается большой гибкостью и удобством использования. Примеры ФСК – деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные, искусственные), назначению (бельевые, плательные, костюмные и т.д.), характеру отделки (гладкокрашеные, набивные и т.д.); вино (скоки выдержки, цвет, крепость и т.д.).

 

ИМК характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества, т.е. от более общего признака следует к менее общему и каждое последующее звено (ступень) должно конкретизировать признак вышестоящего звена (ступени).

 

Структурная схема ИМК

 

Пример: тракторы – объект классификации 1 уровень

тракторы с/х общего назначения 2 уровень

тракторы с/х специальные 2 уровень

тракторы с/х общего назначения тяговых классов до 0,9 т 3 уровень

тракторы с/х общего назначения тяговых классов до 0,9-1,4 т 3 уровень

Признаки классификации

В зависимости от степени охвата всех товаров признаки бывают общие и специфические, существенны и несущественные и т.д.

Так, общими признаками являются признаки назначения, сырьевой состав, особенности технологии и др.

Специфические признаки характеризуют особенности потребительских свойств, например музыкальные товары делятся по способу получения звука (щипковые, смычковые, духовые и т.д.)

Для радиоприемников существенными признаками являются чувствительности и диапазон частот, несущественным – цвет корпуса.

Классификаторы: виды, значимость,
использование в коммерческой деятельности

Порядок проведения работ по классификации и кодированию множества объектов, используемый для решения задач управления на различных уровнях, регламентирован комплексом государственных стандартов под общим названием – Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации.

Основным задачами ЕСКК ТЭИ являются: упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления; создание комплекса классификаторов, необходимых для решения технико-экономических и социальных задач на различных уровнях управления; максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией; обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных; обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются: статистическая информация, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Системы кодирования объектов классификации положены в основу классификаторов.

Классификатор представляет собой документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код). Классификатор разрабатывается и утверждается в установленном порядке, он обязателен для применения на различных уровнях управления.

В зависимости от уровня утверждения и сферы применения классификаторы бывают следующих категорий: межгосударственные (МК), общероссийские (ОК), отраслевые, предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

На территории Российской Федерации приняты три межгосу­дарственных классификатора: стандартов (МК 001-96); валют (МК 003-97); стран мира (МК 004-97). Межгосударственные классифи­каторы являются обязательными для соблюдения государственными органами управления стран СНГ. Таким образом, межгосу­дарственные классификаторы имеют наряду с межгосударственными стандартами региональный уровень.

В России действует около 30 общероссийских классификаторов, и их число будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. В число общероссийских входят классификаторы: продукции (ОКП); предприятий и организаций (ОКПО): стран мира (ОКСМ); единиц измерения (ОКЕИ); стандартов (ОКС); информации об общероссийских классификаторах и др.

При осуществлении товароведной деятельности могут использоваться 10 общероссийских классификаторов. При проведении таможенных операций применяется ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

В сертификатах соответствия на импортную продукцию указывают код ОКП и ТН ВЭД, а на отечественную – только ОКП. Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используют на маркировке ряда товаров (например, консервов). Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандартов), а обязанности и код должности товароведа – по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В основном в торговой деятельности самое широкое распространение получили классификаторы ОКП и ТН ВЭД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.