КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опасные грузы
Классификация грузов для страховых целей Классификация грузов и их свойства, учитываемые при автомобильных перевозках Классификация грузов и их свойства, учитываемые при железнодорожных перевозках Классификация грузов и их свойства, учитываемые при морских перевозках Классификация грузов и их свойства, учитываемые при воздушных перевозках
Воздушные перевозки грузов исторически развивались как дополнение к пассажирским перевозкам. Сдерживающим фактором является прежде всего высокая стоимость авиаперевозок грузов. Средняя стоимость перевозки по воздуху 1 т груза более чем в 150 раз превышает стоимость перевозки той же массы груза по железной дороге.* * Артамонов Б. В., Волкова Л. П. Организация перевозки грузов на воздушном транспорте: Учеб. пособие. – М.: МГТУ ГА, 1999. – 96 с.
Перевозка грузов производится на пассажирских и грузовых самолетах. На пассажирских воздушных судах груз перевозится в качестве дозагрузки рейса. К перевозке принимаются грузы, масса одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют допустимым размерам багажных отсеков воздушных судов. Специальные грузовые воздушные суда осуществляют перевозку груза и почты, используя полностью всю коммерческую загрузку самолета... Отдельные категории грузов, к которым отнесены:
• легковесные; • тяжеловесные; • ценные; • скоропортящиеся; • «мокрые»; • опасные; • радиоактивные; • трансферные (грузы, которые бронируются и оплачиваются на всех участках следования); • различные медицинские препараты (вакцины, сыворотки, диагностические средства, медицинские пиявки, эпителий, консервирующая среда, плацентарная сыворотка, консервированная кровь); • животные, птицы, рыбы и пакеты с пчелами; • сухой лед,
требуют особых условий для их перевозки и соответственно предварительного согласия перевозчика на такую воздушную перевозку. Груз в результате воздушной перевозки не должен изменить своих химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого груза, к порче другого перевозимого груза или к нарушению общей безопасности воздушной перевозки. Авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов, а скоропортящиеся грузы следует перевозить именно авиатранспортом.
Легковесные грузы
Легковесным считается груз, объем которого превышает 0,008 м3/кг брутто. Для его перевозки в багажном или грузовом отсеке воздушного судна должен быть обеспечен большой объем, в результате перевозчик теряет полезную коммерческую загрузку воздушного судна, что должно быть компенсировано отправителем легковесного груза.
Тяжеловесные и негабаритные грузы
Перевозка тяжеловесных, негабаритных грузов (тяжеловесным считается груз массой более 80 кг) может осуществляться грузовыми или специально оборудованными для этих целей воздушными судами. Ограничения на перевозку тяжеловесных грузов связаны с грузоподъемностью воздушного судна, наличием рабочей силы и погрузочного оборудования, расчетным временем стоянки воздушного судна. При перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов загрузка, швартовка и разгрузка груза производится по специальным инструкциям. Тяжеловесный груз должен быть соответственно упакован и загружен таким образом, чтобы не повредить воздушное судно или другой груз. Чтобы не превышать ограничений по загрузке на пол, используют распределители. Получатель тяжеловесных и негабаритных грузов обязан выслать транспорт и рабочую силу к моменту прибытия воздушного судна и вывести грузы из аэропорта сразу же после их выгрузки. Вопрос платного хранения тяжеловесных и негабаритных грузов на коммерческом складе аэропорта решается отправителем заблаговременно.
Ценные грузы
Ценным грузом считаются вещества или изделия с заявленной ценностью, а также груз, для которого не заявлена ценность, но для которого требуется осторожное обращение как само собой разумеющееся – это предметы искусства, антиквариат, уникальные приборы и прочие предметы высокой стоимости или культурные ценности. При перевозке ценных грузов главная задача перевозчика – обеспечить безопасность и сохранность грузов на всех стадиях передвижения. Ценный груз обрабатывается как отдельная категория независимо от общего груза. Сумма объявленной ценности груза не должна превышать действительной его стоимости и должна быть подтверждена отправителем счетами, чеками или другими документами. При отсутствии необходимого доказательства объявленной стоимости перевозчик имеет право отказать в перевозке ценного груза. Каждое место груза с объявленной ценностью отправитель обязан замаркировать несмываемой краской с указанием суммы объявленной ценности. Специальные меры защиты ценного груза организуются за отдельную плату. На борту воздушного судна каждая упаковка с ценным грузом хранится в специально защищенном контейнере (поддоне). Ценный груз, как правило, бронируется. Неисправные места к погрузке не допускаются.
Грузы, перевозимые с сопровождающим лицом
При перевозке отдельных видов грузов: ценного, скоропортящегося, опасного, отправитель по требованию перевозчика выделяет сопровождающего или охрану. Перевозка груза с сопровождающим лицом частично снимает ответственность с перевозчика по охране груза.
Наркотическая продукция
Перевозка наркотического сырья, субстанций и лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с действующими «Правилами перевозки опасных грузов воздушным транспортом» и «Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху», разработанными Международной организацией гражданской авиации. Наркотическая продукция перевозится только прямыми рейсами с сопровождающим лицом. Отправитель должен предоставить перевозчику справку о составе лекарственного препарата и содержании в нем наркотических веществ.
«Мокрые» грузы
К категории «мокрых» относятся грузы, содержащие жидкость, или те, которые по своей природе могут выделять жидкость, но не относятся к категории опасных грузов. Особые условия транспортирования «мокрых» грузов связаны с вероятностью протечки жидкости на борту. Существуют следующие виды перевозок «мокрого» груза:
• перевозка жидкостей в специальных контейнерах; • перевозка сырых материалов, не упакованных в специальные контейнеры, например рыба во льду, мясо, шкуры, кожа.
Упаковка мокрого груза (водонепроницаемые контейнеры) должна предохранять груз от влияния изменений в атмосферном давлении и температуре; она должна выдерживать нагрузки, возникающие, когда пол салона самолета наклоняется до 30°.
Опасные грузы
Опасные грузы подразделяются на 9 классов, перечень которых приведен в параграфе 15.7. До погрузки упаковка опасных грузов должна быть проверена на предмет течи, повреждения, а радиоактивных – на предмет герметичности. Прием, обслуживание и загрузка опасных грузов производится специально подготовленным персоналом.
Радиоактивные материалы
Радиоактивные материалы делятся на три категории. Категория I – белый знак опасности (RRW). По загрузке этой категории никаких ограничений нет. Эти вещества и изделия излучают такой низкий уровень радиации, что им можно пренебречь. Индекс транспортировки указывает, как обращаться с этим грузом. Категории II и III – желтый знак опасности (RRY). Это материалы, уровень радиации которых можно измерить через упаковку. Индекс транспортировки должен свидетельствовать об уровне радиации. Индекс транспортировки указывается на каждой упаковке, на каждом знаке опасности, прикрепляется к каждому месту. Технические инструкции по опасным грузам дают подробную информацию о минимальном расстоянии между полом кабины или пассажирским салоном и упаковкой с радиоактивным грузом.
Скоропортящиеся грузы
Перевозка скоропортящихся грузов требует соответствующего охлаждения и поддержания оптимальных температур и влажности. Скоропортящиеся грузы делятся на следующие группы:
• продукты растительного происхождения (фрукты, ягоды, овощи и т. п.); • продукты животного происхождения (мясо животных и птиц, рыба охлажденная и копченая, яйца, икра и т. п.); • продукты переработки (масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, сыры и т.п.); • живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена; • живой рыбопосадочный материал.
К перевозке воздушным транспортом принимаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы. Грузы принимаются к перевозке по предъявлению отправителем качественных удостоверений или сертификатов на каждую грузовую отправку. В этих документах обязательно указываются максимальные сроки транспортировки и технические требования по обслуживанию. Качественные удостоверения (сертификаты) выписываются в день сдачи груза к перевозке. Цветы принимаются в упаковке, исключающей доступ к содержимому и обязательно опломбированной. Упаковки с цветами загружаются так, чтобы не было прямого контакта с полом и стенами. Упаковки с цветами не перевозятся в одном отсеке с фруктами и овощами, так как овощи выделяют этиленовый газ, вредный для цветов. Рыба перевозится в водонепроницаемых контейнерах как «мокрый» груз. Если используется лед, то он находится в специальном контейнере. Для транспортировки мяса и рыбы используются специальные термоконтейнеры с регулированием температуры (-5°С для свежей рыбы; -12°С для мороженой).
Наливной – жидкий груз, перевозимый наливом. Сухой груз – любой груз, кроме наливного. Навалочный груз – сухой груз, перевозимый без тары навалом. Насыпной груз – зерновые грузы, перевозимые без тары. Штучный груз – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест. На морской транспорт как наиболее экономичный приходится наибольший удельный вес внешнеторговых перевозок. В морском судоходстве для перевозки грузов используются разные виды судов – грузовые, сухогрузные, рефрижераторные суда, пакетовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, наливные суда, или танкеры, газовозы.
Транспортная классификация
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. Транспортная классификация приведена на рис. 15.1.* * Козырев В. К. Грузоведение: Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 1991. -288с.
При морской перевозке учитываются следующие свойства грузов. Объемно-массовые характеристики: удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем груза; а также гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов. Удельный объем грузового места – это отношение его габаритного объема к массе брутто (м3/т).
Рис. 15.1. Схема транспортной классификации грузов при морских перевозках
По транспортной классификации к насыпным грузам относят рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо, кукурузу в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушенный, мучку, вику, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. К навалочным грузам относят твердое топливо, руду, минеральные строительные материалы, лесоматериалы. Транспортная классификация грузов приведена на рис. 15.2. Специфические свойства грузов связаны с их физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и биохимическими процессами, протекающими в органических продуктах в процессе транспортирования. При транспортировании учитываются. · Физико-химические свойства: сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость, вязкость, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность, способность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность, распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность к коррозии, вредность, ядовитость, инфекционная опасность, радиоактивность. · Объемно-массовые характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем. · Возможность биохимических процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения, плесневения.
Рис. 15.2. Транспортная классификация грузов железных дорог
Грузы железных дорог делятся на 11 групп. 1. Скоропортящиеся – продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства, рыбная продукция. В этих грузах активно протекают процессы, вызывающие усушку, изменение цвета, распад и гидролиз органических веществ. При перевозке по железным дорогам скоропортящиеся грузы требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в «Правилах перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте».* Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах. 2. Гигроскопичные грузы – соль, сахар, цемент, хлопок. Поглощение влаги этими грузами приводит к изменению массы, объема, физических свойств, к прямым потерям и порче. 3. Грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи, что может привести к порче продукта – продукты перемола, чай, кофе. 4. Грузы, обладающие специфическими запахами – рыбные продукты, кожевенное сырье, табачные изделия, нефтепродукты. 5. 5 Грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свойства и не претерпевающие заметных изменений при перевозке – минеральные строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы. 6. Навалочные грузы, которые при перевозке теряют свойства сыпучести в результате смерзания или спекания – колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль. 7. Слеживающиеся навалочные грузы, которые теряют подвижность в результате давления верхних слоев – цемент, глина, фосфоритная мука, торф. 8. Опасные грузы. 9. Грузы, способные к значительным потерям массы: овощи, бахчевые культуры, мясные продукты. 10. Живность. 11. Продукция машиностроения. * Приказ МПС РФ от 17.12.99 г. № 44Ц «Правила перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте».
Основные факторы, которые учитываются при классификации грузов:
• способ погрузки и выгрузки; • условия перевозки и хранения; • возможность использования грузоподъемности подвижного состава; • сохранность при перевозке; • степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке. По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:
• требующие соблюдения определенных санитарных условий; • скоропортящиеся; • большой массы; • длинномерные; • негабаритные; • опасные. Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы – грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные – группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 ´ 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные – грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля. К опасным относятся грузы в соответствии с классификацией ГОСТ 19433-80. В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности γс), все грузы подразделяют на четыре класса (табл. 15.1).
Таблица 15.1 Классификация грузов в зависимости от объемной массы
По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:
• требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы); • требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции); • не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова при перевозке грузов первой категории – 9 м/с2, второй – 9-15 м/с2, третьей – 15-21 м/с2. По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании грузы делятся на четыре группы:
• 1 группа – малоопасные грузы (стройматериалы, продукты питания); • 2 группа – грузы опасные по своим размерам (длинномерные и негабаритные грузы); • 3 группа – грузы пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум); • 4 группа – особоопасные грузы (взрывоопасные, огнеопасные).
Полис – юридическое доказательство факта заключения договора страхования. Аварийный сертификат – документ, составляемый аварийным комиссаром (сюрвейером), уполномочиваемым заранее страховщиком, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие сведения, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика и права страхователя на получение страхового возмещения. Аварийный сертификат служит только свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком. Для страховых целей грузы разделяются на четыре группы (табл. 15.2).
Таблица 15.2 Классификация грузов для целей страхования
Определения* * Агентство INTRADE.
Опасные грузы – изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности или имущества и которые классифицированы. Инцидент, связанный с опасными грузами – событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению, нанесению ущерба имуществу, пожару, повреждению, утечке жидкости или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющимся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу воздушному судну или находящимся на его борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами. Происшествие, связанное с опасными грузами – событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или тяжелое телесное повреждение или нанесен серьезный ущерб имуществу. Пиротехническое вещество – какое-либо соединение или смесь, предназначенная производить эффект в виде тепла, звука, газа или дыма или их комбинации в результате самоподдерживающейся экзотермической химической реакции, протекающей без детонации. Пирофорная жидкость – жидкость, способная мгновенно воспламеняться при соприкосновении с воздухом, температура которого 55°С или ниже. Взрывчатое вещество – твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что это вызывает повреждение окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым. Вещество, которое само по себе не является взрывчатым, но может образовать взрывоопасную атмосферу газа, пара или пыли, не относится к взрывчатым. Жидкие опасные грузы – если не оговаривается иное, опасные грузы с температурой плавления или температурой начала плавления 20°С или ниже при давлении 101,3 кПа следует рассматривать как жидкости. Вязкое вещество, конкретную температуру плавления которого нельзя измерить, считается жидкостью, если оно определено в качестве таковой в результате испытания ASTM D 4359-90 или испытания для определения текучести (испытания с помощью пенетрометра).
Легковоспламеняющиеся грузы
В английском языке слова «flammable» и «inflammable» имеют одно и то же значение. Несовместимый – термин, применяемый к опасным грузам, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества. Номер ID – временный идентификационный номер для наименований (перечень опасных грузов), которым не был присвоен номер ООН. Номер по списку ООН – четырехзначный номер, присвоенный Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или конкретной группы веществ.
Классификация и виды опасных грузов
От опасных грузов исходят различные опасности. Это могут быть, например: • легковоспламенимость; • горючесть; • самовоспламеняемость; • спонтанные реакции (полимеризация); • опасные реакции с водой или другими веществами; • взрывчатость; • повышенная ядовитость, опасность для здоровья; • разъедающее, коррозийное действие; • выделение ядовитых газов при горении; • угроза водным ресурсам; • давление газов; • радиоактивность; • инертность; • опасность заражения; • высокая температура и т. д.
В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности). В табл. 15.3 приведены установленные классы и подклассы опасных грузов.* * ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»
Если груз относится к опасным, устанавливаются специальные условия его маркировки, упаковки, совместимости с другими грузами по ГОСТ 19433-88 и правила перевозки. Перевозка некоторых особо опасных грузов требует наличия упаковки, прошедшей сертификацию. Каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза. Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза. Международными соглашениями по сортировке опасных грузов являются:
Таблица 15.3 Классификация опасных грузов
ATR – Международное соглашение о транспортировке опасных грузов; IMDG – Международный морской код для опасных грузов; IATA – Международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем. Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз; дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |