Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи на предстоящее занятие




Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная учебная литература (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также конспекты лекций по теме «Клетка», образцы рисунков и таблицы (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение).

Студентам следует последовательно изучить общий план структурной организации клеток эукариот; основные постулаты клеточной теории; современные представления о значении, строении и химическом составе клеточных мембран. Особенности организации плазмолеммы, ее производные (микроворсинки, реснички, базальная исчерченность); химический состав гиалоплазмы; классификацию органелл, морфофункциональную характеристику мембранных (комплекс Гольджи, лизосомы, митоходрии, пероксисомы, эндоплазматическая сеть) и немембранных (рибосомы, микротрубочки, центриоли, микрофиламенты) органелл; понятие об органеллах специального назначения (на примере миофибрилл, нейрофибрилл, жгутиков, ресничек); виды и характеристика клеточных контактов; классификация и строение неклеточных структур. Изучить общий план строения клеточного ядра: место расположения в клетке, форма, размеры, хроматин, его уровни компатизации, половой хроматин, далее строение и функции ядрышка, кариолеммы и кариоплазмы; клеточный цикл, митоз, морфофункциональную характеристику фаз митоза. Эндорепродукция. Включения, их классификация, примеры, методы выявления. Виды смерти клетки, морфологические отличия некроза и апоптоза.

Для закрепления учебного материала студентам предлагается самостоятельно выполнить следующие задания:

1.Зарисовать в альбоме строение митохондрий, комплекса Гольджи, эндоплазматической сети, используя учебные электронные микрофотографии, и назовите функциональное значение структур.

2.Составить схему классификации структур клетки по функциональному признаку, отметив роль каждого типа органелл.

3.Составить схемы взаимоотношений органелл: эндоплазматической сети и комплекса Гольджи, комплекса Гольджи и лизосомально-вакуолярного аппарата.

4. Составить схему классификации структур ядра по функциональному признаку, отметив роль каждого компонента.

5. Составить схему классификации пигментных включений по химической природе, приведите примеры каждого вида.

6. Зарисовать схему клеточного цикла для различных типов клеток (постоянно делящихся, факультативно делящихся и терминально дифференцированных), привести примеры каждого типа.

Студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши. На первом часе занятия студент должен быть готов ответить с места или у доски, дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при разборе учебного материала, задать вопросы, требующие разъяснения, у преподавателя. На втором часе занятия САМОСТОЯТЕЛЬНО изучить электронные микрофотографии:

· гранулярная эндоплазматическая сеть аденоцита гипофиза;

· митохондрии в нейросекреторных клетках;

· комплекс Гольджи эпителиальной клетки ворсинки тонкой кишки;

· реснички мерцательной эпителиальной клетки трахеи;

· эпителий крипт тонкой кишки;

· фагоцитоз;

· лизосомы в нейросекреторной клетке;

· ацинозная клетка поджелудочной железы;

Самостоятельная работа на практическом занятии: изучить и зарисовать следующие препараты:

1. Мазок крови человека Окраска гематоксилином и эозином. На малом, а затем и на большом увеличении микроскопа увидеть и зарисовать в альбомах округлые безъядерные клетки розового цвета – эритроциты.

2. Отростчатая нервная клетка. Срез спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра. Под малым увеличением в передних рогах найти самые крупные клетки, имеющие звездчатую или треугольную форму. Под большим увеличением рассмотреть и зарисовать одну из клеток, обратив внимание на нерезко контурированное светлое ядро с крупным ядрышком и на характер распределения нейрофибрилл в перикарионе и отростках.

3. Симпласт. Срез языка. Окраска железным гематоксилином. Под малым увеличением видно, что главную массу языка образуют перерезанные в различных направлениях мышечные волокна (симпласты). Каждое мышечное волокно содержит большое количество богатых хроматином удлиненных ядер, лежащих по периферии волокна, непосредственно под сарколеммой. Под большим увеличением в мышечном волокне различима продольная и поперечная исчерченность. Зарисовать 2-3 мышечных волокна.

4. Неклеточные структуры (межклеточное вещество). Срез гиалинового хряща. Окраска гематоксилином и эозином. При малом, а затем и при большом увеличениях обратить внимание на наличие между клетками базофильного межклеточного вещества.

5. Сетчатый аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия. Окраска осмиевой кислотой. При малом увеличении видно множество характерных, довольно крупных нервных клеток, имеющих округлую форму и отделенных друг от друга прослойками соединительной ткани. Пластинчатый комплекс при большом увеличении представляет собой непрерывную широкопетлистую сеть, интенсивно окрашенную осмиевой кислотой в черный цвет и расположенную в цитоплазме вокруг ядра. Зарисовать несколько клеток, выделив черным карандашом комплекс Гольджи.

6. Низкий и высокий призматический эпителий канальцев почки. Окраска гематоксилином и эозином. Под малым увеличением найти поперек срезанные трубочки с хорошо различимым просветом – почечные канальцы. Под большим увеличением рассмотреть строение клеток, выстилающих трубочку изнутри, обратив внимание на кубическую и цилиндрическую форму клеток, на тесный контакт их друг с другом, на круглую или овальную форму ядра. Зарисовать канальцы, выстланные кубическим и цилиндрическим эпителием.

7. Всасывающая каемка микроворсинок и митохондрии в эпителиальных клетках кишечника. Окраска кислым фуксином по Альтману. Под малым, а затем и под большим увеличением виден пласт высоких и узких цилиндрических эпителиальных клеток. На апикальной поверхности эпителиальных клеток видна более ярко окрашенная в темнорозовый цвет четко контурированная кайма. В цитоплазме эпителиоцитов заметны многочисленные темнорозовые округлые зернышки или короткие палочки – митохондрии. Зарисовать демонстрационный препарат.

8. Включения гликогена в гепатоцитах. ШИК-реакция. Найдите плотно расположенные полигональные клетки (гепатоциты). В цитоплазме найдите скопления гликогена, имеющие фиолетовый или бордовый цвет. Изучите и зарисуйте одну из клеток под большим увеличением, обозначив перечисленные структуры: цитоплазму, зерна гликогена.

9. Пигментные включения в клетках кожи головастика. Неокрашенный препарат. Под малым увеличением найдите скопления крупных клеток коричневатого цвета. Под большим увеличением изучите структуру и зарисуйте одну из пигментных клеток, обратив внимание на обильные цитоплазматические включения коричневого пигмента меланина, имеющие вид компактных зернистых скоплений. Обозначьте названные структуры.

10. Жировые клетки соединительной ткани. Окраска суданом III. Под малым увеличением рассмотрите общую структуру ткани, состоящей из относительно крупных, округлых клеток. Под большим увеличениемдетальнее изучите строение одной из клеток, обратив внимание на цитоплазматические включения, имеющие вид крупной липидной капли, оттесняющей цитоплазму на периферию. При докраске препарата гематоксилином визуализируется эксцентрично расположенное палочковидной формы, интенсивно окрашенное ядро. На обычных гистологических препаратах липидные включения имеют вид пустот в связи с растворением жировых веществ в процессе гистологической обработки материала спиртами и ксилолом. Зарисуйте 2-3 клетки.

11. Митоз растительной клетки. Корешок лука. Окраска железным гематоксилином. На малом увеличении обнаруживается скопление клеток удлиненной формы, вплотную прилегающих друг к другу.Под большимнайдите клетки на разных стадиях митотического деления. Найдите клетку, у которой хроматин (хромосомы) образует скопление в виде клубка - стадия профазы, клетку с хромосомами в виде “звезды” - стадия метафазы, клетку с концентрацией дочерних хромосом (хроматид) на полюсах - стадия анафазы. Сравните найденные митотические клетки с дифференцированными интеркинетическими клетками в других участках препарата. Зарисуйте и обозначьте найденные клетки под большим увеличением.

12. Митоз (кариокинез) животной клетки. Окраска железным гематоксилином.

При слабом увеличении находим делящиеся клетки, на большом увеличении рассмотрите и зарисуйте клетки на разных стадиях кариокинеза.

13. Гликоген в клетках печени. Окраска кармином по методу Беста докраска ядер гематоксилином.

На препарате при слабом, а затем и при сильном увеличении легко найти крупные клетки, в которых расположены глыбки гликогена различной формы, окрашенные кармином в ярко красный цвет. Зарисовать 1-2 клетки при сильном увеличении.

4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний:

· Дайте определение понятию “клетка”.

· Назовите и прокомментируйте положения клеточной теории.

· Перечислите основные функциональные свойства живой клетки.

· Назовите основные составные части клетки.

· Перечислите основные формы клеток у человека.

· Дайте структурную характеристику клеточных мембран.

· Назовите основные функции цитолеммы.

· Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику.

· Назовите составные части цитоплазмы.

· Укажите основные химические компоненты гиалоплазмы.

· Дайте определение понятию “органелла”.

· Назовите группы органелл.

· Перечислите мембранные органеллы.

· Назовите немембранные органеллы.

· Укажите виды эндоплазматической сети, их строение и функциональное значение.

· Охарактеризуйте строение и функции комплекса Гольджи.

· Назовите компоненты лизосом и пероксисом, их функциональное значение.

· Перечислите структурные компоненты и функции митохондрий.

· Опишите структуру рибосомы.

· Опишите строение центриолей.

· Опишите структуры цитоскелета и укажите их значение.

· Назовите органеллы специального значения.

· Перечислите неклеточные структуры тканей, укажите особенности их строения и происхождения.

· Перечислите составные части ядра.

· Охарактеризуйте “гетерохроматин” и “эухроматин”.

· Опишите строение и функции ядрышка.

· Перечислите составные части кариолеммы.

· Что такое включения и каково их значение?

· Приведите классификацию включений.

· Опишите морфологические изменения ядра в процессе гибели клеток.

· Перечислите морфологические изменения цитоплазмы при гибели клеток.

· Что такое апоптоз, некроз?

· Дайте определение понятию “клеточный цикл”.

· Назовите этапы клеточного цикла.

· Опишите процессы на различных этапах клеточного цикла.

· Перечислите способы репродукции клеток.

· Каково значение размножения клеток?

· В чем состоит биологическое значение митоза?

· Перечислите фазы митоза.

· Какие процессы происходят в течение профазы митоза?

· Какие процессы происходят в течение метафазы митоза?

· Какие процессы происходят в анафазе митоза?

· Какие процессы происходят в течение телофазы митоза?

· Дайте общую характеристику амитоза.

· Что такое эндорепродукция? Каково ее значение?

· В чем состоит биологическое значение мейоза?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.