Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение мотиваций




БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОТИВАЦИЙ

Методические указания

к выполнению курсовой работы

по дисциплине

«Прикладная метрология»

 

 

Подписана в печать ……… Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. …… Уч.-изд. л. ……… Тираж …… экз. Заказ …

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Чтобы приспосабливать текущие физиологические процессы к меняющимся условиям внешней среды, организм человека обменивается с ней веществом, энергией и информацией, сохраняя этим постоянство внутренней среды (гомеостаз). На изменения внешней и внутренней среды центральная нервная система отвечает координированными врождёнными приспособительными реакциями (рефлексы, инстинкты), в осуществлении которых участвуют все физиологические системы организма. Такая деятельность является реактивной, то есть представляющей ответные реакции организма на изменения среды. Наряду с этим, человек способен активно изменять окружающую среду в собственных целях, ради удовлетворения своих потребностей – такие действия составляют поведение человека. Характер поведения определяют физические и социальные факторы окружающего мира, направляя действия человека на поиск контактов с одними внешними объектами и избегание контактов с другими. Поведение человека складывается из последовательности действий, направляемых на удовлетворение возникающих у него потребностей в пище, воде для питья, температурном комфорте, безопасности, продолжении рода, социальном общении, интеллектуальной деятельности. Направленное на удовлетворение потребности поведение человека формируется на основе возникающей у него мотивации.

 

Мотивация (от лат. motus – движение; moveo – приводить в движение) представляет собой внутреннее состояние организма, обусловленное возникшей потребностью и стимулирующее поведенческие реакции, направленные на удовлетворение этой потребности. К. В. Судаков определил мотивации, как "эмоционально окрашенные состояния животных и человека, формирующие поведение, направленное на удовлетворение лежащих в их основе биологических и социальных потребностей".[1] Мотивации и эмоции, рассматриваемые подробно в следующей главе, всегда сопутствуют друг другу.

Биологические мотивации возникают вследствие изменений внутренней среды и ощущаются как жажда, голод, страх, половое влечение. При изменениях осмотического давления, содержания глюкозы, гормонов в крови и т.д. возбуждаются специфически чувствительные к таким сдвигам мотивационные центры гипоталамуса. Гипоталамус активирует другие регионы мозга: ретикулярную формацию, лимбическую систему и кору больших полушарий, в первую очередь, её лобные области. В результате взаимодействия подкорковых структур и коры мозга создаётся и реализуется программа целенаправленного поведения.

Социальные мотивации возникают на основе информационных процессов, которые осуществляются вследствие активности разных регионов коры головного мозга и взаимодействующих с корой подкорковых структур. По определению П. В. Симонова «мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к её удовлетворению". [2]

Независимо от происхождения мотиваций каждой из них присущи три важные функции. Во-первых, мотивация направляет поведение к определённой цели - удовлетворению потребности. Во-вторых, она повышает общий уровень бодрствования, стимулирует человека или животное к активным действиям. И, в-третьих, она согласует между собой отдельные компоненты поведения и определяет их необходимую последовательность.

 

11.1.1. Врождённые и приобретённые компоненты мотиваций

Мотивации формируются на основе врождённых физиологических механизмов и приобретённого жизненного опыта. Врождённые механизмы или инстинкты активируются действием специфических сенсорных раздражителей и проявляются сложными поведенческими реакциями, которые характеризуются строгим постоянством (стереотипностью). И. П. Павлов полагал, что между терминами «инстинкт» и «рефлекс» не существует принципиальной разницы, но предпочитал говорить о рефлексе, «так как в нём отчётливее идея детерминизма, бесспорнее связь раздражителя с эффектом, причины со следствием».[3] Классическая рефлекторная теория, созданная Павловым, объясняла любую деятельность мозга как закономерный ответ на действие внешних стимулов по принципу «стимул – реакция». Эта теория не использовала понятие мотивации для объяснения поведения, которое считала закономерным следствием возбуждения нервных центров в ответ на раздражение. С таким объяснением нельзя согласиться, поскольку оно представляет лишь частный случай, далеко не всегда соответствующий реальным физиологическим процессам, которые обеспечивают поведенческие реакции.

В инстинктивном поведении существуют подготовительный, поисковый и завершающий этапы. Например, пищевой инстинкт у животных, направленный на активный поиск пищи и её потребление, состоит из формирующейся вследствие потребности в пище мотивации, поиска и овладения пищей, оценки её съедобности и, наконец, поедания. Половой инстинкт у животных обусловлен возникновением полового влечения (либидо), которое инициирует половой ритуал (ухаживание) и половое взаимодействие (половой акт). Родительские инстинкты, проявляющиеся в заботе о потомстве, сохраняются в течение всего времени, на протяжении которого дети нуждаются в помощи родителей и охране. Эти сложные инстинкты обеспечивают выживание потомства, а, тем самым, сохранение вида. Игровые инстинкты у детёнышей высших животных способствуют приобретению необходимого для дальнейшей жизни поведенческого опыта, ту же функцию выполняют подражательные инстинкты. Поведение стабильных групп животных одного вида зависит от проявления стадных инстинктов, реализующихся на основе врождённых и приобретённых механизмов. Поведение разных видов животных подчиняется инстинкту миграции – передвижению на значительное расстояние в связи с сезонными изменениями условий существования или в связи с особенностями развития.

Примером врождённого, генетически запрограммированного поведения человека являются пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный. Наряду с ними новорождённый способен криком или плачем, т.е. поведенческими реакциями, показывать, что он голоден, и успокаиваться, после того, как его накормят. Питьевой, оборонительные и терморегуляционные рефлексы тоже генетически запрограммированы, вместе с пищевыми безусловными рефлексами они позволяют новорождённому удовлетворять важнейшие биологические потребности организма - в противном случае его ожидала бы гибель. Но, если биологические потребности ребёнка помогает удовлетворять мать или другие, заботящиеся о нём люди, то взрослые должны все проблемы решать сами. Путь от младенца до взрослого - это усовершенствование врождённых механизмов и приобретение новых способов управления. Они создаются на основе врождённых нервных и эндокринных механизмов регуляции в условиях гетерохронного, т.е. неодновременного созревания и совершенствования различных структур мозга и его медиаторных систем. Опыт успешных действий, направленных на удовлетворение потребностей, способствует формированию следов памяти, то есть модификации синапсов, посредством которых взаимодействуют структуры мозга при создании различных форм поведенческой деятельности.

Врождённые биологические мотивы в поведении человека присутствуют одновременно с когнитивной деятельностью, обеспечивающей сознательный контроль текущего поведения. В связи с этим проявление биологических механизмов всегда маскируется рассудочной деятельностью человека. О проявлении инстинктов в поведении человека принято говорить применительно к неуправляемым страстям, импульсивным поступкам, свидетельствующим о проявлении т.н. «животного начала». В силу этого обстоятельства в психологической литературе понятие «инстинкт» не используется как научный термин, а рассматривается лишь в качестве источника мотивации. Роль наследуемых биологических механизмов, определяющих индивидуальные особенности поведения человека, рассматривается в курсе психогенетики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.