Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание личности в социальной психологии




Личность — это сознательный и активный человек. Он мо­жет выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положе­нием угнетаемого или бороться против несправедливости, от­давать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, ко­торые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Понятие личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складыва­ющихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отноше­ний. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политичес­кие права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполни­тельницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических от­ношений. Идеология как система идей об обществе оказыва­ет огромное влияние на личность, во многом формирует со­держание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодей­ствия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, соци­альных установках и других видах отношений к обществу, тру­ду, людям, собственным качествам. В то же время в группе лич­ность завоевывает определенный авторитет, занимает опреде­ленное положение, играет определенные роли.

Личность — не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных обществен­ных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность это конкретный человек, являю­щийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и хд.), осознающий свое отношение к окружа­ющим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивиду­альными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окру­жающую среду и общество, общественно-полезную деятель­ность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфи­ку их проявления, зависит эффективность правильного пони­мания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности лично­сти — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: свое­образии работы всей нервной системы, соотношении процес­сов возбуждения и торможения в коре головного мозга, про­явлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступ­ков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности — это та­кие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серь­езное влияние как на его психику и поведение, так и на под­верженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естествен­но, сказываются на его действиях и поступках и должны при­ниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе анатомо-физиологических особенностей лежат за­датки, представляющие собой врожденные анатомо-физиоло­гические характеристики организма, которые облегчают раз­витие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная

нервная система, может способствовать развитию многих спо­собностей в любом виде деятельности, связанной с необ­ходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм рабо­ты, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А сле­довательно, это может специфически проявляться и в ходе со­вместной деятельности с ними и, безусловно, должно прини­маться во внимание.

Важнейшими факторами формирования личности высту­пают окружающая среда и общество. Вне общества, вне соци­альной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует — общество.

Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие лично­сти. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида заложены в нем от рож­дения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельно­сти, проявлении себя, силе и быстроте протекания психичес­ких процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как со­циальная характеристика деятельности человека и может из­меняться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости в поведении, пассивности психичес­кой деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости ин­дивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его прояв­лений, оказывает большое влияние на формирование лично­сти. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель де­мократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравствен­ные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внима-ние, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с дру­гими людьми, в условиях которого развивается человек, вос­питание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности дей­ствий и поступков личности в обществе позволяют составить ее социально-психологическую характеристику, т.е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния ин­дивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в про­цессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с людьми.

При этом не следует забывать о своеобразии зарождения и развития психологических особенностей личности, формиру­ющихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, существует прямая связь между специ­фикой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде1, с другой — присут­ствует и определенная корреляционная зависимость собствен­но социально-психологических качеств личности от специфи­ки функционирования его индивидуально-психологических особенностей2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.