КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические аспекты социализации
В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкования социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация». Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Адаптация (приспособление) может рассматриваться как составная часть социализации и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация — это конкретный процесс социализации. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности. Источниками социализации личности являются: 1) опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм поведения; 2) социальные институты — системы воспитания, обучения и образования; 3) взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке. По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.
Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) осмысление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я»-образа. Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве —таковы основные стадии в осознании своего «Я», Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки. В процессе социализации выделяют содержание, широту (число сфер, к которым смогла приспособиться личность), механизм социализации, социальные институты, факторы и стадии. При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается. Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общи) значений, т. е. взглядов. В демократическом государстве смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей. В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм — стремление к подчинению, моральное унижение. Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других. Деструкци я — один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э.Фромм, разрушение мира для человека — последняя, отчаянная попытка в их противоборстве. Конформизм (от лат. сошЪпшз — подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность» («автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»). Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация «Я»). Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности раскрывает теория «зеркального «Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В теории Ч. Кули решающая роль в социализации индивида отводится так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичных коллективах — родителей, друзей, соседей. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство «Я», которое американский социолог называет «зеркальным «Я», подчеркивая специфику его образования. Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «Я», как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически, «зеркальное «Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируются самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное «Я». С течением времени вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное «Я» становится все более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он во все большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы. Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции социализации явилось то, что он рассматривал процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Однако он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е. социальным институтам, которые также играют значительную роль в социализации индивида. Дж. Мид (1863—1931), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако в отличие от него Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Мид видел главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский ученый полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребенка принимать на себя определен^-ную роль, затем по мере накопления опыта и взросления он изучается в процессе игры принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим развиваются его разум и самосознание, ребенок во все большей мере усваивает нормы и ценности социальной группы, ее требования и установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого «Я» служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду. Как только индивид научается принимать установки и ценности социальной группы, в которую включается как активный участник, он начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. С этого момента он участвует наравне с другими членами группы в решении общих проблем, целиком разделяя общие заботы и интересы группы. По мнению французского ученого Г. Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство. Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры. Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. Сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности — референтности, предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности. Процесс социализации связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является деление социализации на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |